В последние несколько лет рынок лизинга
в России стал стабильно и активно развиваться. Многие предприятия уже
успешно используют механизм лизинга для решения проблемы обновления основных фондов.
В статье рассмотрена как общая ситуация, сложившаяся сегодня на рынке
лизинга, так и особенности финансирования отечественных предприятий лизинговыми компаниями, которые
нужно учесть при выборе лизингодателя2.
Объем
средств, направленных на финансирование по лизинговым договорам, в 2002 году
в России составил 2,5 млрд долл. США, превысив аналогичный показатель
2001 года на 0,79 млрд долл. США (рис. 1 на
с. 76). В то же время сумма заключенных договоров, включая
профинансированные частично, составляла более 5 млрд долл. США (при этом
около 50% этой суммы - договоры лизинга авиатехники, заключенные специализирующейся
на этом компанией "Ильюшин Финанс Ко.").
Можно констатировать, что на
российском лизинговом рынке в последние годы произошли не только количественные,
но и чрезвычайно важные качественные изменения. Проведенное исследование показало, что
лизинг в большинстве случаев перестали использовать главным образом для схем
оптимизации налогообложения3. Лизинг сегодня - это вполне рыночный инструмент, представляющий
в ряде случаев реальную альтернативу традиционному банковскому кредиту4. Лизинговые компании
постепенно становятся более независимыми от учредителей и ориентируются на рыночные
способы ведения бизнеса: отбор клиентов на конкурентной основе, поиск дополнительных
источников финансирования. Хотя два года назад учредитель и его клиенты
были как основными потребителями услуг, так и основными источниками финансирования
лизинговых компаний (о современных источниках финансирования речь пойдет ниже).
лизинговые компании при производителях (поставщиках).
Сегодня лизинг признан на государственном уровне основным инструментом для развития
таких отраслей, как производство телекоммуникационного оборудования, автотранспорта, сельскохозяйственной продукции, авиатехники.
Уже сейчас можно наблюдать значительный рост этих сегментов лизингового рынка:
в рейтинге лизинговых компаний по показателю объема профинансированных средств в
2002 году в первую десятку вошли такие государственные компании, как
"Росагролизинг", "Ильюшин Финанс Ко.", Авиационная лизинговая компания "Туполев". Из всего
объема средств, направленных на финансирование договоров лизинга в 2002 году
пятьюдесятью крупнейшими лизинговыми компаниями, на государственные организации приходятся 40% (270
млн долл. США).
Факторы, влияющие на развитие лизинга
Основным фактором,
определившим стабильное и быстрое развитие лизингового рынка в России, стал
послекризисный экономический рост, произошедший преимущественно за счет замещения импортной продукции
на потребительском рынке товарами российского производства. Это в свою очередь
обусловило потребность отечественных предприятий в обновлении основных фондов. Кроме того,
наблюдаемая в последнее время стабилизация макроэкономики позволила предприятиям планировать свою
деятельность на более длительные сроки.
Значительным стимулом для развития отрасли
в 2002 году стало внесение конструктивных изменений в Федеральный закон
от 29.10.98 № 164-ФЗ "О лизинге"6, поправок в Налоговый кодекс
РФ (глава 25 "Налог на прибыль организаций"). К наиболее существенным
из законодательных инициатив следует отнести отмену лицензирования лизинговых компаний7 и
сохранение положения об отнесении лизинговых платежей на себестоимость продукции (что
позволяет снизить налогооблагаемую базу), а также права использовать ускоренную амортизацию
оборудования с коэффициентом до трех (что снижает налог на имущество
и налоги субъектов Российской Федерации).
В то же время сохраняется
ряд значительных препятствий для развития лизингового рынка в России. Прежде
всего, это ограниченный доступ лизинговых компаний к "длинным и дешевым"
кредитным ресурсам. По мнению Сергея Дианина, директора компании "Рольф Лизинг"
(Москва), "наиболее существенными факторами, сдерживающими развитие лизинга в России, являются
дороговизна и краткосрочность финансовых ресурсов на фоне постепенного снижения стоимости
и увеличения сроков лизинговой сделки. Кроме того, на отечественном страховом
рынке практически отсутствует такой инструмент, как страхование финансовых рисков. Это
значительно затрудняет глобальное внедрение лизинга на российских малых предприятиях, деятельность
которых, как правило, не обладает достаточной степенью прозрачности".
