Представления о том, как лучше сберегать свои деньги, стремительно меняются. Борис
Федоров К концу 2003 года количество российских семей, хранящих сбережения
в ценных бумагах, увеличится в несколько раз. Термины фондового рынка
имеют все шансы войти в обыденный лексикон наравне с такими
экзотическими когда-то определениями, как "автоматический роуминг", "широкополосный Интернет" и "нефильтрованное
пиво". Как это происходило в свое время с другими рынками,
пережившими бурный рост, в этой сфере инвестиционных услуг для частных
лиц складываются очень благоприятные предпосылки для рывка. По данным исследования "Средний
класс на рынке сбережений", которое регулярно проводит журнал "Эксперт", сегодня
уже две трети семей "средних русских" делают сбережения. К концу
прошлого года размер этих сбережений в России составил около 55-60
млрд долларов. При этом 4-4,5 млн домохозяйств готовы выступить в
роли инвесторов, то есть не копить деньги (в рублях или
в валюте), а вкладывать их. Потенциальный объем таких инвестиций -
13-14 млрд долларов. Москвичи согласны инвестировать для получения дохода в
среднем по 2300 долларов, петербуржцы - по 1100. При этом
лишь пятую часть представителей среднего класса привлекают вложения в ценные
бумаги. Пока они предпочитают инвестировать в другие финансовые инструменты (большинство
- в банковские депозиты), а также в недвижимость и собственный
бизнес. Вполне вероятно, что такое положение вещей скоро изменится. Журнал "Эксперт",
который ежегодно проводит исследование рынков, потенциально доступных частному инвестору, после
двух лет изучения всевозможных вариантов (включая, к примеру, инвестиции в
драгметаллы, нефть и антиквариат) пришел к однозначному выводу: никаких альтернатив
российскому фондовому рынку частный инвестор с ограниченной суммой денег сегодня
в России не имеет. Соответственно, постоянно растущие сбережения должны в
конце концов устремиться именно на этот рынок. Быть или не
бытьОтвет на вопрос: почему, если рынок ценных бумаг столь хорош,
массовый инвестор обходит его стороной? - кажется, очевиден. Основная причина
- психологическая. Августовский кризис 1998 года, а также более ранние
события, связанные с крахом финансовых пирамид типа МММ или "Русского
дома "Селенга"", надолго испугали разумных и осторожных потенциальных инвесторов. По
мнению председателя совета директоров инвестиционного агентства "Пролог" Александра Гребенко, 90-95%
людей относятся к фондовому рынку скептически.Однако ситуация стремительно меняется. Страна
активно преодолевает последствия августовского кризиса. Растут сбережения. Наконец, практичность побеждает
страх. Число частных инвесторов, выходящих на рынок ценных бумаг, увеличивается
на глазах. Наиболее важная предпосылка для такого развития событий - стремительная
трансформация представлений о том, куда лучше вкладывать сбережения. Еще вчера
все было предельно ясно. Если хранить деньги, то в долларах,
если вкладывать, то на банковский депозит. Сегодня большинство пребывает в
растерянности. Доллар слабеет, его конкурент евро - валюта новая и
пока еще малопредсказуемая. Ставки по банковским вкладам зачастую находятся ниже
уровня инфляции. В результате потенциальные инвесторы при выборе объектов вложений
видят, что процентные ставки (например, по корпоративным облигациям) выше, чем
по депозитам (при этом риск вложений как минимум не выше).
А рынок акций хоть малопонятный и рискованный, но сулит значительный
прирост капитала. Возникает только один вопрос: как поучаствовать во всем
этом? Профессионалы объясняют, что для частного инвестора основных путей инвестирования в
ценные бумаги может быть два: активный (когда решения о вложении
денег в конкретные бумаги человек принимает сам либо с помощью
аналитиков рынка) и пассивный (когда все решения принимает управляющий активами). Активное
инвестирование, представленное на рынке услугой классического брокерского обслуживания, не только
требует довольно внушительной суммы денег, но также предполагает наличие определенных
навыков и знаний, а главное - может отнимать много времени.
"Несмотря на то что активное инвестирование способно обеспечить повышенную доходность,
брокерское обслуживание никогда не станет популярной услугой среди большого числа
физических лиц, - рассуждает председатель правления Вэб-инвест Банка Александр Винокуров.
