У компаний появился механизм для закупки самолетов • Тимур
ХИКМАТОВ Лизинговые схемы - одно из главных преимуществ западных производителей
авиатехники перед российскими. В то время как иностранцы действуют по
схеме "утром - самолеты, вечером - деньги", российские авиазаводы, напротив,
требуют у авиакомпаний аванса и предлагают набраться терпения в ожидании
постройки самолета. Других вариантов в силу ограниченных финансовых возможностей наши
авиазаводы предложить не могут. Не в состоянии заплатить сразу всю
сумму и авиакомпании. В ситуацию вмешалось правительство, которое 9 апреля
2001 года издало постановление "О мерах господдержки обновления парка морских,
речных и воздушных судов и их строительства". Уже появились первые
результаты лизинговых операций, но говорить о решении проблемы пока рановато.
В 2001 году правительство - за счет федерального бюджета -
ввело компенсацию перевозчикам части затрат на уплату процентов по кредитам,
полученным ими в российских банках для закупки воздушных судов, строящихся
на отечественных предприятиях. Минтранс предупредили, что при проведении конкурсов для
авиакомпаний нужно исходить из того, что в 2003-2007 годах ежегодно
на эти цели будет выделяться 500 млн рублей. Сумма, по
меркам авиапроизводства, небольшая. Но дело сдвинулось с мертвой точки. "Выделение
денег Минфином - начало решения вопроса по существу, - сказал
"Известиям" глава Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) России Александр Нерадько.
- Это большая поддержка российского гражданского авиастроения". В 2001 году
ГСГА заключила договоры с авиакомпаниями "Дальавиа" (на приобретение двух самолетов
Ту-214) и "Алания" (одного Як-42Д). Первый лизинговый опыт пришелся на
Ту-214, построенный в Казанском авиационном производственном объединении (КАПО). В мае
позапрошлого года было подписано пятистороннее соглашение между правительством Татарстана, администрацией
Хабаровского края, КАПО, "Дальавиа" и московским ЗАО "Финансовая лизинговая компания"
(FLK). Схема оплаты предполагала приобретение самолетов в лизинг у FLK.
Последняя, в свою очередь, привлекла для этой цели денежные средства
Татарстана и Хабаровского края. Хотела бы видеть в своих ангарах
Ту-214 и авиакомпания "Трансаэро". Но, по мнению ее гендиректора Ольги
Плешаковой, для лизинга пока не созданы надежные финансовые институты. "Если
будет предложена финансовая схема, то "Трансаэро" станет приобретать отечественные самолеты,
- сказала "Известиям" Ольга Плешакова. - По комфорту Ту-214 не
уступает продукции Boeing и Airbus. Но наши банки пока не
активно вкладывают в гражданскую авиацию деньги. Думаю, при господдержке эта
ситуация изменится". "Аэрофлот" лизинговые операции осуществляет за свой счет. В
этом году авиакомпания решила взять в лизинг 18 среднемагистральных самолетов
А 320 и 9 дальнемагистральных Boeing 767. Сумма контракта, по
неофициальной информации, приближается к $1 млрд. В борьбе за столь
крупный российский заказ европейский концерн Airbus одержал над американским конкурентом
победу, так как самолеты Boeing "Аэрофлот" приобретет не у корпорации,
а у сторонних лизинговых структур. "Мы приобретем самолеты Boeing у
лизинговых компаний исходя из соображений, что лизинговые ставки сегодня беспрецедентно
низки, - сказал "Известиям" гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов. - Не
было в истории лизинга более благоприятной ситуации, чем та, которая
сложилась сейчас. Грех ею не воспользоваться. Мы берем в эксплуатацию
самолеты у тех владельцев, которые предлагают их на наиболее выгодных
условиях". В подтверждение этого тезиса в рамках авиавыставки "Гражданская авиация-2002",
прошедшей в августе в аэропорту "Домодедово", был подписан ряд контрактов.
Главные из них - опцион на поставку лизинговой компанией "Ильюшин
Финанс Ко" (ИФК) 40 самолетов Ту-204: 6 (из них 4
новых) для "КрасЭйр" и 34 (32 новых) - "Сибири". И
хотя эти опционы по сути ни к чему не обязывали
авиакомпании, ИФК в октябре подписала соглашение с ульяновским заводом "Авиастар-СП"
о строительстве 46 самолетов на общую сумму около $1 млрд.
Правда, неясно, кому впоследствии ИФК сможет продать такое количество самолетов,
поскольку сегодня есть реальные заказы только на 6 машин -
2 для "КрасЭйр" и 4 для "Сибири". С реализацией ильюшинских
самолетов у ИФК проблем меньше. В ноябре "Ильюшин Финанс Ко"
и авиакомпания "Атлант-Союз" парафировали соглашение о поставке в лизинг 2
грузовых Ил-96-400T. Всего "Ильюшин Финанс Ко" поставит "Атлант-Союзу" 10 самолетов.
Шесть Ил-96 намерен приобрести и "Аэрофлот". 18.11.2002 Copyright © 2001-2003 Фин.Известия.Ru
|