Альберт Сабитов, юрист Группы по развитию лизинга МФК При помощи этой
публикации мы хотим восстановить в памяти читателей то, как развивалось
российское законодательство о лизинге до момента принятия Федерального Закона. Можно выделить
три периода становления законодательства о лизинге. Первый период - до начала
90-х годов. Этот период характеризуется отсутствием специального законодательства о лизинге, неразвитостью
этой формы предпринимательства, отсутствием четких представлений о правовом положении сторон
сделки. В этот период лизинговой деятельностью, в основном, занимались крупные внешнеторговые
объединения. Такое положение дел было обусловлено, в частности, наличием на
экономическом пространстве бывшего СССР только государственного сектора экономики. Второй период -
с начала 90-х годов. С началом так называемых "рыночных" реформ и
переходом к многоукладной экономике в деятельности компаний начали появляться договоры,
которые носили в себе элементы лизинговых сделок. Однако специальное законодательство
все еще отсутствовало. Данный период можно охарактеризовать следующими признаками: отсутствием специальных нормативных
актов в сфере лизинга. Но лизинг развивался с применением норм
законодательства об аренде; большой степенью риска для участников лизинговой деятельности,
что сдерживало развитие лизинга. До 1996 года лизинг мог осуществлять-ся
в качестве сделок, "хотя и не предусмотренных законом, но не
противоречащих ему" (статья 4 ГК РСФСР 1964 года).В этот период
для договоров лизинга характерно наличие элементов договора купли-продажи и имущественного
найма. Третий период в развитии законодательства о лизинге в России. Указ Президента
от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового
лизинга в инвестиционной деятельности" и ряд последующих нормативных актов Правительства
знаменуют начало третьего периода развития лизинга в России. Указ Президента РФ
№ 1929 - первый нормативный документ, который непосредственно определил лизинг
как самостоятельный вид сделки, дал определение лизинга и его объектов,
декларировал важность использования лизинга "в целях поддержки и развития малого
и среднего предпринимательства". В развитие Указа Президента РФ "О развитии финансового
лизинга в инвестиционной деятельности" № 1229 от17 сентября 1994 года
было принято Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 года
№ 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности". Это Постановление
помимо прочего ввело в действие Временное положение о лизинге. Временное положение
о лизинге описывало: общие принципы осуществления лизинговых операций, права и обязанности
участников лизингового договора, состав и порядок уплаты лизинговых платежей. Временное
положение о лизинге действует до сих пор, но с учетом
требований ГК РФ и Федерального Закона "О лизинге". Важнейшим событием в
развитии лизинга в России стало принятие Второй части Гражданского Кодекса
Российской Федерации, которая вступила в действие в марте 1996 года.
С тех пор все нормативные документы, регулирующие отношения финансовой аренды
(лизинга), должны были рассматриваться через "призму" ГК. Арендные отношения регулируются главой
34 ГК, параграф 6 этой главы посвящен непосредственно финансовой аренде
(лизингу). Необходимо остановиться на различиях в понятиях лизинга и аренды: Leasing в
переводе с английского означает "аренда". В мировой практике существует два
основных вида лизинга: оперативный и финансовый. В России слово стало
общеупотребительным только в начале 90-х годов с началом второго этапа
развития лизинга. В нормативных актах этот термин появился только с
выходом Указа Президента. Учитывая, что понятие оперативного лизинга идентично нашей
аренде, можно сделать вывод о том, что употребляя термин "лизинг",
авторы нормативных документов имеют в виду финансовый лизинг. Это подтверждается
и определением, данным в Гражданском кодексе. "По договору финансовой аренды (лизинга)
арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного
им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во
временное владение и пользование для предпринимательских целей." Выбор продавца и
имущества может осуществляться и арендодателем, если это предусмотрено в договоре. В
отличие от договора аренды при договоре финансовой аренды (лизинга): появляется новый
участник сделки - продавец (поставщик), арендодатель должен приобрести имущество именно
для лизинга, активная роль арендатора - подача заявки, выбор имущества
и продавца, если иное не указано в договоре. Однако, следует
обратить внимание, что при буквальном толковании определения лизингового договора, данного
в ГК РФ, первичным в лизинговой сделке является обращение лизингополучателя
к лизингодателю, использование объекта лизинга только в предпринимательских целях. Таким
образом, мы видим, что предметом регулирования параграфа 6 главы 34
ГК являются: трехсторонние отношения между арендодателем, арендатором и продавцом (поставщиком), распределение
между ними прав и обязанностей, ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение своих обязательств. Параграф во многом соответствует Конвенции о международном
финансовом лизинге 1988 года, которая также делает акцент на трехстороннем
характере отношений. Конвенция ратифицирована Россией в 1998 году. Практически все положения
параграфа 6 главы 34 ГК РФ носят диспозитивный характер, и
стороны могут решать многие вопросы по своему усмотрению, если это
не противоречит закону. Параллельно законодательной базе развивалась и база нормативная. Постановлением Правительства
Российской Федерации № 752 были внесены изменения и дополнения во
Временное положение о лизинге. Постановление было принято 27 июня 1996
года. Временное Положение было дополнено следующими нормами : По соглашению сторон -
возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом не выше трех ко
всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого
к активной части основных фондов. стороны лизингового договора могут выби-рать,
у кого на балансе стоит оборудование. "Условия постановки лизингового иму-щества
на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами
договора лизинга". После принятия Постановления Правительства РФ от 20.11.1995 № 1133
"О внесении дополнений в Положение № 552 о составе затрат
по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли)" у участников лизинговых сделок появилась возможность отнесения
на себестоимость продукции (работ, услуг): у лизингодателя - затрат на выплату
процентов по заемным средствам, у лизингополучателя - лизинговых платежей, затрат
на выплату процентов по заемным средствам. Исходя из вышеизложенного мы
можем отметить, что к моменту принятия Федерального Закона "О лизинге"
в Российской Федера-ции имелось в достаточной степени развитое законодательство, регулирующее
лизинговую деятельность. Подробный комментарий к Федеральному Закону "О лизинге" мы
предложим Вашему вниманию в следующем номере бюллетеня.
|