Отечественные лизинговые
компании испытывают значительные трудности с возвратом оборудования при нарушении лизингополучателем
условий договора лизинга, что связано с неэффективностью отечественной юридической системы
и судебной практики. Однако, даже изъяв объект лизинга, лизинговая компания
не всегда может покрыть убытки путем его реализации, ведь вторичный
рынок оборудования развит в России крайне слабо.
Серьезным препятствием для
дальнейшего развития международного лизинга является неэффективное таможенное регулирование. Слабое же
развитие оперативного лизинга обусловлено отсутствием льгот для этого вида лизинга.
Перечисленные проблемы сказываются в первую очередь на клиентах лизинговых компаний.
Это связано с тем, что спрос на данный вид услуг
значительно превышает предложение. Сумма лизинговых платежей, полученных в 2002 году
пятьюдесятью крупнейшими российскими лизинговыми компаниями, увеличилась по сравнению с аналогичным
показателем 2001 года на 63,5%. Значительно выросла за год и
сумма средств, направленных этими компаниями на финансирование по лизинговым договорам:
в 2002 году она увеличилась на 73% по сравнению с
2001 годом.
Эти данные не только иллюстрируют быстрый рост объемов
деятельности лизинговых компаний, но и позволяют прогнозировать повышение спроса на
их услуги в России.
Специфика российского лизинга
Вопреки сложившемуся убеждению
лизинг далеко не всегда является лучшей альтернативой другим доступным в
России инструментам финансирования. В ряде случаев кредит может оказаться гораздо
выгоднее лизинга, например если предприятие убыточно (одно из преимуществ лизинговой
схемы заключается в экономии на налоге на прибыль). Рассмотрим специфические
особенности российского лизинга, которые нужно учитывать при принятии решения о
выборе наиболее адекватной формы финансирования.
Риск-менеджмент лизинговых компаний
В современных
условиях лизинговые компании могут привлекать большие объемы долгосрочного финансирования благодаря
эффективному риск-менеджменту (управлению рисками). Ведь ликвидность объекта лизинга (который остается
в собственности лизингодателя на протяжении всего срока лизинговой сделки) не
является для лизинговой компании достаточной гарантией надежности сделки. Из-за вышеназванных
трудностей при изъятии объекта лизинга и его реализации на вторичном
рынке (или вторичной передаче в лизинг) лизинговой компании необходимо использовать
дополнительные способы снижения рисков. Например, даже в портфеле компании "Райффайзен-Лизинг",
которая стремится передавать в лизинг в основном ликвидное оборудование, лишь
в 60% сделок сам объект лизинга признается достаточным обеспечением. У
Московской лизинговой компании этот показатель еще ниже - 16-18%, а
у большинства других лизинговых организаций он вообще близок к нулю.
Однако требования к дополнительному обеспечению лизинговой сделки, как правило, более
гибкие, чем к обеспечению кредита. Это могут быть аванс (обычно
в размере 15-30% от стоимости сделки), залог, задаток, различные гарантии
и даже поручительства физических лиц. "От любой компании мы требуем
наилучшего обеспечения из того, которое она может предоставить, - говорит
Сергей Королев, заместитель начальника управления лизинга компании "Росагролизинг". - Например,
от компании "Агрос" (члена группы "Интеррос") мы требуем гарантию Росбанка,
а также залог имеющихся активов. Если же к нам обращается
региональная компания, мы используем те инструменты обеспечения, которые у нее
есть. Скажем, залог в виде зерна - достаточно ликвидное обеспечение".
Безусловно, для компании, которая желает получить ликвидное оборудование или готова
предоставить ликвидное обеспечение, лизинг в большинстве случаев является наиболее эффективным
способом финансирования. Но это не означает, что в других случаях
такой способ неэффективен или недоступен. В России лизинг похож, скорее,
на инструмент проектного финансирования (то есть выделения средств под конкретный
проект), чем на кредит или аренду (что принципиально отличает его
от лизинга на Западе).
Личный опыт
Александр Кожевников, генеральный директор
компании "Авангард Лизинг" (Москва)
К экспертизе проекта заказчика мы подходим
очень тщательно. Наши аналитики не только оценивают финансовую устойчивость предприятия
и бизнес-план проекта, но и консультируют клиента. Мы стараемся добиться
того, чтобы денежных средств, поступающих в компанию в результате использования
лизингового оборудования, было достаточно для погашения лизинговых платежей. В этом
смысле лизинг для нас больше похож на инструмент проектного финансирования".
