Элита аэрокосмической отрасли Италии решила работать с нашими КБ и
предприятиями без госпосредников На прошлой неделе вместе с замминистра промышленности Италии
Адольфо Урсо в Москву для участия в совместном семинаре прибыли
руководители тридцати ведущих итальянских аэрокосмических и оборонных корпораций. В рамках
визита генеральный директор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев и руководитель Ассоциации итальянской
аэрокосмической промышленности (AIAD), президент группы компаний Alenia Джорджио Заппа подписали
генеральное соглашение о стратегическом партнерстве. Оно охватывает целый ряд направлений
начиная с совместного создания тренировочных самолетов и исследования космического пространства
в мирных целях и заканчивая работами по созданию глобальной космической
навигационной системы Galileo. О том, как итальянцы собираются развивать сотрудничество
с Россией, Джорджио Заппа рассказал "Эксперту". - Чем вызван интерес столь
представительной делегации к России именно сейчас? - Еще в двухтысячном году
Россия и Италия подписали межправительственное соглашение о развитии партнерства в
различных областях экономики, в том числе в сфере авиации и
космоса. С тех пор нам удалось сделать многое. Например, совместными
усилиями фирмы Яковлева и компании Aeromacci сделана базовая версия Як-130,
на основе которой будут разрабатываться учебно-боевые самолеты для ВВС России
и, возможно, Италии. Весьма успешно реализуются проекты между "Росавиакосмосом" и
компанией Alenia по созданию инфраструктуры для Международной космической станции (МКС).
Взаимный интерес итальянцев и россиян постоянно растет, поэтому мы решили
приехать и провести семинар. Его цель - совместными усилиями изучить
возможности кооперации в ряде отраслей промышленности, связанных с космосом, телекоммуникациями,
системами управления и навигации. То есть прозондировать почву, понять, как
мы можем действовать на мировом рынке вместе. При этом прежние
способы взаимодействия, я считаю, нужно изменить. Итальянские и российские предприятия
сейчас ищут новые, нетрадиционные подходы к совместной работе, которые, если
так можно выразиться, выходили бы за рамки государственной "крыши". Дело
в том, что госструктуры инертны. Гораздо эффективнее работать напрямую. Сейчас
мы так и начали поступать: на второй день проведения семинара
руководители российских предприятий обсуждают новые проекты со своими итальянскими коллегами
без госпосредников. - Что это за проекты? - Приоритет отдается программам в
области спутниковой телекоммуникации. Например, мы собираемся активно развивать партнерство с
компанией "Газком". Три месяца назад Агентство международного развития Италии (SIMEST)
и наш крупнейший инвестиционный банк Mediobanca заключили генеральное кредитное соглашение
с Внешторгбанком РФ на триста миллионов евро для финансирования экспорта
в Россию инвестиционных товаров из Италии. Первым проектом в рамках
соглашения стало открытие кредитной линии "Газкому" на десять миллионов евро.
"Газком" будет закупать у Alenia Spazio высокотехнологичное оборудование (полезную нагрузку)
и устанавливать его на свои спутники. Сейчас "Газком" эксплуатирует только
один спутник "Ямал-100". Примерно сорок процентов частотных ресурсов этого аппарата
используется для нужд "Газпрома", а шестьдесят процентов сдается в аренду
другим компаниям. Но "Газком" намерен существенно пополнить свою орбитальную группировку.
В ближайшие два года эта компания планирует запустить еще четыре
спутника, но уже нового поколения - "Ямал-200". Сумма сделки может
составить от пятидесяти до восьмидесяти миллионов долларов. Но мы хотим
не просто продавать свою продукцию, а инвестировать в Россию и
развивать совместный бизнес. Недавно концерн Finmeccanica приобрел оператора спутниковой связи
компанию Telespazio. Поэтому мы планируем договориться с "Газкомом" о совместном
предоставлении услуг спутниковой связи другим компаниям. Другой наш перспективный проект связан
с государственным предприятием "Космическая связь". Мы заключили соглашение о поставке
полезной нагрузки для трех российских спутников связи серии "Экспресс-АМ" на
сто тридцать миллионов долларов. Alenia предложила авансировать работы в размере
пятнадцати процентов от стоимости полезной нагрузки, а оставшаяся часть средств
будет выделена консорциумом банков, в который входят банк San Paolo
LMI, Сбербанк России и другие кредитные организации. - А как продвигается
ваше сотрудничество с красноярским НПО прикладной механики имени Решетнева? В
конце прошлого года Alenia планировала заключить контракт с красноярским предприятием
на производство малых космических спутников, но этого так и не
произошло. - В данный момент этот контракт находится в подвешенном состоянии.
Но сразу хочу сказать, что проблема здесь не в инвестициях.
Спутники, о которых идет речь, будут эксплуатироваться на эллиптических орбитах.
Они необходимы России для сопровождения лайнеров, летающих по кросс-полярным трассам,
через Северный полюс. Сейчас мы вместе с российскими партнерами ищем
оптимальное техническое решение, какой полезной нагрузкой комплектовать эти аппараты. Как
только мы придем к согласию, проект стартует. Более того, в
будущем мы планируем подписать с НПО прикладной механики и контракт
на производство навигационного оборудования. - Мировой рынок спутниковой связи переживает не
лучшие времена. В основном из-за краха амбициозных проектов типа Iridium,
ICO Global и других. Не боитесь, что ваши деньги будут
выброшены на ветер? - На рынке производства и запуска спутников действительно
свирепствует кризис - в целом емкость рынка сократилась примерно на
сорок процентов. Но не все так плохо. Например, бизнес по
производству и запуску спутников на геостационарную орбиту достаточно стабилен. В
целом же кризис будет продолжаться до тех пор, пока телекоммуникационные
компании опять не начнут вкладывать деньги в свой бизнес, предлагать
клиентам новые услуги. Вне всякого сомнения, нужно инвестировать в технологии
по предоставлению широкополосного доступа через спутник. На эту услугу будет
высокий спрос со стороны пользователей Интернета. Перспективным представляется и рынок
услуг, связанных с позиционированием и навигацией (его емкость, по оценкам
Еврокомиссии, оценивается в 10 млрд долларов в год. - "Эксперт").
Здесь мы видим большое поле для кооперации с Россией. Европа
сейчас реализует программу создания системы спутниковой навигации Galileo. Предполагается, что
группировка спутников начнет функционировать в две тысячи восьмом году. Преимущество
этой системы в том, что ею смогут воспользоваться абоненты как
российской системы ГЛОНАСС, так и американской GPS. Участие России в
проекте Galileo, с одной стороны, может уменьшить его общую стоимость
(три миллиарда восемьсот миллионов долларов), а с другой - повысить
качество предоставляемой клиентам навигационной информации. - Какие программы сотрудничества в области
пилотируемой космонавтики Италия вместе с Европой может предложить России? - Это
в основном проекты, касающиеся МКС. Alenia Spazio уже договорилась с
РКК "Энергия" о совместной работе в России по созданию систем
заправки и причаливания автоматического передвижного модуля ATV. Это вспомогательный корабль,
который создается под эгидой Европейского космического агентства (ЕКА). Система стыковки
для ATV будет сделана на основе бартерного соглашения между "Росавиакосмосом"
и ЕКА, после чего корабль предполагается запустить на ракете Arian. Кроме
того, сейчас мы обсуждаем с Россией возможность участия вашей страны
в программе конструирования многоразовых космических кораблей нового поколения, аналогичных американским
шаттлам. Идет работа над технико-экономическим обоснованием этой программы. У России
накоплен богатый опыт по созданию челноков, есть масса неординарных технологических
решений. Но решающим фактором здесь все-таки станут деньги. Чем больше
инвестиций, тем больше роль России в этой программе. - У России
лишних денег на космос нет. Европа и США тоже не
спешат раскошелиться - финансирование МКС постоянно сокращается. - Это так, но
никто не говорит, что финансирование не возобновится. Сейчас все зависит
от NASA, ЕКА и "Росавиакосмоса". Мы ждем и надеемся на
лучшее. Европа вложила более десяти миллиардов долларов в орбитальную станцию.
