Не секрет, что за неточности
российского законодательства нередко приходится расплачиваться предприятиям. Еще недавно такая ситуация
существовала и в отношении валютного регулирования международных лизинговых сделок. В
разных документах по-разному трактовался вопрос о том, нужно или нет
получать разрешение Банка России при осуществлении операций в рамках международного
лизинга. Был ли найден выход из этого положения?
Согласно Закону о лизинге лизингодатель вправе без разрешения Банка России
осуществлять следующие валютные операции, связанные с движением капитала:
выплачивать проценты за пользование рассрочкой
платежа, предоставленной продавцом (поставщиком) предмета лизинга, независимо от срока фактического
получения предмета лизинга. В то же время Законом о валютном
регулировании и валютном контроле установлено, что операции, связанные с движением
капитала, организации могут осуществлять только при наличии разрешения Банка России.
Поэтому ранее предприятия-лизингодатели, осуществлявшие указанные операции без разрешения Банка России,
зачастую признавались нарушителями валютного законодательства, что вело к штрафным санкциям.
Подобная ситуация порождала множество споров, ведь в противоречие вступили два
федеральных нормативных акта: Закон о валютном регулировании и Закон о
лизинге. На практике территориальные отделения Банка России нередко решали спорные
вопросы по своему усмотрению: в одних регионах проводить лизинговые операции
можно было без разрешения Банка России, в других это категорически
запрещалось - то есть решающее слово оставалось за Банком России.
Чтобы разрешить правовую коллизию, осенью 2001 года Банк России принял
три важных документа: Положение о внесении изменений и дополнений в
Положение Банка России "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации
некоторых видов валютных операций" № 39 от 24 апреля 1996
г., утв. Банком России 17.09.01 № 152-П (далее - Положение
№ 152-П); Положение о порядке осуществления расчетов между резидентами и
нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче
результатов интеллектуальной деятельности, утв. Банком России 24.10.01 № 157-П (далее
- Положение № 157-П); Указание Банка России от 10.09.01 №
1030-У "О порядке проведения валютных операций, связанных с получением и
возвратом юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной
валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и об
отмене и внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России"
(далее - Указание № 1030-У).
Теперь, разрешения Банка России, как
правило, не требуется и при получении кредитов от нерезидентов России
(в том числе и на приобретение имущества, передаваемого в лизинг),
и при осуществлении лизинговых платежей.
Однако в ряде случаев получать
разрешение Банка России все же придется. Рассмотрим, в каких именно,
поскольку это важно знать всем сторонам лизингового договора, чтобы избежать
штрафных санкций за нарушение валютного законодательства.
В каких случаях необходимо
разрешение Банка России ?
... при получении кредита на покупку предмета
лизинга
Как известно, российская организация - лизингодатель может получить кредит
для приобретения предмета лизинга, в том числе и в зарубежном
банке (в иностранных банках зачастую более выгодные условия кредитования, чем
в российских).
Для получения иностранного кредита в валюте на срок
более полугода разрешения Банка России не требуется (Указание № 1030-У).
Организации-резиденту достаточно собрать пакет документов3 и представить его в любой
банк, получивший разрешение на проведение валютных операций (уполномоченный банк).
Важен
вопрос - нужно ли получать разрешение Банка России, если заемные
средства получены от нерезидентов в рублях на срок более полугода?
Платежи в рублях между резидентами и нерезидентами являются валютными операциями,
а получение рублевого кредита от нерезидента на срок, превышающий 180
дней, считается операцией, связанной с движением капитала (подп."д" п. 10
ст. 1 Закона о валютном регулировании). Это значит, что для
ее проведения нужно разрешение Банка России.
Кроме того, лизингодатель обязан
получить разрешение Банка России, если операции, связанные с получением от
нерезидента кредита для приобретения предмета лизинга, осуществляются путем выпуска, размещения
и погашения ценных бумаг (долговых обязательств) в валюте (п. 2.1
Указания № 1030-У).
... при покупке импортного оборудования
Если
при покупке импортного оборудования российским лизингодателем срок поставки оборудования отличается
от срока платежа, то платеж производится либо авансом (до полного
ввоза импортируемого оборудования на территорию России), либо после ввоза оборудования
в Россию (отсрочка платежа). Оба случая подпадают под определение валютной
операции, связанной с движением капитала (подпункты"е" и "г" п. 10
ст. 1 Закона о валютном регулировании).
Однако на основании Положения
№ 157-П получать разрешение Банка России нужно только в первом
случае, то есть при оплате оборудования авансом. Если российский лизингодатель
оплатил в валюте оборудование, а оно поставляется позднее чем 90
дней с момента оплаты, то лизинговая компания, поставляющая оборудование, должна
обратиться в Банк России за разрешением.
... при перечислении лизинговых
платежей
Если лизингодатель является нерезидентом России, то уплачиваемые ему
лизинговые платежи по договору лизинга считаются оплатой импорта услуг, так
как на время действия договора лизинга право собственности на предмет
лизинга остается за лизингодателем. Лизинговые платежи осуществляются в порядке, предусмотренном
договором: либо после поставки лизингового оборудования, либо в виде авансовых
платежей (п. 2 ст. 28 Закона о лизинге).
Лизингополучатель должен
получать разрешение Банка России на осуществление лизинговых платежей, если указанные
платежи вносятся авансом и срок между днем списания денежных средств
со счета лизингополучателя и датой передачи оборудования в лизинг будет
больше 90 дней (п. 2.2.4 Положения № 157-П).
Обратите внимание,
что получить указанное разрешение нужно в самом Банке России, если
сумма платежей превышает 10 млн долл. Если сумма меньше, то
такое разрешение вам выдадут в территориальных управлениях Банка России.
Порядок
получения разрешений регулируется нормативными актами Банка России, в частности письмом
от 06.10.95 № 12-524 <О перечне документов, представляемых для получения
лицензий на операции, связанные с движением капитала>. В нем определен
список документов, необходимых для получения таких разрешений. Он весьма обширен
и не является исчерпывающим. Это означает, что Банк России может
запрашивать и другие уточняющие документы и информацию.
Осуществляется ли валютный
контроль при лизинге
Основным документом валютного контроля является паспорт сделки.
При импортных операциях паспорт импортной сделки (ПСи) применяется только к
расчетам за импортируемые товары. Поскольку лизинг - это услуга, ПСи
не оформляется.
Действие Инструкции № 91-И, которая является основным документом,
регулирующим осуществление валютного контроля, не распространяется на договоры лизинга, по
которым лизингодателем является нерезидент.
Исключение составляет случай, когда в конце
аренды к лизингополучателю переходит право собственности на лизинговый товар. Тогда
паспорт импортной сделки оформляется в порядке, установленном инструкцией № 91-И
для договоров, предусматривающих оплату иностранной валютой либо валютой России товаров,
ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.
Сроки оформления паспорта импортной
сделки зависят от условий, указанных в договоре лизинга.
Если договор
лизинга содержит положение о выкупе товара, то паспорт оформляется сразу
же, при подаче первичных документов на таможню при ввозе товара.
Если же в договоре указана только возможность выкупа предмета лизинга
без указания выкупной цены, то паспорт импортной сделки оформляется после
того как соглашение о выкупе будет подписано.