Для большинства российских лизинговых компаний (особенно работающих со сделками на
сумму более 500 тыс. долл. США) качество проекта и соответственно
бизнес-плана имеет не меньшее значение, чем наличие обеспечения. Даже предоставив
достаточное обеспечение, лизингополучатель должен быть готов к тщательному анализу лизинговой
компанией его бизнеса и конкретного проекта, для которого используется объект
лизинга. Ведь настоящей проблемой для опрошенных в ходе исследования лизинговых
компаний являются не дефолты компании-лизингополучателя: за всю историю деятельности пятидесяти
крупнейших российских лизинговых компаний их убытки от дефолтов составили в
среднем лишь 1,1% от общей суммы убытков (максимальное значение -
10%). Основной проблемой для них являются длительные задержки лизинговых платежей,
возникающие, к примеру, в связи со сменой собственников на предприятии-лизингополучателе.
Поэтому лизинговые компании очень строго (возможно, даже строже, чем банки)
подходят к анализу качества менеджмента компании.
В то же время
лизинговая компания больше банка заинтересована в эффективной реализации всего проекта
клиента (в котором эксплуатируется объект лизинга) и поэтому более гибко
относится к клиенту, сделка с которым уже заключена. Благодаря этому
с помощью лизинга удается решать не только вопросы обновления фондов,
но в некоторых случаях и стратегические задачи предприятий.
Пример
В
2002 году компанией "РТК-Лизинг" по заказу "Связьинвеста" была осуществлена крупная
лизинговая программа. Стратегическая цель "Связьинвеста" заключалась в централизации закупок типового
оборудования - коммутационных станций. В результате этого при помощи лизингового
механизма цены на оборудование для "Связьинвеста" снизились примерно на 15-20%:
ранее каждая из 86 компаний группы должна была самостоятельно договариваться
о поставках, а после централизации от поставщика удалось добиться значительных
скидок. Таким образом, практически любая компания может получить лизинговое финансирование,
если предложит ясную стратегию своего развития, качественный бизнес-план и серьезные
намерения реализовать проект. Для этого менеджеры компании должны быть готовы
совместно с лизинговой компанией выработать стратегию снижения рисков.
Объекты лизинга
Для лизинговых компаний наиболее привлекательны крупные проекты, поскольку при той
же (а иногда и более высокой) доходности временные и материальные
издержки по осуществлению договора значительно ниже, чем при реализации более
мелких проектов. Это объясняется тем, что риски необходимо оценивать по
каждому проекту независимо от его объема. Для отдельных лизинговых компаний
("Авангард Лизинг", "РТК-Лизинг" и др.) предметом лизинга могут быть целые
бизнес-объекты, например заводы.
Объекты лизинга можно разделить на два основных
типа: ликвидное оборудование и дорогостоящие низколиквидные объекты. Следует отметить, что
на рынке лидируют именно сделки с дорогостоящими низколиквидными объектами лизинга:
телекоммуникационным, машиностроительным, технологическим и специальным оборудованием и техникой.
По результатам
проведенного исследования очевидно, что в последние годы лизинговые компании все
более специализируются на отдельных видах оборудования. Такой подход позволяет снизить
риски лизинговой сделки за счет углубленного понимания отраслевой специфики и
стабильных отношений с поставщиками. Однако специализация не обязательно означает концентрацию
в одной отрасли. Обычно лизинговая компания выбирает для себя несколько
отраслей. По этой причине лизингополучателю наиболее выгодно ориентироваться на лизинговые
компании, специализирующиеся на тех видах оборудования, которые он хочет заказать.
Источники финансирования лизинговых компаний
Одним из значительных преимуществ лизинговой сделки
является возможность разделения рисков между несколькими сторонами: инвестором (например, банком),
поставщиком (например, гарантия обратного выкупа или принятие рисков при транспортировке),
лизингополучателем (авансовый платеж) и лизинговой компанией (собственные средства).
Основными источниками
финансирования лизинговых компаний являются российские банки, коммерческие кредиты поставщиков и
средства учредителей. По сравнению с 2001 годом в 2002 году
наблюдалось увеличение суммарной доли собственных и самостоятельно привлеченных средств при
снижении объема средств, полученных от учредителей. Это свидетельствует о росте
доверия сторонних инвесторов к российским лизинговым компаниям и об увеличении
накапливаемых объемов собственного капитала.
Основной проблемой для большинства лизинговых компаний
является недостаток финансирования. Поэтому если лизингополучатель окажет помощь в привлечении
финансирования, то это может стать решающим аргументом для заключения лизингового
договора, а также для установления более выгодных для заказчика условий
контракта. Основным источником финансирования, который заказчик способен привлечь самостоятельно, является
коммерческий кредит поставщика.
