бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ЛИЗИНГ
Клебанов «подстрахует» бизнес ФЛК

С приходом министра Финансовая лизинговая компания постарается расширить объем операций в оборонном машиностроении, чтобы компенсировать «скромное» положение на рынке авиационного лизинга.

На прошлой неделе министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов был избран председателем совета директоров ОАО «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК). До последнего времени эта компания находилась «в тени» своего конкурента на лизинговом рынке – компании «Ильюшин Финанс», однако назначение Клебанова может кардинально изменить ситуацию. Участники рынка не исключают, что с приходом министра бизнес ФЛК станет более диверсифицированным. Если «Ильюшин Финанс» делает ставку на работу с предприятиями гражданской авиации, то ФЛК в значительной мере связана с лизинговыми проектами в оборонной промышленности, в том числе судостроении.

Финансовая лизинговая компания вышла на рынок лизинга в 1997 году, и тогда основное направление ее деятельности было связано с перевооружением российских мощностей ВПК, в первую очередь в области авиастроения. В 2001 году ФЛК выиграла тендер правительства РФ на получение государственной поддержки лизинговых программ в области гражданской авиации (вторым победителем был «Ильюшин Финанс»). По условиям конкурса, обе лизинговые компании должны были в обмен на бюджетную поддержку дать федеральным властям возможность получить контрольный пакет своих акций. Поэтому сегодня основные акционеры ФЛК – это правительство РФ (58% акций), Татарстан (20%), «Татнефть» и аффилированные с нею структуры (около 20%). В компании «Ильюшин Финанс» государству принадлежит 45% акций, еще 41,4% контролируется Национальным резервным банком (НРБ).

Первым проектом ФЛК в гражданской авиации стала сделка с хабаровской авиакомпанией «Дальавиа» (перевозчик получил в лизинг два среднемагистральных пассажирских самолета Ту-214). До сих пор основная деятельность ФЛК в области авиапрома связана именно со строительством Ту-214. Причем, по словам генерального директора ФЛК Евгения Зарицкого, спрос на эти самолеты на будущий год уже превышает предложение. «Казанское авиационное производственное объединение в следующем году может произвести всего четыре самолета, спрос же на них превышает шесть машин, – отметил г-н Зарицкий в беседе с корреспондентом RBC daily. – В ближайшее время мы планируем подписать контракты на поставку самолетов с несколькими крупными авиакомпаниями, входящими в десятку лидеров. Кроме того, на выставке МАКС-2003 будет заключен новый договор с «Дальавиа» на поставку 3 самолетов Ту-214».

В числе готовящихся «авиационных» сделок ФЛК – контракт по международному лизингу новых легких многоцелевых самолетов Ан-38 (изготовитель – Новосибирский авиазавод) для украинской авиакомпании «Карпатские международные авиалинии». По информации пресс-службы ФЛК, договор должен быть подписан в рамках переговоров на авиасалоне МАКС-2003. Правда, как отмечают эксперты, деятельность ФЛК в авиационной области все же выглядит достаточно «бледно» по сравнению с ее основным конкурентом – компании «Ильюшин Финанс». У последней по состоянию на январь 2003 года в активе сделки по сдаче в лизинг 16 самолетов Ил-96 для авиакомпаний «Аэрофлот – Российские авиалинии» и «Атлант-Союз», 46 самолетов Ту-204 (43 в пассажирском и 3 в грузовом вариантах) для авиакомпаний «Сибирь», «Красноярские авиалинии», «Ист Лайн» и «Кавминводы» и 3 самолета Ан-140 для авиакомпании «Сибавиатранс». Кроме того, в ближайшее время компания «Ильюшин Финанс» намерена подписать контракт на поставку четырех самолетов Ту-204-300 авиакомпании «Трансаэро».

«Позиции «Ильюшина» в авиапроме все же более сильные, чем у ФЛК, – сказал RBC daily редактор авиационного журнала «Воздушный транспорт» Игорь Григорьев, – особенно в свете намерения «Ильюшина» реорганизовать весь авиапром в вертикально интегрированную структуру и передать ее в доверительное управление частному капиталу, то есть им. Понятно, что если этот проект будет принят чиновниками, то управление доверят, скорее всего, «Ильюшину» как ее разработчику, а не ФЛК». Хотя, по-видимому, основной акционер «Ильюшин Финанс» – НРБ – не очень уверен в этом. Наличие второй лизинговой компании, работающей на государственные деньги, вызывает возмущение у председателя совета директоров НРБ Александра Лебедева. «Распределение ограниченных средств между двумя лизинговыми компаниями с государственным участием привело к распылению и без того скромных ресурсов и существенно снизило ожидаемый эффект от организации в России системы лизинга воздушных судов», – заявил г-н Лебедев на весеннем заседании правительства, посвященном проблемам отрасли.

Теперь же, с приходом Ильи Клебанова, как говорят участники рынка, становится понятно, что стратегии компаний расходятся: скорее всего, «Ильюшин Финанс» останется крупнейшим лизингодателем в области гражданской авиации, а интересы ФЛК постепенно сместятся в сторону оборонного машиностроения. «Лизинг авиатехники пока остается основной нашей сферой деятельности, – говорит Евгений Зарицкий, – на данный момент доля наших «авиационных» проектов в общем объеме сделок составляет более 50%, и пока такой расклад нас устраивает. Хотя вероятно, что к 2005 году произойдет распределение направлений и порядка 30% будет составлять авиапром, 35-40 – машиностроение и ВПК и около 30 – судостроение».

Три основных направления, которые собирается развивать ФЛК, – это лизинг ВПК, продукции машиностроения и судов. Как рассказал RBC daily представитель пресс-службы компании, уже оплачен первый заказ на санкт-петербургском судостроительном заводе «Пелла». Срок передачи судна лизингополучателю – госпредприятию, обслуживающему Махачкалинский порт, – октябрь текущего года. Программа рассчитана на 5 лет и предусматривает производство свыше 25 судов для 12 портовых хозяйств России. Еще одно направление деятельности ФЛК – модернизация основных средств предприятий ВПК. Так, программа лизинга производственного оборудования для ОАО ММЗ «Авангард», входящего в концерн «Алмаз-Антей», будет осуществляться с привлечением ФЛК. «Сейчас мы начинаем осуществлять программу перевооружения КАПО и перевооружения ВПК «Сухой», – говорит Евгений Зарицкий.

Наталья Бендина, 20.08.2003
РИА «РосБизнесКонсалтинг»

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz