Лицензирование лизинговой деятельностиНеобходимость лицензирования лизинговой деятельности вытекает из постановления Правительства
РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 24.12.94 N 1418.
Во исполнение вышеназванного постановления Правительство РФ 26 февраля 1996 года
приняло постановление N 167 "Об утверждении положения о лицензировании лизинговой
деятельности в РФ" (далее "Положение о лицензировании") и "Временным положением
о лизинге", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995
года N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" с
изменениями и дополнениями. На Международной конференции по развитию лизинга в
России (14 - 15 мая 1996 года) Мария Козлоски, представляющая
Международную финансовую корпорацию, отметила, что по мнению МФК, "лицензирование лизинговых
компаний должно осуществляться обязательно, причем на правительственном уровне". В соответствии
со ст. 1 "Положения о лицензировании" лицензия является официальным документом,
разрешающим лизинговой компании (под лизинговой компанией понимаются любые организации, осуществляющие
лизинговую деятельность в качестве лизингодателя) осуществление лизинговой деятельности в течение
установленного срока с соблюдением лицензионных условий и действующего законодательства. Предусмотрено,
что лицензированием лизинговой деятельности будет заниматься Министерство экономики РФ. 2
сентября 1996 года состоялось первое заседание Комиссии Министерства экономики РФ,
занимающейся вопросами выдачи лицензий на проведение лизинговой деятельности. Среди прочих,
особые споры вызвал п. 4 ст. 1 вышеназванного "Положения о
лицензировании": "Действие настоящего Положения распространяется на лизинговую деятельность, осуществляемую на
территории РФ лизинговыми компаниями - нерезидентами РФ". Ряд зарубежных компаний
обратились в Министерство экономики РФ с просьбой пересмотреть это условие.
Объяснялась такая позиция тем, что для них затруднительно предоставление большого
объема документации наравне с резидентами. В соответствии со ст. 3
"Положения о лицензировании" в лицензионный орган требуется представить: - заявление
установленного образца с указанием полного наименования и организационно - правовой
формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования
обслуживающего банка и срока действия лицензии; - копии учредительных документов
лизинговой компании; - копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;
- справку органа Государственной налоговой службы РФ о постановке лизинговой
компании на учет; - документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала
лизинговой компании; - баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал)
и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;
- копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее
проверки органом Государственной налоговой службы РФ; - документ, подтверждающий факт
оплаты процедуры рассмотрения заявления. Вновь создаваемые лизинговые компании освобождаются от
представления документов, указанных в двух последних пунктах. В п. 17
ст. 3 "Положения о лицензировании" сформулировано принципиально важное положение относительно
того, что одним из обязательных условий действия лицензии выступает "приоритетность
лизинговой деятельности по отношению к другим видам хозяйственной деятельности, осуществляемым
лизинговой компанией (не менее 40 % дохода от реализации лизинговых
услуг в общем объеме доходов лизинговой компании по итогам хозяйственной
деятельности за год"). Для российских лизингодателей соблюдение этой нормы затруднительно
по нескольким причинам: 1. Ряд операторов российского лизингового рынка, даже
из числа наиболее именитых, находятся в настоящее время в сложном
экономическом положении, а поэтому они занимаются не только лизингом, но
и другими видами деятельности. 2. Если в качестве лизингодателя выступает российский
банк, данный норматив для него неприемлем, так как это означает,
что российские банки могут существенно замедлить свои темпы в освоении
нового банковского продукта, каковым является финансовый лизинг. Что касается и
резидентов, и нерезидентов, то применение 40 - процентного норматива затруднит
деятельность многих западных и отечественных инвесторов, поскольку права на лизинг
лишаются непосредственные производители оборудования и торгующие фирмы, так как для
них основной является другая специализация, и доходность от лизинговых операций
не может быть значительной. Материалы взяты с сайта: http://business.rin.ru
|