Нужно иметь в виду, что лизинговая сделка
может послужить и долгосрочным целям развития предприятия. Например, при решении
вопроса о кредитовании компании многие банки "проверяют" ее путем лизингового
финансирования. По мнению многих руководителей российских лизинговых компаний, лизинговая сделка
является отличным способом сформировать хорошую кредитную историю предприятия.
Наиболее доступным
сегодня можно назвать лизинговое финансирование сроком 1-3 года. На такой
срок обычно заключаются договоры по относительно недорогим (до 1 млн
долл. США) и ликвидным объектам лизинга. Лизинговые сделки с более
дорогими и менее ликвидными объектами заключаются на 3-5, а иногда
и более лет (например, типичный срок договора лизинга самолетов составляет
10-15 лет).
Отношения с поставщиками
Долгосрочное сотрудничество лизинговой компании с
поставщиками оборудования дает ей ряд преимуществ, которые впоследствии становятся преимуществами
и для конечного лизингополучателя. К ним относятся предоставление поставщиком коммерческих
кредитов, гарантий обратного выкупа оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий
договора, скидки на продукцию и обеспечение сервисного обслуживания поставленного оборудования
и т. д. В большинстве случаев поставщики также несут ответственность
за риски, связанные с транспортировкой объекта лизинга. Кроме того, при
реализации проектов, связанных с поставками оборудования из-за рубежа, многие российские
лизинговые компании (например, "Промсвязьлизинг", "РусЛизингСвязь", "Альфа-Лизинг" и др.) получают доступ
к более дешевым ресурсам западных банков, в том числе за
счет программ торгового финансирования и товарных кредитов, предоставляемых иностранными поставщиками
оборудования.
Учитывая сказанное, предприятию-лизингополучателю целесообразно отдавать предпочтение лизинговой компании, имеющей
долгосрочные отношения с поставщиками. Если же выбранная лизинговая компания не
имеет партнерских отношений с продавцом нужного оборудования, то лизингополучатель должен
попытаться самостоятельно получить от поставщика какие-либо из названных выше преимуществ.
Личный опыт
Михаил Черкас, генеральный директор компании "КМБ-Лизинг" (Москва)
Лизингополучателям
я бы посоветовал более активно самостоятельно добиваться от поставщика приемлемых
условий поставки. Конечно, как лизинговая компания мы финансируем сделку на
условиях, которые предлагает клиент. Однако клиенты часто забывают о том,
что обеспечение более выгодных условий со стороны поставщика - это
их задача, а не лизингодателя.
При выборе лизинговой компании предприятию
следует помнить, что лизингодатель зачастую является лишь посредником между поставщиком,
инвестором и лизингополучателем. Поэтому для заказчика практически единственный риск, связанный
с лизингом, - риск менеджмента лизинговой компании (некорректные условия договора,
ошибки в учете, мошенничество). В связи с этим перед заключением
договора заказчику целесообразно собрать информацию о лизинговой компании, выяснить, какие
сделки уже были проведены. Однако не обязательно ориентироваться на брендовую
лизинговую компанию. Например, при многих банках создается ряд лизинговых компаний12,
в названии которых бренд банка-учредителя может отсутствовать. Так, при банке
"Авангард" помимо известных лизинговых компаний "Авангард Лизинг" и "Лизинговая Компания
"Русь" действуют еще две лизинговые компании; при Промсвязьбанке помимо "Промсвязьлизинг"
также создано еще несколько лизинговых компаний.
Таким образом, приняв во
внимание специфику работы российских лизинговых компаний, предприятие может правильно выбрать
лизингодателя и эффективно использовать механизм лизинга при приобретении нового оборудования.
Мы убедились в эффективности лизинга
Сергей Мозалёв, заместитель директора фирмы
"МТФ Мостоотряд 18" (Москва) Я представляю довольно крупную фирму (годовой
оборот около 60 млн долл. США), занимающуюся строительством мостов в
Москве. В 1999 году, когда строительство третьего транспортного кольца Москвы
только начиналось, мы пришли к выводу, что наш парк оборудования
(три старых буровых станка) перестал соответствовать требуемым заказчиками темпам строительства.
Буровые станки необходимы для строительства фундаментов, стоимость которых составляет до
30% и более от стоимости всего сооружения. Стоимость одного такого
станка более 3,5 млн долл. США.
