С приходом министра Финансовая лизинговая компания постарается расширить объем операций
в оборонном машиностроении, чтобы компенсировать «скромное» положение на рынке авиационного
лизинга. На прошлой неделе министр промышленности, науки и технологий РФ
Илья Клебанов был избран председателем совета директоров ОАО «Финансовая лизинговая
компания» (ФЛК). До последнего времени эта компания находилась «в тени»
своего конкурента на лизинговом рынке – компании «Ильюшин Финанс», однако
назначение Клебанова может кардинально изменить ситуацию. Участники рынка не исключают,
что с приходом министра бизнес ФЛК станет более диверсифицированным. Если
«Ильюшин Финанс» делает ставку на работу с предприятиями гражданской авиации,
то ФЛК в значительной мере связана с лизинговыми проектами в
оборонной промышленности, в том числе судостроении. Финансовая лизинговая компания вышла
на рынок лизинга в 1997 году, и тогда основное направление
ее деятельности было связано с перевооружением российских мощностей ВПК, в
первую очередь в области авиастроения. В 2001 году ФЛК выиграла
тендер правительства РФ на получение государственной поддержки лизинговых программ в
области гражданской авиации (вторым победителем был «Ильюшин Финанс»). По условиям
конкурса, обе лизинговые компании должны были в обмен на бюджетную
поддержку дать федеральным властям возможность получить контрольный пакет своих акций.
Поэтому сегодня основные акционеры ФЛК – это правительство РФ (58%
акций), Татарстан (20%), «Татнефть» и аффилированные с нею структуры (около
20%). В компании «Ильюшин Финанс» государству принадлежит 45% акций, еще
41,4% контролируется Национальным резервным банком (НРБ). Первым проектом ФЛК в
гражданской авиации стала сделка с хабаровской авиакомпанией «Дальавиа» (перевозчик получил
в лизинг два среднемагистральных пассажирских самолета Ту-214). До сих пор
основная деятельность ФЛК в области авиапрома связана именно со строительством
Ту-214. Причем, по словам генерального директора ФЛК Евгения Зарицкого, спрос
на эти самолеты на будущий год уже превышает предложение. «Казанское
авиационное производственное объединение в следующем году может произвести всего четыре
самолета, спрос же на них превышает шесть машин, – отметил
г-н Зарицкий в беседе с корреспондентом RBC daily. – В
ближайшее время мы планируем подписать контракты на поставку самолетов с
несколькими крупными авиакомпаниями, входящими в десятку лидеров. Кроме того, на
выставке МАКС-2003 будет заключен новый договор с «Дальавиа» на поставку
3 самолетов Ту-214». В числе готовящихся «авиационных» сделок ФЛК –
контракт по международному лизингу новых легких многоцелевых самолетов Ан-38 (изготовитель
– Новосибирский авиазавод) для украинской авиакомпании «Карпатские международные авиалинии». По
информации пресс-службы ФЛК, договор должен быть подписан в рамках переговоров
на авиасалоне МАКС-2003. Правда, как отмечают эксперты, деятельность ФЛК в
авиационной области все же выглядит достаточно «бледно» по сравнению с
ее основным конкурентом – компании «Ильюшин Финанс». У последней по
состоянию на январь 2003 года в активе сделки по сдаче
в лизинг 16 самолетов Ил-96 для авиакомпаний «Аэрофлот – Российские
авиалинии» и «Атлант-Союз», 46 самолетов Ту-204 (43 в пассажирском и
3 в грузовом вариантах) для авиакомпаний «Сибирь», «Красноярские авиалинии», «Ист
Лайн» и «Кавминводы» и 3 самолета Ан-140 для авиакомпании «Сибавиатранс».
Кроме того, в ближайшее время компания «Ильюшин Финанс» намерена подписать
контракт на поставку четырех самолетов Ту-204-300 авиакомпании «Трансаэро». «Позиции «Ильюшина»
в авиапроме все же более сильные, чем у ФЛК, –
сказал RBC daily редактор авиационного журнала «Воздушный транспорт» Игорь Григорьев,
– особенно в свете намерения «Ильюшина» реорганизовать весь авиапром в
вертикально интегрированную структуру и передать ее в доверительное управление частному
капиталу, то есть им. Понятно, что если этот проект будет
принят чиновниками, то управление доверят, скорее всего, «Ильюшину» как ее
разработчику, а не ФЛК». Хотя, по-видимому, основной акционер «Ильюшин Финанс»
– НРБ – не очень уверен в этом. Наличие второй
лизинговой компании, работающей на государственные деньги, вызывает возмущение у председателя
совета директоров НРБ Александра Лебедева. «Распределение ограниченных средств между двумя
лизинговыми компаниями с государственным участием привело к распылению и без
того скромных ресурсов и существенно снизило ожидаемый эффект от организации
в России системы лизинга воздушных судов», – заявил г-н Лебедев
на весеннем заседании правительства, посвященном проблемам отрасли. Теперь же, с
приходом Ильи Клебанова, как говорят участники рынка, становится понятно, что
стратегии компаний расходятся: скорее всего, «Ильюшин Финанс» останется крупнейшим лизингодателем
в области гражданской авиации, а интересы ФЛК постепенно сместятся в
сторону оборонного машиностроения. «Лизинг авиатехники пока остается основной нашей сферой
деятельности, – говорит Евгений Зарицкий, – на данный момент доля
наших «авиационных» проектов в общем объеме сделок составляет более 50%,
и пока такой расклад нас устраивает. Хотя вероятно, что к
2005 году произойдет распределение направлений и порядка 30% будет составлять
авиапром, 35-40 – машиностроение и ВПК и около 30 –
судостроение». Три основных направления, которые собирается развивать ФЛК, – это
лизинг ВПК, продукции машиностроения и судов. Как рассказал RBC daily
представитель пресс-службы компании, уже оплачен первый заказ на санкт-петербургском судостроительном
заводе «Пелла». Срок передачи судна лизингополучателю – госпредприятию, обслуживающему Махачкалинский
порт, – октябрь текущего года. Программа рассчитана на 5 лет
и предусматривает производство свыше 25 судов для 12 портовых хозяйств
России. Еще одно направление деятельности ФЛК – модернизация основных средств
предприятий ВПК. Так, программа лизинга производственного оборудования для ОАО ММЗ
«Авангард», входящего в концерн «Алмаз-Антей», будет осуществляться с привлечением ФЛК.
«Сейчас мы начинаем осуществлять программу перевооружения КАПО и перевооружения ВПК
«Сухой», – говорит Евгений Зарицкий. Наталья Бендина, 20.08.2003 РИА «РосБизнесКонсалтинг»
|