За январь-ноябрь 2002 года объем инвестиций в основной капитал за
счет всех источников финансирования составил 1398.0 млрд. руб., или 102.5%
к соответствующему периоду предыдущего года, в том числе в ноябре
- 163.4 млрд. рублей (прирост к соответствующему периоду 2001 года
- 2.2 процента). Сопоставление динамики темпов роста инвестиций в основной
капитал за два последних года по каждому месяцу периода январь
- ноябрь подтверждает тенденцию ослабления инвестиционной активности в экономике в
текущем году по отношению к 2001 году. Одной из причин
ослабления инвестиционной активности является замедление роста собственных средств организаций в
инвестициях в основной капитал, который за январь - сентябрь 2002
года составил 102.4% (прирост за соответствующий период 2001 года -
6.4%). Их доля сократилась за январь - сентябрь 2002 года
на 0.1 процентного пункта по сравнению с соответствующим периодом прошлого
года. Сокращение собственных средств организаций в инвестициях в основной капитал
произошло в результате снижения темпа роста прибыли в составе собственных
источников финансирования, который за январь - сентябрь 2002 года составил
82.3% (прирост за соответствующий период прошлого года - 18.2%). В
результате доля прибыли в составе общих объемов инвестируемых собственных средств
снизилась с 51.1% в январе - сентябре 2001 года до
41.1% в январе - сентябре 2002 года, а в общих
объемах инвестиций в основной капитал - с 24.9% до 20%
соответственно. Снижение собственных средств организаций в источниках финансирования инвестиций в
основной капитал сдерживал динамичный рост амортизации. За январь - сентябрь
2002 года темп роста амортизации в собственных источниках инвестиций составил
124.3% (за январь - сентябрь 2001 года - 101.2%). В
результате доля амортизации в общих объемах инвестируемых собственных средств увеличилась
до 50.1% (январь - сентябрь 2001 года - 41.3%), а
в общих объемах инвестиций в основной капитал - до 24.4%
(20.1% в январе- сентябре 2001 года). Кроме того, на снижении
инвестиционной активности сказалась отмена с 1 января 2002 г. льготы
по налогообложению прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений производственного назначения
и жилищного строительства. В результате предприятия сделали в начале текущего
года в инвестиционной деятельности выжидательную паузу в связи с переходом
на новые условия налогообложения. Структурные сдвиги в отраслевой структуре инвестиций
в основной капитал. В январе - сентябре 2002 г. по
сравнению с соответствующим периодом прошлого года доля инвестиций в основной
капитал в промышленности уменьшилась с 43.7% до 43%, на транспорте
- с 22.9% до 19.7%, увеличилась в отрасли связь -
с 2.7% до 3.9%, сельском хозяйстве - с 2.5% до
3.0%, торговле и общественном питании - с 1.8% до 2.0
процентов. В промышленности доля инвестиций в основной капитал уменьшилась в
топливно - энергетическом комплексе с 27.4% до 26.1%, в том
числе в нефтедобывающей промышленности - с 15.2% до 13.6%, нефтеперерабатывающей
- с 2.2% до 2.0%, угольной - с 0.9% до
0.8%, увеличилась в электроэнергетике - с 4.1% до 4.7% и
осталась без изменения в газовой промышленности - 5 процентов. В
металлургии доля инвестиций в основной капитал уменьшилась с 5.6% до
5.4%, в том числе в черной металлургии - с 2.4%
до 2.2% и осталась без изменения в цветной металлургии -
3.2 процента. В обрабатывающих отраслях увеличился удельный вес инвестиций в
машиностроении и металлообработке - с 2.9% до 3.1%, пищевой промышленности
- с 3.2% до 3.6%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
- с 1.2% до 1.3%, производстве строительных материалов - с
0.6% до 0.8%, Осталась без изменений доля инвестиций в основной
капитал в химической и нефтехимической промышленности - 1.8% и легкой
промышленности - 0.2 процента. Всего в развитие ТЭК и транспорта
было направлено 45.8% инвестиций в основной капитал, по сравнению с
50.3% за соответствующий период прошлого года. Однако хотя и произошло
некоторое улучшение отраслевой структуры инвестиций в промышленности, в целом она
остается неблагоприятной и не соответствует сложившейся возрастной структуре основных фондов,
их физическому и моральном износу. Кроме того, объем инвестиций недостаточен
для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов.
