В вопросе привлечения инвестиций в российскую экономику ничтожно мало неясного.
Основная масса специалистов, экономистов, чиновников и экспертов, конечно, расходятся в
деталях: так, одни считают, что России нужны иностранные инвестиции; другие
— что в последние годы рост шел, главным образом, за
счет внутренних инвестиционных ресурсов; третьи — что в России мало
денег, да и те, которые есть, не идут в реальный
сектор; четвертые — что деньги в России есть, но нужно
их эффективно использовать. Но все они солидарны в главном: инвестиции
в экономику — это позитивно. При этом общеизвестно, что для
того, чтобы ситуация стала еще позитивнее, необходимо развивать отечественный фондовый
рынок, стимулировать инвестирование в перерабатывающие отрасли, реализовать, наконец, заявленные идеи
налоговой реформы, дебюрократизировать экономику и развивать корпоративную культуру. Интересно только,
когда об этих мероприятиях можно будет говорить, как о свершившихся
фактах? Герман Грефминистр экономического развития и торговли РФ выступление перед
Европейским деловым клубом в феврале 2002 г.В прошлом году у
нас произошла смена факторов, за счет которых происходил рост. Мы
ушли от факторов внешнего воздействия: если в 2000 году они
внесли в наше развитие вклад порядка 34–35%, то в 2001
году этот вклад составлял уже менее 12%. Это говорит о
том, что рост переходит в более устойчивую стадию, и темпы
роста становятся более устойчивыми, но снижаются. При этом очень важным
является такой показатель, как рост зарубежных инвестиций. Подведены итоги за
9 месяцев 2001 года: в нефинансовый сектор поступило 9,7 миллиардов
долларов США иностранных инвестиций, что больше чем на 23% превышает
соответствующий показатель 2000 года. И общий объем накопленных инвестиций на
октябрь 2001 года составил 34,4 млрд. долларов США. В том
числе прямые инвестиции — 17,7 млрд. Это — очень хороший
показатель. Неплохая динамика — это один из индикаторов того, что
курс на улучшение делового климата в стране, выбранный Правительством, дает
результаты и поддерживается инвесторами. Источником реальных инвестиций, столь необходимых сейчас России
для закрепления достигнутых результатов, может и должен стать отечественный фондовый
рынок, и для Правительства необходимость его восстановления очевидна. Мы много
об этом говорим, но это не стало пустой банальностью: целью
политики Правительства является создание реально благоприятного инвестиционного климата, чтобы Россия
занимала первые места по объему привлеченных инвестиций. Мы открыты и
предсказуемы, наши реформы дают запланированные результаты. И мы будем и
в дальнейшем проводить эту политику в жизнь. В октябре Министерство экономического
развития и торговли внесло в Думу новую редакцию Федерального закона
«Об инвестиционной деятельности на территории РФ». По мнению разработчиков законопроекта,
он должен стимулировать привлечение прямых иностранных инвестиций и способствовать инвестиционной
активности отечественных финансовых и промышленных структур. В прошлом году инвестиции в
основной капитал за счет амортизации составили 36 млрд. долларов, а
прямые иностранные инвестиции — всего 4,7 млрд. долларов. В то
же время, только для поддержания простого воспроизводства российской экономике необходимо
70 млрд. долларов в год. Очевидно, что государство должно резко
сократить прямые бюджетные инвестиции и максимально стимулировать предложение на рынке
капитала. Основным инструментом государственной инвестиционной политики должны стать всевозможные льготы,
квоты, тарифы и другие отдельные соглашения. Реализовывать эту новую политику
предстоит Государственному инвестиционному агентству — новому органу в подчинении МЭРТ.
Именно оно должно сыграть ведущую роль в привлечении новых инвестиций
из-за рубежа. Свою консультационную деятельность оно осуществляет бесплатно для иностранных
инвесторов и на коммерческой основе — для российских предприятий.