Вариант покупки станков в
кредит показался нам неэффективным, поскольку кредит предоставляется обычно не более
чем на год, да и процентные ставки по нему были
слишком высокими. Аналогичная ситуация с покупкой станков в рассрочку. Использовать
лизинг нам предложил поставщик - компания "Бауэр", которая и нашла
лизингодателя - немецкую компанию "Зюд Лизинг". Проблема заключалась в том,
чтобы преодолеть настороженное отношение иностранцев к российскому бизнесу, тем более
что незадолго до начала обсуждения нашего контракта случился августовский кризис
(1998 года). Тем не менее выход был найден: поставщик оборудования
дал гарантию обратного выкупа оборудования (значительную роль в этом сыграли
давние, к тому времени уже дружеские, отношения с поставщиком). Лизинг
для нас был не меньшим риском, чем для лизингодателя, так
как в то время в России он еще не был
отрегулирован на законодательном уровне, да и опыт международного лизинга строительного
оборудования отсутствовал. Однако риск оправдывался высокой доходностью работ по строительству
буровых фундаментов.
Подписав лизинговый контракт, мы столкнулись с необходимостью единовременно
оплатить таможенные пошлины и НДС в сумме около 1 млн
долл. США. Вместе со стандартным авансом лизингодателю, который также должен
был составить около 1 млн долл. США, еще столько же
следовало внести на депозит в соответствии с действовавшими в то
время правилами13. Обязанность практически одновременной уплаты трех платежей создавала непосильную
нагрузку даже для такой финансово благополучной фирмы, как наша. Компания
"Зюд Лизинг" пошла нам навстречу, согласовав безавансовый график платежей: первый
платеж мы осуществили спустя четыре месяца. Кроме того, мы договорились
о ежеквартальном, а не ежемесячном перечислении платежей, так как платежи
от наших заказчиков в то время поступали нерегулярно. Мы проанализировали
различные таможенные режимы и пришли к выводу, что режим свободного
обращения (с полной оплатой таможенных пошлин) для нас выгоднее, чем
временный ввоз.
Следующая проблема - осуществление регулярных платежей. Несмотря на
то что этот вопрос регулируется Законом "О лизинге", обслуживающий банк,
ссылаясь на инструкцию Центробанка, запросил от нас разрешение Центробанка на
осуществление лизинговых платежей. Подготовка необходимых документов по сделке заняла почти
месяц. Еще через два месяца (!) мы получили разъяснение Центробанка
о том, что для этого его разрешения не требуется. Однако
и с платежами было не все в порядке. С точки
зрения валютного контроля банк рассматривает лизинговый платеж как два платежа,
одним из которых оплачивается оборудование (подтверждается грузовой таможенной декларацией), а
другим - услуги лизингодателя. Платеж за услуги лизингодателя составлял более
10 тыс. долл. США, и согласно инструкции снова нужно было
обращаться в Центробанк. Чтобы преодолеть эти преграды, соблюдая все инструкции
Центробанка, опять потребовались время и нестандартные подходы.
Конечно, жизнь есть
жизнь, и в течение срока лизинговой сделки мы допускали просрочки
платежей (иногда до двух недель), но лизингодатель вел себя лояльно
- официальные отношения уже перешли в дружеские.
В эффективности лизинга
мы убедились уже по окончании первого года действия договора. Теперь
мы уверены в правильности выбранного курса. После первого контракта были
заключены еще три лизинговые сделки, а общая стоимость поставленного оборудования
составила более 10 млн долл. США.
С точки зрения сроков
финансирования лизингу нет равных
Владимир Шумейко, первый заместитель регионального директора
филиала "Электросвязь Республики Карелия" ОАО "Северо-Западный Телеком" (Петрозаводск) Лизинг для
нас - это прежде всего эффективный инструмент финансирования инвестиционной программы
по расширению бизнеса и модернизации оборудования. С точки зрения сроков
финансирования (3-5 лет) лизингу нет равных. Получить такие "длинные" ресурсы
в банке практически невозможно, а финансировать долгосрочные инвестиционные программы за
счет привлечения среднесрочных кредитов мы считаем весьма рискованным.
На сегодняшний
день мы реализовали четыре сложные лизинговые сделки с компанией "Промсвязьлизинг"
по развитию корпоративной информационной системы на общую сумму более 3,8
млн долл. США. Оборудование, которое мы приобретаем в лизинг, достаточно
сложное. И мы фактически получаем полный комплекс услуг по его
поставке: разработку соответствующей проектной документации, обучение персонала, координацию взаимодействия с
поставщиками (которых, как правило, несколько), обеспечение приемочных испытаний и ввод
в эксплуатацию. Организацию данного процесса обычно берет на себя лизинговая
компания, что для нас чрезвычайно удобно.