И сейчас для нас крайне важно обеспечить независимый доступ к
МКС с помощью кораблей многоразового использования. В сегодняшней ситуации, после
трагической гибели Columbia и приостановки полетов шаттлов, я думаю, что
развитие этих проектов будет ускорено. - С космосом все ясно, давайте
перейдем к самолетам. Буквально за неделю до вашего приезда глава
"Росавиакосмоса" Юрий Коптев заявил, что не вполне удовлетворен темпами сотрудничества
с Европой, в частности с корпорацией EADS (она контролирует концерн
Airbus). Россия осталась за рамками программы строительства пассажирского лайнера-супергиганта A-380
(на пятьсот пятьдесят пять мест), хотя первоначально предполагалось ее активное
участие в этом проекте. Это произошло в основном из-за противодействия
компаний - партнеров EADS, в том числе и компании Alenia.
Чем вы недовольны? - Дело не в нашей компании. Alenia действительно
один из основных инвесторов в программу A-380. Мы технически участвуем
в создании этого лайнера, поставляем комплектующие. Но мы не определяем
интеграционную политику EADS. В этой корпорации главную роль играют Франция
и Германия. Именно с этими двумя странами у России наиболее
тесные связи, с ними вам и предстоит преодолевать разногласия. Тем
не менее подписанное между Россией и Италией соглашение о сотрудничестве
в аэрокосмической сфере наверняка будет способствовать тому, чтобы Европа шире
открыла дверь для России. - То есть в будущем участию России,
например в программе создания грузового A-380, на которое надеется руководство
"Росавиакосмоса", европейцы препятствовать уже не будут? - Все очень просто. Пул
основных участников программы Airbus давно сформирован (в него входят Франция,
Германия, Великобритания и Испания. - "Эксперт"). Но есть много европейских
государств, которые могли бы участвовать в этой программе как субподрядчики.
Наш опыт взаимодействия с Россией показывает, что такое сотрудничество вполне
реально - в этом нет ничего невозможного. Я думаю, с
EADS и Airbus у вас все разрешится само собой. - Минуточку.
Летом две тысячи первого года президент EADS Филипп Камю и
главный исполнительный директор Airbus Густав Хумберт в один голос уверяли
нас, что российский авиапром может стать полноправным членом программы строительства
европейских самолетов, то есть частью концерна Airbus. Это предложение было
сделано России в расчете на рост мирового рынка самолетов. Но
потом в авиапроме разразился кризис, и все проекты были заморожены.
Не повторится ли то же самое с Италией? - Это естественно,
что сотрудничество рождается на растущем рынке, к которому относится и
Россия. Проблема заключается в том, что российский рынок пока еще
не интегрировался в объединенную Европу. Для европейцев он остается во
многом закрытым. Если бы Россия более активно проводила политику открытого
рынка, это способствовало бы общему росту спроса, и результат, возможно,
был бы иной. Вы привели пример Airbus. Это особый случай.
Там очень сложная система взаимоотношений. У нас все проще. Наше
сотрудничество предусматривает реализацию проектов между конкретными российскими и итальянскими предприятиями.
Поэтому проблем возникнуть не должно. - На последнем авиасалоне в Фарнборо
вы подписали соглашение с президентом корпорации Boeing Филом Кондитом об
участии компании Alenia в создании стратегической системы противоракетной обороны (ПРО).
Какой участок работы возьмет на себя Alenia? - На самом деле
у Alenia с Boeing есть только рамочное соглашение, а конкретный
фронт работ пока не определен. Что мы будем делать, выяснится
позднее. Скорее всего, сотрудничество пойдет в трех направлениях. Во-первых, американцы
заинтересованы в возможностях нашего военного спутника Sicral, который обеспечивает связь
между минобороны Италии и воинскими подразделениями. Sicral был запущен год
назад. Он будет покрывать пространство над Европой и Ближним Востоком
в течение десяти лет. Во-вторых, США могут использовать наш опыт,
накопленный в области создания радаров. И наконец, в-третьих, их могут
заинтересовать научные разработки нашей компании Quadrics - она уже давно
работает для некоторых исследовательских центров США. - Руководство Boeing предложило и
России поучаствовать в создании ПРО. Наш президент Владимир Путин заявил,
что в принципе не исключает такой возможности. Если партнерство состоится,
это как-то повлияет на бизнес вашей компании? - Пока сказать сложно.