Василий Кичеджизаместитель Полпреда Центрального федерального округаКогда мы собирали расширенное заседание
экономического совета ЦФО по развитию инвестиционного потенциала округа, мы не
ставили своей целью точно определить эту цифру и сделать ее
планом. Мы рассчитывали, во-первых, усилить инвестиционный потенциал округа, во-вторых, апробировать
на его территории программу привлечения инвестиций в промышленность, которая уже
2 года действует в Москве. Программа заключается в том, что часть
бюджета города или региона направляется на компенсацию части процентных выплат
по банковским кредитам и корпоративным займам, полученным предприятиями. Поддержка оказывается
не всем, а только тем предприятиям, которые обоснуют максимальную бюджетную
эффективность предполагаемой помощи. По двум корпоративным займам зеленоградский завод «Микрон»
привлек 150 миллионов рублей для технического перевооружения линии по производству
микросхем. Московский комбинат хлебопродуктов для строительства солодовни привлек уже 900
миллионов. Кстати, один рубль средств, привлеченный таким образом, дает казне
от 4 до 8 рублей дополнительных поступлений в виде налогов. Конечно,
Москва — это особый город, в Москве — другой бюджет,
интеллектуальный и административный ресурс, и те риски, которые по этой
программе были, в большей степени Москва взяла на себя. Но
мы будем ее предлагать другим регионам, потому что здесь действительно
много интересного, а кроме того, она дает возможность участия населения
в инвестиционных процессах. Сейчас население практически нигде не участвует, вы знаете,
что оно взаимодействует, по сути, только со «Сбербанком» и с
некоторыми другими банками через депозиты, где просто хранит деньги. Так
что большинство хранит денежные средства в банке, только с прилагательным
«стеклянная». И если говорить об инвестициях, то самый главный инвестиционный ресурс
сегодня — это население. Если мы сейчас не сможем добиться
доверия у населения, мы не станем нормальной цивилизованной страной. И,
безусловно, когда мы говорим о гарантиях, которые могут предоставить власти
регионов, они должны быть настолько надежными, что здесь нельзя говорить
только об экономике. Это слагаемые и экономики, и политики, в
общем, в целом страны. Также сейчас мы много говорим об инвестиционной
культуре, которой по большому счету нет. Мы разговаривали с представителями
комиссии по ценным бумагам, и тезис серьезный, который должен подстегнуть
многих предпринимателей, заключается в том, что наступает передел через соблюдение
закона. Многие предприятия, которые были зарегистрированы порядка 8 — 10
лет назад, не пересмотрели свой уставной капитал, не делали никаких
эмиссий. И сегодня это — серьезная проблема для таких предприятий.
Но идет нормальное обсуждение этой проблемы. Александр Захаровпрезидент ММВБ
Говоря о роли структуры, о роли организованного рынка в привлечении
инвестиций, я хочу привести 2 примера. Первый связан с выходом
наших компаний на зарубежный рынок капитала. За последние 5 лет
порядка 50 компаний вышли на зарубежный рынок капитала и привлекли
больше 3 млрд. долларов в депозитарных расписках и облигациях. Одним
из самых нашумевших стал случай с депозитарными расписками «Вимм-Билль-Данна» на
Нью-Йоркской фондовой бирже — это 200 миллионов долларов привлеченных финансовых
ресурсов. Эта компания пошла на что — она подала примерно
четверть пакета акций, увеличила свою капитализацию примерно до 1 млрд.
долларов, сделала транспарентной структуру акционеров, показала — впервые, может быть,
в истории российского фондового рынка — мультимиллионеров, которые официально получили
доход на фондовом рынке. Я думаю, наши компании, во всяком
случае — ряд из них, уже готовы использовать очень значительный
ресурс фондового рынка для увеличения своего инвестиционного потенциала. Пятьдесят компаний
за последние 5 лет — с одной стороны, это не
так много, с другой стороны, это показывает тенденцию. Второй пример я
приведу из ситуации отечественного рынка — в частности, проекты по
выпуску корпоративных облигаций. Известно, что именно наша биржа предложила в
99 году начало этого проекта — выпуск корпоративных облигаций для
российских предприятий. С этого времени порядка 50 отечественных эмитентов вышли
на отечественный рынок и привлекли свыше 70 млрд. рублей —
больше 2,5 млрд. долларов. Таким образом, можно сказать, что через
отечественную и западную инфраструктуру (я имею в виду биржи) было
привлечено реально порядка 6 млрд. долларов. Много это, или мало? Конечно,
очень мало. Тем более, что за это время мы не
видели первичного размещения акций с целью привлечения капитала на отечественном
рынке. В основном, эмиссии акций происходили с целью изменения структуры
собственности. Кстати, современная зарубежная практика говорит о том, что более
50 процентов инвестиций привлекается через фондовые рынки. Главная цель — повышение
капитализации российской экономики. Президент в апрельском послании 2001 года отметил
именно эту проблему — недооцененность российских компаний. Он сравнил капитализацию
России и Финляндии, было отмечено, что у нас она в
5 раз ниже. Сейчас ситуация изменилась — капитализация в России
порядка 90 млрд. долларов. Это примерно равно капитализации одной финской
фирмы Nokia. Эксперты говорят, что недооцененность российских компаний — примерно
10–15 раз. Например, если сегодня капитализация «Газпрома» примерно 14 млрд.
долларов, то реально возможный уровень капитализации оценивается в 200 млрд.
долларов. Поэтому нужна реальная программа развития фондового рынка на среднесрочный
период. Он — ключевое звено повышения капитализации отечественной экономики, вывода
отечественных предприятий на отечественный и зарубежный, если повезет, рынок капитала.
Это можно сделать в 2 этапа. Первый — корпоративные облигации.
Они очень важны потому, что 85% кредитных ресурсов сейчас —
это «короткие» деньги на срок менее года. Эти ресурсы более
дорогие: процентная ставка свыше 20%, а корпоративные облигации — 17–19%.