Государственные капитальные вложения. В январе-ноябре 2002 г., по предварительным данным
Минфина, государственные капитальные вложения профинансированы в сумме 53.5 млрд. рублей,
что составляет 91.3% уточненного годового лимита, в том числе в
ноябре - 7.5 млрд. рублей. На погашение неоплаченных обязательств прошлых
лет направлено 1.13 млрд. рублей, или 84.0% от уточненного годового
лимита. На реализацию программы "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской
Республики" использовано 4.2 млрд. рублей, или 84.1% уточненного годового лимита.
На финансирование государственных капитальных вложений, предусмотренных государственным заказчикам по Федеральной
адресной инвестиционной программы, в январе-ноябре 2002 года, по данным Минфина
России, перечислено 48.2 млрд. рублей, или 92.2% уточненного годового лимита,
в том числе в ноябре - 6.9 млрд. рублей. По
перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2002
год, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2002
г. № 207-р и с учетом изменений согласно распоряжений от
24 августа 2002г. № 1176-р и № 1177-р (далее Перечень),
в январе-ноябре 2002 года, по данным Госкомстата России, освоено государственными
заказчиками 13.1 млрд. рублей государственных капитальных вложений, или 54.3% годового
лимита средств, предусмотренных на их строительство. Освоение годового лимита государственных
капитальных вложений по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд
в разрезе важнейших комплексов (отраслей) по итогам за январь-ноябрь характеризуются
следующими данными: По итогам января - ноября 2002 года уровень
финансирования почти 25% строек, включенных в Перечень, составил менее 90%,
а по 30.2% строек финансирование не осуществлялось. По состоянию на
1 декабря 2002 г. полностью профинансировано 770 строек, или 39.7%
от их количества, включенного в Перечень. В целом уровень финансирования
годового лимита составил 59.0 процентов. Существенно ниже, чем в целом
по стройкам, включенным в Перечень, профинансированы государственные капитальные вложения в
строительном комплексе - 15.0%, специальном комплексе - 35.5% и лесопромышленном
- 37.1 процента. Срываются сроки ввода в эксплуатацию строек и
объектов, включенных в Перечень. В текущем году намечено ввести в
действие 692 стройки. Из них в январе-ноябре осуществлен ввод 46
строек, или 6.6 %, в том числе на полную мощность
введено в эксплуатацию 37 строек и частично - 9 строек.
Включение в Перечень значительного числа строек, не имеющих других источников
финансирования, кроме средств федерального бюджета, обусловило снижение уровня привлечения государственными
заказчиками средств для финансирования капитальных вложений за счет дополнительных источников
финансирования. Если в 2001 году на 1 рубль капитальных вложений,
профинансированных за счет средств федерального бюджета, приходилось 3.0 рубля капитальных
вложений, профинансированных за счет привлеченных средств, то в январе-ноябре текущего
года - 1.9 рубля. Общая динамика строительной деятельности в январе-ноябре
2002 года характеризуется продолжением тенденции замедления темпов роста работ, выполняемых
по договорам строительного подряда. В январе - ноябре объем работ
составил 773.7 млрд. руб., или 102.6% к уровню января -
ноября 2001 года, в том числе в ноябре - 84.9
млрд. рублей, или 102.7% к уровню ноября 2001 года. С
исключением сезонности этот показатель в январе-ноябре текущего года характеризуется ростом.
Основными факторами, влияющими на снижение активности подрядных работ в январе
- ноябре, являются следующие: уменьшение собственных средств в источниках финансирования
инвестиций; высокая степень износа основных фондов в строительстве (около 40%);
большие объемы просроченной кредиторской задолженности, из которых 77.6% длительностью более
3-х месяцев; значительная доля (январь-октябрь 2002 г. 40.5%) убыточных строительных
предприятий и организаций (январь - октябрь 2001 г. - 36
процентов); увеличение суммы убытка в строительстве с 8.8 млрд. рублей
в январе-октябре 2001 г. до 12.5 млрд. рублей в январе-октябре
2002 года; высокий уровень налогов. Жилищное строительство. В январе -
ноябре 2002 г. строительство жилья увеличилось по сравнению с тем
же периодом 2001 г. на 13.0%. В указанный период строительными
организациями всех форм собственности было построено 267.8 тыс. новых квартир
общей площадью 23.7 млн. кв. метров. В ноябре 2002 года
строительство жилья предприятиями и организациями всех форм собственности увеличилось по
сравнению с тем же периодом 2001 года на 10.1%, построено
32.9 тыс. новых квартир общей площадью 2.9 млн. кв. метров.
Строительство жилья в январе-ноябре и ноябре текущего года характеризуется более
высокой динамичностью, чем в соответствующем периоде предшествующего года. По состоянию
на конец сентября, накопленный иностранный капитал в экономике России составил
39.8 млрд. долл. США, что на 15.6% больше по сравнению
с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном
иностранном капитале приходился на прямые инвестиции - 48.7% (на конец
сентября 2001 г. - 51.6%), доля прочих инвестиций - 47.8%
(45.3%), портфельных - 3.5% (3.1 процента). Основными странами - инвесторами,
осуществляющими значительные инвестиции в экономику России, являются Германия, США, Кипр,
Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия. На долю этих стран приходилось 75.4%
от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на
долю прямых инвестиций приходилось 74.3% от общего объема накопленных прямых
иностранных инвестиций. В январе - сентябре 2002 г. в экономику
России поступило 12.9 млрд. долл. США иностранных инвестиций, или на
32.8% больше, чем за соответствующий период 2001 года. Следовательно, в
январе - сентябре 2002 года темп прироста иностранных инвестиций по
сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 9.6 процентного
пункта. За январь - сентябрь 2002 года прямые иностранные инвестиции
составили 2631 млн. долл. США. Сокращение объема прямых инвестиций за
девять месяцев текущего года составило 9.9 процента. В указанный период
портфельные инвестиции сократились на 24.3% по сравнению с соответствующим периодом
прошлого года и составили 224 млн. долл. США. Прежде всего,
сказалось сокращение вкладов иностранных инвесторов в паи и акции, объем
которых составил 69% к соответствующему периоду прошлого года. Удельный вес
портфельных инвестиций невелик и составляет 1.7% от общей суммы привлеченных
иностранных инвестиций. Прочие иностранные инвестиции в январе - сентябре 2002
года выросли на 54.4% и составили более 10050 млн. долл.
США, из них торговые кредиты - 1482 млн. долл. США,
или увеличились на 15% и прочие кредиты - 8458 млн.
долл. США, рост на 63.8%, в том числе прочие кредиты
на срок свыше 180 дней увеличились в 2.7 раза. За
январь - сентябрь 2002 года по сравнению с соответствующим периодом
2001 года доля прямых инвестиций уменьшилась с 30.0% до 20.4%,
доля портфельных инвестиций - с 3.0% до 1.7% и доля
прочих инвестиций увеличилась с 67.0% до 77.9 процента. Сформировалась устойчивая
тенденция ухудшения структуры иностранных инвестиций в результате сокращения прямых инвестиций
в их общем объеме. Причины снижения темпов роста прямых иностранных
инвестиций в январе-сентябре 2002 г. заключаются в следующем: низкая конкурентоспособность
прямых инвестиций относительно альтернативы размещения активов в торговые кредиты (с
быстрым оборотом) и вкладов зарубежных юридических лиц в российских банках,
которые составляют большую часть иностранных инвестиций, относящихся к категории прочих.
В отличие от прямых инвестиций, эти формы обладают не только
более высокой доходностью, но и большей защищенностью от инвестиционных рисков;
высокие инвестиционные риски для иностранных инвесторов в результате недостаточных гарантий
прав, собственности и доходов; нахождение рейтингов инвестиционной привлекательности российской экономики
в спекулятивной фазе; нестабильность российского фондового рынка, неэффективность его деятельности,
обусловленная слабым развитием рынка и противоречивыми сигналами о состоянии мировой
экономики и ухудшением конъюнктуры фондовых рынков США, Европы и стран
с развивающейся экономикой; общее снижение инвестиционной активности в мировой экономике.
