бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ЛИЗИНГ
Авиализинг пошел не спеша

У компаний появился механизм для закупки самолетов

• Тимур ХИКМАТОВ

Лизинговые схемы - одно из главных преимуществ западных производителей авиатехники перед российскими. В то время как иностранцы действуют по схеме "утром - самолеты, вечером - деньги", российские авиазаводы, напротив, требуют у авиакомпаний аванса и предлагают набраться терпения в ожидании постройки самолета. Других вариантов в силу ограниченных финансовых возможностей наши авиазаводы предложить не могут. Не в состоянии заплатить сразу всю сумму и авиакомпании. В ситуацию вмешалось правительство, которое 9 апреля 2001 года издало постановление "О мерах господдержки обновления парка морских, речных и воздушных судов и их строительства". Уже появились первые результаты лизинговых операций, но говорить о решении проблемы пока рановато.

В 2001 году правительство - за счет федерального бюджета - ввело компенсацию перевозчикам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным ими в российских банках для закупки воздушных судов, строящихся на отечественных предприятиях. Минтранс предупредили, что при проведении конкурсов для авиакомпаний нужно исходить из того, что в 2003-2007 годах ежегодно на эти цели будет выделяться 500 млн рублей. Сумма, по меркам авиапроизводства, небольшая. Но дело сдвинулось с мертвой точки. "Выделение денег Минфином - начало решения вопроса по существу, - сказал "Известиям" глава Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) России Александр Нерадько. - Это большая поддержка российского гражданского авиастроения".

В 2001 году ГСГА заключила договоры с авиакомпаниями "Дальавиа" (на приобретение двух самолетов Ту-214) и "Алания" (одного Як-42Д). Первый лизинговый опыт пришелся на Ту-214, построенный в Казанском авиационном производственном объединении (КАПО). В мае позапрошлого года было подписано пятистороннее соглашение между правительством Татарстана, администрацией Хабаровского края, КАПО, "Дальавиа" и московским ЗАО "Финансовая лизинговая компания" (FLK). Схема оплаты предполагала приобретение самолетов в лизинг у FLK. Последняя, в свою очередь, привлекла для этой цели денежные средства Татарстана и Хабаровского края.

Хотела бы видеть в своих ангарах Ту-214 и авиакомпания "Трансаэро". Но, по мнению ее гендиректора Ольги Плешаковой, для лизинга пока не созданы надежные финансовые институты. "Если будет предложена финансовая схема, то "Трансаэро" станет приобретать отечественные самолеты, - сказала "Известиям" Ольга Плешакова. - По комфорту Ту-214 не уступает продукции Boeing и Airbus. Но наши банки пока не активно вкладывают в гражданскую авиацию деньги. Думаю, при господдержке эта ситуация изменится".

"Аэрофлот" лизинговые операции осуществляет за свой счет. В этом году авиакомпания решила взять в лизинг 18 среднемагистральных самолетов А 320 и 9 дальнемагистральных Boeing 767. Сумма контракта, по неофициальной информации, приближается к $1 млрд. В борьбе за столь крупный российский заказ европейский концерн Airbus одержал над американским конкурентом победу, так как самолеты Boeing "Аэрофлот" приобретет не у корпорации, а у сторонних лизинговых структур. "Мы приобретем самолеты Boeing у лизинговых компаний исходя из соображений, что лизинговые ставки сегодня беспрецедентно низки, - сказал "Известиям" гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов. - Не было в истории лизинга более благоприятной ситуации, чем та, которая сложилась сейчас. Грех ею не воспользоваться. Мы берем в эксплуатацию самолеты у тех владельцев, которые предлагают их на наиболее выгодных условиях".

В подтверждение этого тезиса в рамках авиавыставки "Гражданская авиация-2002", прошедшей в августе в аэропорту "Домодедово", был подписан ряд контрактов. Главные из них - опцион на поставку лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) 40 самолетов Ту-204: 6 (из них 4 новых) для "КрасЭйр" и 34 (32 новых) - "Сибири". И хотя эти опционы по сути ни к чему не обязывали авиакомпании, ИФК в октябре подписала соглашение с ульяновским заводом "Авиастар-СП" о строительстве 46 самолетов на общую сумму около $1 млрд. Правда, неясно, кому впоследствии ИФК сможет продать такое количество самолетов, поскольку сегодня есть реальные заказы только на 6 машин - 2 для "КрасЭйр" и 4 для "Сибири".

С реализацией ильюшинских самолетов у ИФК проблем меньше. В ноябре "Ильюшин Финанс Ко" и авиакомпания "Атлант-Союз" парафировали соглашение о поставке в лизинг 2 грузовых Ил-96-400T. Всего "Ильюшин Финанс Ко" поставит "Атлант-Союзу" 10 самолетов. Шесть Ил-96 намерен приобрести и "Аэрофлот".

18.11.2002
Copyright © 2001-2003 Фин.Известия.Ru

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz