Утверждает глава российского подразделения UTC Ричард Броуди Американская корпорация United
Technologies Corporation (UTC) -один из крупнейших инвесторов в российскую экономику.
За последнее десятилетие входящие в нее компании - Pratt &
Whitney (авиационные и космические двигатели), Sikorsky Aircraft (производитель вертолетов), Hamilton
Sundstrand (оборудование для гражданской и военной авиации, а также космических
кораблей), Otis (производитель лифтов) -вложили в Россию около $400 млн.
Подразделениям UTC принадлежат пакеты акций Пермского моторного завода, Московского вертолетного
завода им. Миля и ряда других предприятий авиакосмической отрасли. Для
некоторых из них сотрудничество с UTC - единственный шанс выйти
на мировой рынок. Однако иностранным инвесторам становится все сложнее работать
в стратегических отраслях российской промышленности: последние решения парламента и правительства
существенно ограничивают их права. А до сих пор не реализованная
экспортная программа пермского авиадвигателя ПС-90А позволяет критикам UTC говорить, что
она пришла на Пермский моторный завод лишь для того, чтобы
сдержать развитие конкурента. Тем не менее Ричард Броуди, президент United
Technologies International Operations в Москве, довольно оптимистичен. В интервью "Ведомостям"
он заявил, что корпорация выполнит все взятые обязательства в России
и ему сложно представить сценарий, в результате которого UTC уйдет
из страны. - Из компаний, входящих в UTC, самые большие
проекты в России реализуют Otis и Pratt & Whitney. Почему
именно их проекты стали крупнейшими? - UTC вернулась на российский
рынок в начале 90-х, поскольку для всех наших подразделений открывались
здесь блестящие перспективы - новые рынки, технологии, высокая квалификация рабочих
и специалистов... На примере Otis это очень понятно. Для нее
Россия - это естественный рынок. Не потому, что эта компания
поставляла лифты в Россию еще 100 лет назад. Просто в
России очень многие живут в многоэтажных домах с лифтами. Otis
пришла сюда со стратегией, направленной на активное продвижение своей продукции
на российском рынке. Было решено сделать акцент на развитии местного
производства и привлечении российского персонала. И сегодня Otis - единственная
западная компания, которая имеет в России собственное производство лифтов. Что
касается P&W, то у нее в России много проектов -
по ракетным двигателям, авиационным двигателями и наземным силовым установкам. Один
из самых важных наших авиационных проектов - это Пермь. P&W
выбрала Пермский моторный завод потому, что здесь одна из лучших
в России технологий. С другой стороны, мы нашли общий язык
с менеджментом предприятия. - Как говорят, одной из главный причин,
почему российская сторона решила сотрудничать с P&W, было ваше обещание
инвестировать в модернизацию ПС-90 и продвигать этот двигатель на западные
рынки. Есть ли продвижение в экспортных программах? - Я бы
предпочел сейчас не говорить о конкретных планах по продвижению двигателя
на западные рынки. Но могу сказать, что стратегию приверженности развития
ПС-90А мы не изменили: как для авиационного, так и для
наземного применения, как для России, так и для Запада. -
Есть мнение, что P&W пришла на ПМЗ главным образом для
того, чтобы нейтрализовать своего конкурента. И отсутствие видимого прогресса в
экспортных программах дает серьезный аргумент в руки тех, кто такое
мнение разделяет. - Мы пришли на ПМЗ с намерением модернизировать
ПС-90 и гарантировали выделение $125 млн. В результате этот двигатель
должен отвечать всем мировым стандартам и быть конкурентоспособным. Эти инвестиции
мы подтверждаем. Кроме того, мы налаживаем поставку из Перми комплектующих
уже для наших двигателей. И все наши шаги и действия
подтверждают, что дело обстоит именно так, как мы говорим. -
А какова позиция UTC и P&W по поводу существующих планов
передачи государству 24%-ного пакета акций ПМЗ в обмен на списание
долгов федеральному бюджету и Пенсионному фонду? - Мы воздерживаемся от
комментариев по этому поводу. Однако я могу сказать, что мы
приветствуем более активное участие правительства и общую структурную перестройку "Пермских
моторов". Мы верим, что это будет способствовать укреплению стабильности предприятия.
- Не секрет, что в последние годы позиция российского государства
в отношении иностранных инвесторов на предприятиях стратегического значения заметно ужесточилась.
Вы на себе это ощутили? - Мы являемся собственниками очень
небольшого количества предприятий российского авиапрома. У нас есть 25% на
ПМЗ и 9,4% на Московском вертолетном заводе им. Миля. Вот
и все наше участие в российских "стратегических" предприятиях. Конечно, при
этом есть еще некоторое количество совместных предприятий, которые мы создали
вместе с российскими компаниями. Что же касается той среды, в
которую попадает иностранный инвестор, то федеральный закон о государственном регулировании
развития авиации от 1998 г. ограничивает возможность участия иностранных фирм
в российских компаниях авиастроительной отрасли пределом в 25% уставного капитала.
И это относится как к военным, так и к гражданским
авиапредприятиям.Запрещается также участие иностранцев в управлении предприятием. Этот закон запрещает
нам... хотя даже не нам, а скорее российским предприятиям привлекать
иностранные инвестиции. А это им сейчас очень нужно. Конечно, теперь
нам гораздо сложнее делать новые инвестиции здесь. А Россия стала
менее привлекательной для инвестиций по сравнению с другими странами, которые
также обладают развитым авиастроением и которые конкурируют за инвестиции. -
То есть если у иностранцев больше 25% уставного капитала авиастроительного
предприятия, то у него автоматически отзывают лицензию на производство авиационной
техники? - Закон 1998 г. просто запрещает иностранным инвесторам владеть
больше чем 25% акционерного капитала авиапредприятий и участвовать в управлении
ими. Что касается лицензий, то в марте этого года было
сообщение пресс-службы правительства о новом постановлении, в котором вводится новый
порядок лицензирования. Но оно пока не опубликовано. У нас нет
его полного текста. Но в целом смысл в том, что
предприятие, если оно хочет получить лицензию, должно доказать, что у
иностранцев не больше 25% акционерного капитала и что в органах
управления предприятия только российские граждане. - И как это повлияет
на ваш проект в Перми? У вас там 25%. И
вы укладываетесь в лимит. Однако вас отстраняют от управления проектом...
- Я не могут сказать, как именно мы будем реагировать
на это постановление. Наши юристы пока над этим работают. Но
могу сказать, что оно значительно ухудшит инвестиционный климат здесь. -
Сейчас многие в России говорят, что отечественный гражданский авиапром может
выжить, только интегрируясь с мировыми авиастроительными кампаниями. Насколько, по вашему
мнению, реально востребована продукция российского авиастроения в мире? - Я
могу ответить вам конкретным примером. Вот это самое здание, где
мы с вами находимся, принадлежит компании Hamilton Standard Nauka. Здесь
мы, United Technologies, совместно с российским предприятием "Наука" производим теплообменники
для самолетов Boeing 747 и 777, небольших региональных самолетов западного
производства и российских Ту-154. 80% продукции экспортируется. Насколько мне известно,
это единственное в России серийное производство авиационных компонентов высокой точности
для гражданских самолетов. Этот бизнес сейчас приносит прибыль. В прошлом
году объем продаж составил $5 млн. Это прекрасный пример того,
как можно интегрироваться в мировое авиационное производство. И мне очевидно,
что у России есть достаточный потенциал - и не только
в этом конкретном производстве, но и во многих других областях.
В этом СП у нас 61%. И мы бы просто
не пошли на его создание, если бы у нас было
меньше акций, чем у нашего российского партнера. Теперь этот бизнес
расширяться уже не может - этому препятствует закон 1998 г.
Мы не можем покупать новые предприятия. Хотя это на 100%
гражданский бизнес. Это пример того, каковы перспективы и каковы ограничения.
- Вы должны будете пересмотреть распределение уставного капитала в этом
СП? - Закон 1998 г. этого не требует, поскольку это
предприятие было образовано до 1 января 1998 г., когда закон
вступил в силу. А по новым лицензионным требованиям - я
не знаю. Может быть, они повлияют на этот проект. -
В то же время есть точка зрения, что российские предприятия
смогут завоевать долю на мировом рынке сами. Возвращаясь к примеру
с "Наукой": вы думаете, что самостоятельно они бы не смогли
пробиться на западные рынки? - Думаю, что нет. Мы им
дали оборотный капитал, наш опыт, открыли доступ на западные рынки.
Но, понимаете, цель любого такого предприятия - это взаимная выгода.
Это не игра в одни ворота, не кто кого. Цель
совместного предприятия в том, что вы пытаетесь добиться большей прибыли,
чем вы имели, работая по отдельности. В данном случае, правда,
я говорю о нашем вполне конкретном проекте. Я не могу
говорить обо всей российской авиационной промышленности.
|