Кроме того, корпоративные облигации — это возможность рефинансироваться. А следующим
этапом должна быть эмиссия с целью привлечения капитала, как это
сделал «Вимм-Билль-Данн», но, к сожалению, на Нью-Йоркской фондовой бирже. Вот
мы должны сейчас добиться того, чтобы эмиссии проходили у нас
с целью привлечения капитала. И эта задача должна быть поставлена
на ближайшую перспективу. Андрей Нечаевпрезидент Российской финансовой корпорации, председатель Совета директоров
банковского холдинга «Росинбанк»Главными препятствиями приходу иностранных инвесторов на российский рынок,
на мой взгляд, являются низкий уровень защиты прав собственности, неэффективная
судебная система и система правоприменения, диктат налоговых и других фискальных
органов, нестабильная и обременительная налоговая система, чрезвычайно высокий уровень бюрократизма
и коррупции, низкая корпоративная культура. К этому нужно еще добавить
и высокие риски кредитования в России. Но, хотя вывоз капитала
из России пока превышает ввоз, в последнее время иностранные активы
российских банков снизились. Это означает, что они перевели деньги из-за
границы обратно в Россию. Еще положительный момент, хотя внешне и
несколько курьезный: по итогам прошлого года крупнейшим иностранным инвестором в
Россию стал Кипр. Понятно, что это не Кипр инвестирует в
Россию, а российские деньги возвращаются в страну под кипрским флагом.
И уж совсем забавно: одним из крупнейших иностранных инвесторов в
сфере строительства в прошлом году стал крошечный Белиз. 99% населения
нашей страны вообще не знает этого полуофшора. Все это обнадеживающие
признаки. Пусть и под иностранным флагом — российский капитал стал
возвращаться. Наиболее привлекательными для иностранных инвестиций остаются те сферы, где достаточно
быстрый оборот капитала и ниже уровень государственного участия и монополизации
рынка. Лидерами по притоку иностранных инвестиций у нас являются пищевая
промышленность и торговля. Уже есть целые сектора экономики, в которых
лицо российской промышленности фактически определяют предприятия с иностранными инвестициями. Это,
например, табачная промышленность и пивоваренная промышленность, которые в значительной степени
принадлежат иностранному капиталу. Некоторым инвестиционным прорывом станет, возможно, вступление России в
ВТО. В первую очередь, это может отразиться на финансовом секторе.
Расширение допуска иностранного капитала на рынок услуг, особенно финансовых, является
одним из основных требований к России в рамках переговоров по
вступлению в ВТО. Присоединение к ВТО потребует от России не
только сокращения мер по защите внутреннего рынка, но и совершенствования
законодательства, приближения его к нормам развитых стран, повышения транспарентности правовой
среды. Будет повышена роль судебной системы. Россия получит доступ к
системе разрешения споров ВТО и к механизмам принудительного исполнения решений.
Кардинально возрастет защищенность прав интеллектуальной собственности. Все это, несомненно, должно
повысить инвестиционную привлекательность российской экономики, в том числе ее банковского
сектора. И, в заключение, я хотел бы подчеркнуть, что российские предприятия,
конечно, нуждаются в иностранном капитале. Это не только деньги, это
еще и технологии, и совершенно другой уровень менеджмента организации производства
или сферы услуг, и совершенно иная корпоративная культура. Это как
раз те направления, по которым мы еще существенно отстаем от
Запада. Игорь Лисиненкопредседатель межфракционного депутатского объединения «Деловая Россия»У нас есть
хорошая динамика, начиная с посткризисного 1998 года. Все больше и
больше капитала вкладывается в нашу экономику. И по статистике, количество
вывозимого капитала резко сокращается. Тем не менее, цифры остаются очень
большими, даже пугающими. Здесь необходимо продолжать реформы, начатые Правительством, и,
в первую очередь, налоговую реформу. Как ни привычно это звучит,
пока еще налоговая реформа не достигла своей цели. Нет упрощения,
нет облегчения и нет транспарентности. То есть ни одна из
целей налоговой реформы фактически не достигнута. Так же необходимо посмотреть на
общий структурный уровень развития нашей экономики. Очевидно, что сейчас в
России платежеспособный спрос начинает бурно развиваться, особенно это касается пищевой
и текстильной промышленности. Туда идут капиталы, не взирая даже на
те трудности, которые существуют у нас в части зарегулированности экономики.
И нам очень нужны законопроекты, направленные на дебюрократизацию. Я уверен, что
рано или поздно у нас повысятся темпы роста ВВП с
5% до 10%, и мы можем рассчитывать, что Россия займет
достойное место в мировом разделении труда. Но, к сожалению, реформы
немного буксуют. Для того, чтобы инвестиции шли в Россию, нам
необходимо консолидировать усилия, создавая ясные правила игры в экономике. Журнал «Экономика
России: ХХI век"
|