ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Доклад на конференции: Перспективы
развития лизинга в Поволжье ГАРМАШ Л.П., к.э.н., ст. преподаватель кафедры экономики
национальных природных ресурсов Самарской государственной экономической академии.Земельные ресурсы, с позиций
собственника (в том числе и в первую очередь в условиях
РФ, государственного или муниципального собственника), являются одними из важнейших ресурсов,
обеспечивающих: - достижение стратегических целей собственника (стратегических целей государственного и муниципального
управления); - решения главных задач собственника (в том числе, сформулированных
в государственных и региональных программах социальных, экономических, экологических и др.
преобразований и развития). Подобная же важная обеспечивающая роль земельных ресурсов
имеет место для негосударственных собственников (особенно – для крупных собственников).
Среди других типов обеспечивающих ресурсов: финансовые, трудовые, материально-технические, информационные и
т.д., а также подобные земельным ресурсам ресурсы типа недвижимости. Таким
образом, цели и задачи управления земельными ресурсами являются вторичными, обеспечивающими
в сравнении с главными целями и задачами собственника (соответственно, для
государственного и муниципального собственника – декларированными целями и задачами общественно
полезного, социально справедливого, национально безопасного, экономически эффективного государственного и муниципального
управления). В числе наиболее часто формулируемых целей и задач управления
земельными ресурсами, стоящими перед государственными и муниципальными собственниками, можно отметить
экономически эффективное использование и развитие земельных ресурсов (недвижимости) и наполнение
бюджета, а также максимальное улучшение положительного бюджетного баланса, рост поступлений
и сокращение расходов при выполнении поставленных ограничений, нормативное (экологически, биологически
и т.п.) содержание земель. В Федеральной концепции управления государственным имуществом земельные
участки упомянуты в составе управляемого государственного имущества (федеральной недвижимости). Таким
образом, сформулированные в Концепции цели максимального увеличения доходности и поступлений
в федеральный бюджет за счет операций с государственным имуществом (и,
соответственно, федеральной недвижимостью) охватывает и земельные ресурсы. Сегодня определена идея
создания и правового урегулирования единых объектов управления, включающих земельные участки
и иные объекты недвижимости, единых имущественных комплексов типа “здания –
земля – инфраструктура”. Цели и задачи оптимизации структуры государственного сектора,
имущественных комплексов унитарных предприятий, выявления и приватизации излишнего, неиспользуемого или
используемого не по назначению федерального недвижимого имущества в полной мере
распространяется на земельные ресурсы, входящие в упомянутые единые объекты и
имущественные комплексы. Экономически эффективное управление земельными ресурсами основывается на всестороннем анализе
финансовых потоков, в той или иной форме наполняющих и расходующих
бюджет собственника в связи с реализацией своих правомочий и обязанностей
по отношению к принадлежащей им земельной собственности, а также от
взаимодействий с другими земельными собственниками. Речь идет обо всех видах
собственников (всех уровней государственной федеральной, субфедеральной и муниципальной, а также
негосударственной, в том числе, частной собственности), действующие на территории данного
субъекта управления. Множество источников поступлений в бюджет (а также иные внебюджетные
фонды) от действий с земельными ресурсами целесообразно систематизировать следующим образом: -
бюджетные поступления от реализации правомочий распоряжения – от операций с
правовым статусом земельных ресурсов (продажа, приватизация и т.п.); - бюджетные поступления
от реализации правомочий пользования – по результатам эффективного использования земельных
ресурсов (сдача в различные формы аренды, отчисления по результатам хозяйственной
деятельности с участием государственного и муниципального собственника); - налоговые поступления, а
также бюджетные поступления по результатам лицензионной, контрольно-ревизионной и иной подобной
управленческой деятельности (штрафы, лицензионные и иные сборы, пени и т.д.). Среди
направлений расходования бюджетных средств (в сфере управления земельными ресурсами) должны
быть не забыты следующие: - расходы, связанные с осуществлением обязанностей собственника
по ответственному содержанию объектов в рамках установленных градостроительных норм, стандартов
и правил (биолого-почвенных, сельскохозяйственных, строительных, архитектурно-планировочных, санитарно-эпидемиологических и т.п.), охране,