Но я не думаю, что произойдут какие-то кардинальные изменения. Россия
рассматривается как один из множества европейских партнеров по программе ПРО. -
Летом две тысячи первого года шесть европейских государств - Германия,
Великобритания, Франция, Швеция, Испания и Италия - заявили о намерении
реализовать амбициозную программу создания беспилотного истребителя, который должен основать следующее
поколение за разрабатываемыми сейчас боевыми самолетами Eurofighter и Rafale. Между
тем в США такая программа действует уже несколько лет, есть
проекты и в России. Почему Европа так поздно спохватилась? - Здесь
мы полностью ориентируемся на Америку. Концепция развития ВВС США предусматривает,
что их воздушный флот будет состоять из боевых самолетов двух
типов - пилотируемых истребителей пятого поколения JSF и беспилотных самолетов,
изготовленных с использованием технологии stealth. Узнав это, в Европе тоже
почувствовали необходимость создания таких аппаратов. Поэтому мы приступили к своей,
чисто европейской программе беспилотников UAV. - Но американцы тратят на опытно-конструкторские
разработки своих истребителей вчетверо больше европейцев - сорок миллиардов долларов
против десяти. Насколько конкурентоспособен по техническим характеристикам ваш самолет будет
в сравнении с американским? - Конкурировать с США по всем системам
самолета невозможно. В принципе мы можем сделать вполне конкурентоспособную модель,
если у нас будет соответствующее финансирование. Но вы правильно сказали,
что европейский бюджет этой программы составляет двадцать пять процентов от
американского. А если мы возьмем расходы Европы и США на
научные исследования по проекту беспилотных истребителей, то это соотношение составит
один к шести не в нашу пользу. Поэтому мы вынуждены
проводить селекционную работу, что-то ужимать - у нас же нет
таких денег, как у американцев. Но это не страшно, США
ведь не рассматриваются нами в качестве военного противника. Точно так
же, как и Россия. - На какой объем сотрудничества с Россией
в аэрокосмической сфере рассчитывает выйти Италия? - Я думаю, что можно
вести речь о трех миллиардах долларов в течение десяти лет. Интервью
взял Алексей Хазбиев Что такое итальянский авиапромАэрокосмическая промышленность Италии состоит более
чем из трех десятков предприятий. Но в мире широко известны
только четыре: Agusta (выпускает одноименные боевые ударные вертолеты), FiatAvio (самолеты
и ракетные двигатели), группа Alenia (выпускает спутники, системы навигации и
истребители Euro) и Marconi (средства связи, разведки и обнаружения). Все
они объединены в полугосударственный концерн Finmeccanica. Это крупнейшая интегрированная структура
в европейской аэрокосмической отрасли после EADS. Уставный капитал Finmeccanica -
6,2 млрд евро. На предприятиях концерна трудится 44 тыс. рабочих.
Самый крупный вклад в бизнес Finmeccanica вносит группа компаний Alenia
- консолидированный объем ее продаж составляет примерно 2 млрд долларов
в год. Президент группы Alenia доктор Джорджио Заппа одновременно возглавляет
Ассоциацию аэрокосмических предприятий Италии (AIAD) и занимает руководящие посты в
концерне Finmeccanica. Доктор Заппа был активным сторонником интеграции Alenia и
Finmeccanica в EADS. Руководство EADS предложило Finmeccanica создать совместное предприятие
по разработке и производству боевых самолетов с равным участием и
при этом обещало не продавать свой пакет акций в 46%
в группе Dassault, с тем чтобы помешать семье Дассо заключить
альянс с British Aerospace (BAe Systems) - прямым конкурентом Finmeccanica.
Более того, топ-менеджеры EADS предлагали итальянцам приобрести 5% акций Airbus.
Но эта сделка так и не состоялась. Против выступил премьер
Италии Сильвио Берлускони, который предпочел сотрудничество с Boeing. Тем не
менее опцион на акции Airbus по-прежнему сохраняется за Finmeccanica. Если
сотрудничество итальянцев с Европой в гражданском авиастроении не заладилось, то
в военной сфере успехи есть. Finmeccanica вместе с BAe Systems
и EADS недавно договорились о создании СП, которое будет разрабатывать
новые системы ПВО, боевые ракеты и ракетные снаряды 45 типов.
Эта компания займет третье место на рынке ПВО после российского
концерна "Алмаз-Антей" (производит С-300 и С-400) и американской корпорации Raytheon
(выпускает системы Patriot).
|