- Обычный человек, если он хорошо работает на своей работе,
не должен иметь достаточно времени для непрерывного мониторинга фондового рынка". В
свою очередь, "пассивный" инвестор, располагающий весомой суммой, может остановиться на
варианте доверительного управления своими средствами (либо оговорив с управляющим фиксированную
доходность от вложений, либо предложив управляющему делить прибыль в справедливой
пропорции). Однако наиболее простой и доступный способ пассивного инвестирования на
рынке ценных бумаг - покупка паев инвестиционных фондов (ПИФов). "ПИФы -
массовый продукт, они рассчитаны на людей с небольшим капиталом, -
комментирует Александр Гребенко. - Если брокерское обслуживание требует десятков тысяч
долларов, доверительное управление - тысяч долларов, то в ПИФе люди
смогут получать хороший доход, вложив всего несколько тысяч рублей". ПИФ-бум на
порогеМассовый инвестор пока не выходит на рынок ценных бумаг не
только из-за боязни быть обманутым, но и потому, что считает
этот рынок слишком сложным для понимания. Если же для частного
инвестора хорошо "упакуют" простой, понятный и в то же время
доходный инструмент (пай инвестиционного фонда), управляющая компания в Петербурге сможет
получить в управление десятки миллионов долларов.По уровню сложности для инвестора
вложения в паевой инвестиционный фонд (ПИФ) так же доступны, как
и валютообменные операции (те же курсы покупки и продажи) и
при хороших вложениях в рекламу могут стать сверхпопулярной услугой. Участники
рынка понимают это и строят планы экспансии. Если суммировать их
программы, этот и следующий годы могут стать годами ПИФ-бума. "Чистые
активы паевых фондов АВК сейчас составляют 66 млн рублей, а
начинали мы с 5 млн. Однако наибольший рост произошел только
в самое последнее время. Объем средств в управлении утроился с
ноября по январь", - говорит директор по развитию " АВК
- ценные бумаги" Владимир Скляревский. Вэб-инвест Банк зарегистрировал в начале года
дочернюю компанию "Креативные инвестиционные технологии" (КИТ), которая будет управлять пулом
инвестиционных фондов. По словам генерального директора КИТа Владимира Кириллова, программа-минимум
- получить в этом году в управление 10 млн долларов,
программа-максимум - 100 млн. Регистрирует управляющую компанию и " Пролог",
планирующий занять около 1% российского рынка ПИФов. Для того чтобы удовлетворить
потребности разных категорий клиентов, управляющие фирмы обычно формируют сразу несколько
фондов. Различия - в сроках, в инвестиционных стратегиях, в уровне
риска, а следовательно, и в доходности. По словам генерального директора компании
"АВК - ценные бумаги" Михаила Смирнова, в зависимости от комбинации
ценных бумаг ПИФ может предложить клиенту самые разные варианты портфелей.
Ему даже предлагают разбираться в особенностях различных инвестиционных стратегий методом
"от потребности". "Большинство людей сберегают деньги для какой-то конкретной цели,
- поясняет Михаил Смирнов. - Поэтому мы попытались выстроить такую
систему, которая позволяет предложить инвестору вполне понятный продукт, например сбережения
на обучение, на автомобиль, на отдых". В принципе, инвестиционный фонд
может осуществлять вложения не только в инструменты рынка ценных бумаг.
Например, Parex Asset Management (дочерняя компания Parex Banka) совсем недавно
запустила новый продукт - Балтийский фонд недвижимости, политика которого направлена
на максимально возможный рост капитала через инвестиции в недвижимость Прибалтийских
стран, в первую очередь Латвии. По словам президента Parex Asset
Management Гунтарса Витолса, основная предпосылка организации фонда - продолжающийся в
процессе вступления в ЕС рост цен на недвижимость в странах
Балтии. Появление в России фондов, инвестирующих в активы, не относящиеся к
фондовому рынку, также дело недалекого будущего. Банки нам не конкурентВ борьбе
за массового частного инвестора инвестиционные компании неизбежно столкнутся с конкуренцией
со стороны розничных коммерческих банков. В последнее время многие из
них объявили о следовании стратегии "финансового супермаркета", который, помимо традиционных
банковских и страховых услуг, предполагает также и предложение различных инвестиционных
продуктов (например, о такой стратегии развития заявили Альфа-банк, банк "МЕНАТЕП
СПб", а также связка Автобанк - ИБГ "НИКОЙЛ"). У банков
есть ряд немаловажных преимуществ. Во-первых, это уже существующая филиальная сеть.
Во-вторых - заработанная не за один год репутация. Представители инвестиционных
компаний, однако, утверждают, что конкуренции со стороны финансовых структур не
боятся."У нас отсутствует главный риск - кредитный, ведь мы по
закону не можем заниматься кредитованием, - говорит генеральный директор инвестиционной
компании АВК Ирина Малышева. - Для многих серьезных инвесторов это
является вещью существенной". "В отличие от коммерческих банков, у нас отсутствует
конфликт интересов, - рассуждает, в свою очередь, Александр Винокуров. -
Те банковские клерки, которые работают на местах, "заточены" под продажу
вполне конкретных услуг. Невозможно, чтобы человек успешно продавал и вклады,
и, например, инвестиционные паи. Поэтому у инвестиционных компаний больше шансов
качественно обслужить клиента на фондовом рынке, а у банков -
привлечь больше средств населения во вклады. Это можно утверждать вполне
определенно". Результаты конкуренции инвестиционных компаний с банками за деньги частных инвесторов
сейчас предсказать трудно. Помимо называвшихся выше факторов, очень многое зависит
от того, насколько в этом году смогут продвинуться в работе
с массовым клиентом банки с разветвленной филиальной сетью (ПСБ, МДМ,
"Балтийский", Альфа-банк) - смогут ли они стать "семейными" банками, обслуживающими
все (или почти все) финансовые операции физических лиц. Тогда и
в борьбе за сбережения они будут обладать конкурентными преимуществами перед
инвестиционными компаниями и фондами. Но, скорее всего, в этом году
банковский сервис еще принципиально не изменится - слишком много нерешенных
проблем стоит перед розничными банками (об этом - в одном
из следующих номеров "Эксперта С-З"). А значит, у инвестиционных компаний
есть хорошая фора для активного продвижении своих продуктов, которой они
обязательно воспользуются. Санкт-Петербург © Эксперт
|