страхованию и т.д.; - расходы для реализации полномочий владения, в
том числе, на плановое развитие земельных ресурсов (улучшение земель, изменение
направлений использования, новое строительство и др.). Для полноты анализа и выявления
потенциала эффективного управления необходимо учитывать как реальные финансовые потоки прямых
доходов и расходов (бюджетные поступления от продаж, налоговых платежей, бюджетные
расходы на содержание, принудительный выкуп и т.д.), так и условные
финансовые потоки: - упущенные доходы (например, из-за предоставляемых льгот, неправильно
установленной нормативной базы и т.д.); - возможные рисковые ущербы (с учетом
резервных фондов, заложенных на случай таких негативных вероятностных событий); - потенциально
возможные сопутствующие доходы и расходы, определяемые как следствие основной деятельности
конкретных объектов, как, например: рост налогооблагаемого дохода гостиничного и торгового
бизнеса в связи с возможностями более эффективного использования расположенных на
земельных участках зданий и помещений (городских залов собраний, объектов-памятников и
т.д.). Сегодня лизинг недвижимости носит в большей степени оперативный характер, то
есть имущество передается в аренду на срок, который короче его
экономического функционирования (амортизационного периода). При этом отношения между арендатором и
арендодателем заключаются в виде соглашения (договора аренды) на сравнительно небольшой
срок. Аренда за пользование земельным участком, в качестве платежа за
использование земли, по уровню выше земельного налога, что должно содействовать
вовлечению земли в экономический оборот. Уровень арендной платы в настоящее
время устанавливается по усмотрению собственника (по усмотрению местных администраций на
государственные земли). Расчет арендной платы осуществляется на основе ставок земельного
налога с учетом территориально-экономического зонирования и площади земельного участка. Кроме
того, арендная плата сегодня увязывается с видом деятельности (применяется корректирующий
коэффициент на вид деятельности). Арендатор осуществляет свою деятельность с момента
регистрации, обязуется не вмешиваться в хозяйственную деятельность арендодателя и уплачивать
арендную плату с момента регистрации договора аренды. В России сложилась
практика регулирования арендной платы волюнтаристским путем, скачки цен на недвижимость
влекут за собой стихийное изменение арендной платы, как правило, в
сторону ее увеличения. Представляется целесообразным, увязывать арендную плату с уровнем
цен на землю и недвижимость (земельно-имущественный комплекс в целом). В
настоящее время налоги от недвижимости в России составляют не более
1% в бюджете страны, тогда как еще в 1914 году
эта доля была более 60%. В развитие рынка недвижимости возможно
заложить рыночную составляющую в базовый принцип расчета арендной платы. Ставка
аренды недвижимости может составлять 1,5-3% от рыночной цены недвижимости, которая
в свою очередь различна за счет фактора местоположения и имеет
тенденцию роста в центре и снижения к периферии территории. При
расчете арендной платы не должен учитываться вид деятельности. Арендная плата
(лизинг недвижимости) в условиях рынка выступает экономическим регулятором эффективного использования
земли и планирования использования земель. Возможно применение повышенных ставок аренды
для “вредных” предприятий с целью изменения их местоположения, например, высвобождение
земли в центре города или высвобождение “излишней” земли. Задача измерения
потенциала развития как потенциала эффективного управления является одной из ключевых.
Определение меры и направлений возможных улучшений является необходимым условием для
выработки стратегии и тактики эффективного управления. Применительно к объектам недвижимости
типа свободных земельных участков, участков с объектами незавершенного строительства, участков
и объектов, возможных или предназначенных для улучшений, задача измерения потенциала
развития включает такие компоненты как: - анализ градостроительного назначения данной территории,
данного земельного участка и объекта (если в градостроительных документах, генплане
есть информация непосредственно для данного объекта); - исследование секторов рынка недвижимости,
в рамках которых возможно развитие деятельности рассматриваемого объекта и реализация
результатов развития; - оценка реальной осуществимости развития земельных участков по всем
аспектам возможной реализации: правовой, физической (производственно-технологической и т.п.), организационно-правовой, и
финансовой. Для более сложных и продолжительных во времени проектов развития, в
том числе, когда результат развития остается у заказчика как приносящая
доход недвижимость, необходимо применять более сложные динамические модели.
|