Правительственная болезнь, которая дорого обходится стране Все десять лет Россия
больна - налицо инвестиционный синдром. Сменялись правительства, но ничего не
менялось. Монетаристов сменили прагматики, тех - государственники, сейчас у власти
либералы - большие специалисты по дерегулированию экономики, а лозунг по-прежнему
один - даешь иностранные инвестиции. Правда, менялась тональность - сменилась
абсолютная уверенность монетаристов в том, что "Запад нам поможет". Прошедшие
недавно в Москве очередное заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям
(КСИИ) и выездная сессия Всемирного экономического форума из этого ряда,
лишний раз подтвердили абсурдность и никчемность подобных мероприятий. Гвоздем встреч
стала коммерческая презентация проекта "Сахалин-1", которую устроила американская компания "Эксон-Нефтегаз".
Ассистентами президента компании Нила Даффина выступили премьер-министр Михаил Касьянов и
министр экономического развития и торговли Герман Греф, которым удалось втянуть
в спектакль и президента страны. Между тем "коммерческая" презентация проекта
через пять лет после подписания соглашения выглядит достаточно странно. Эта
история с презентацией свидетельствует, что серьезный инвестор к нам не
придет. Оторвать жирный кусок - это пожалуйста. Пять лет оператор
сахалинского проекта добивался от российского правительства права бесконтрольного расходования выручки
за добытую нефть. И вот теперь устроил презентацию по случаю
того, что получил на высшем уровне гарантии свободы действий. В
этом случае ждать чего-нибудь весомого от первых трех проектов СРП
не приходится. Ведь западные компании владеют "серыми" и "черными" схемами
увода доходов от налогообложения получше российских. До раздела продукции, о
котором так много говорят, дело не дойдет - делить будет
нечего. И делается все это в рамках закона (в данном
случае - соглашения). Если российскую компанию правительство может "усовестить", то
на зарубежного партнера уговоры не действуют. Какие-либо поправки к соглашению,
восстанавливающие права государства как собственника недр, невозможны, так как в
этом случае "ухудшаются условия для оператора". Ключевое слово "инвестиции" лишает
российское руководство здравомыслия. На смену ему приходит наивная вера сказкам
претендентов на российские месторождения. Так, в январе 1997 года в
материалах КСИИ был доклад Нефтяного совещательного форума (НСФ - ассоциация
зарубежных нефтяных компаний в России) об эффективности шести, в том
числе и двух сахалинских, проектов на основе СРП. Авторам доклада
ничего не стоило завысить экономический эффект на треть - всего
лишь на 200 миллиардов долларов. Вызывают большие сомнения утверждения Нила
Даффина о том, что российский бюджет за период реализации проекта
получит 35-40 млрд. долл. в виде налогов, роялти и доли
в СРП. Если выручка за реализацию нефти и газа составит
около 80 млрд. долл., при себестоимости проекта в 30 млрд.,
то получается, что оператор будет работать чуть ли не в
убыток себе. Фактические же расходы всегда превышают смету, особенно если
они возмещаются без каких-либо ограничений, как это имеет место в
сахалинских проектах. Маловероятно, что Россия получит половину обещанных сумм. А
широкомасштабная разработка дальневосточного шельфа приведет к дальнейшему падению цен на
углеводороды. Сокоординатор КСИИ президент компании "Эрнст энд Янг" Джеймс Терли
знает, чем усладить слух премьера. Инвестиционный климат в России, по
его мнению, улучшается, а иностранные инвестиции в российскую экономику в
первом квартале 2001 года достигли 2,7 млрд. долл. А вот
Госкомстат утверждает, что 2,5 млрд. долл. за всю первую половину
году. ЦБ же дает более скромную оценку за этот же
период - 1,2 млрд. долл. Причем оба российских источника единодушны:
основной приток инвестиций наблюдался во втором квартале текущего года и,
как отмечают аналитики, идут они большей частью из офшоров и
имеют российское происхождение. В принципе режиссеры десятилетнего инвестиционного сериала хорошо
известны: это иностранные члены КСИИ и компании, объединяемые НФС. Они
настолько освоились в российских коридорах власти, что часто выступают наставниками
для перманентно мигрирующих чиновников по вопросам государственной экономической политики. Стоит
ли Нилу Даффину скупиться на обещания громадных доходов государства, могучий
поток заказов российским подрядчикам от оператора проекта "Сахалин-1", если есть
возможность на таких же вольных условиях получить в разработку большую
часть сахалинского шельфа (проекты "Сахалин-3", "Сахалин-4" и "Сахалин-5"). Еще не
имея на руках соглашения, "Бритиш петролеум" активно осваивается на уникальном
газовом месторождении - Ковыктинском, - определяя состав участников проекта и
их доли. И когда государство вдруг решило отвести "Газпрому" роль
координатора проекта, то у БП это вызвало искреннее недоумение. Со
времен Виктора Черномырдина правительство подвергается сильнейшему давлению консорциума американских компаний
относительно получения в концессию всей Тимано-Печорской нефтегазовой провинции. Начнись бомбардировки
Югославии на неделю позже, их мечта осуществилась бы: соответствующее соглашение
было бы подписано во время несостоявшегося визита Евгения Примакова в
США. Накануне в США побывал Владимир Путин. Без подарка в
гости не ездят. Гарантии на бесконтрольные действия американских компаний в
сахалинских проектах - более чем щедрый презент. Но ограничится ли
президент этим? Как бы руководство страны не стало заложником своей
игры с так называемыми инвесторами. Ни один серьезный инвестор не
пойдет в страну, из которой уходит отечественный капитал. Независимая газета
(Москва)
|