Так, согласно опубликованного в октябре 2002 года прогноза Конференции ООН
по торговле и развитию (UNCTAD) общий объем прямых иностранных инвестиций
в мире в текущем году по сравнению с предыдущим годом
сократится больше чем на четверть. В январе - ноябре 2002
года продолжалась работа по совершенствованию правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность.
26 ноября 2002 г. ратифицированы документы, заключенные Правительством Российской Федерации
с правительствами ряда стран (Португальской Республики, Австрийской Республики, Финляндской Республики,
Республики Индонезии, Королевством Норвегия, Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка, Государством Кувейт)
о регулировании вопросов об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.
11 ноября 2002 г. принято постановление Правительства № 808 "Об
организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или
муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды
таких земельных участков", которое устанавливает правила, определяющие порядок организации и
проведения соответствующих торгов в форме аукциона или конкурса. В отношении
федеральных земельных участков решение о проведении торгов в форме аукциона
принимает Минимущество России, а решение о проведении торгов в форме
конкурса - Правительство Российской Федерации. 19 ноября 2002 г. принято
постановление Правительства № 833 "О государственном земельном контроле", которое устанавливает
порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований
по охране и использованию земель. 28 ноября 2002 г. принято
постановление Правительства № 843 "О порядке регистрации таможенными органами Российской
Федерации иностранных лиц, являющихся стороной в договоре с российским лицом
(российскими лицами), в соответствии с которым иностранные товары, помещаемые под
таможенный режим переработки на таможенной территории, ввозятся (ввезены) на таможенную
территорию Российской Федерации", которое определяет, что регистрация осуществляется по заявлению
иностранного лица, прилагаемому к заявлению российского лица о выдаче ему
лицензии на переработку товаров на таможенной территории Российской Федерации. 12
ноября 2002 г. в Минюсте России под № 3909 зарегистрировано
постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 25.09.2002 г.
№ 39/пс "О требованиях к отчету о прекращении паевого инвестиционного
фонда и порядке его представления в Федеральную комиссию по рынку
ценных бумаг", которое определяет форму отчета о прекращении паевого инвестиционного
фонда, сроки предоставления отчета, а также предоставляет ФКЦБ право требования
документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в отчете. 19 ноября 2002 г.
в Минюсте под № 3933 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по
рынку ценных бумаг от 11.09.2002 г. № 37/пс "Об утверждении
Положения о порядке передачи управляющей компанией своих прав и обязанностей
по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании",
которое определяет порядок и сроки передачи прав и обязанностей управляющей
компании паевого инвестиционного фонда по договору доверительного управления паевым инвестиционным
фондом другому юридическому лицу. 26 ноября 2002 г. в Минюсте
под № 3950 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг от 09.10.2002 г. № 40/пс "О регулировании деятельности специализированных
депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных
фондов", которое устанавливает требования к деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных
фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; уточняет обязанности
управляющей компании паевого инвестиционного фонда и порядок ведения реестра владельцев
инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. 27 ноября 2002 г. в
Минюсте под № 3963 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг от 31.10.2002 г. № 43/пс "Об утверждении Положения
о порядке предоставления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг
электронных документов", которое устанавливает перечень и требования к электронным документам,
а также порядок их предоставления в Федеральную комиссию по рынку
ценных бумаг. 18 ноября 2002 г. в Минюсте России под
№ 3930 зарегистрировано "Положение о порядке открытия и ведения юридическими
лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской
Федерации для обслуживания деятельности их представительств", утвержденное Банком России от
16.10.2002 № 201-П. Положение предоставляет юридическим лицам - резидентам право
открывать счета в иностранной валюте за пределами России для обслуживания
деятельности своих представительств без разрешений Банка России. При этом они
должны уведомить налоговые органы по месту своего нахождения в Российской
Федерации об открытии (закрытии) каждого счета представительства. 19 ноября 2002
г. в Минюсте под № 3931 зарегистрировано "Положение о порядке
открытия и ведения юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной
валюте за пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного
строительного подряда", утвержденное Банком России от 16.10.2002 № 200-П. Положение
устанавливает порядок открытия юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной
валюте, не являющейся свободно конвертируемой, за пределами Российской Федерации для
расчетов по договорам международного строительного подряда, порядок проведения операций по
этим счетам, а также порядок предоставления информации об операциях по
этим счетам. Открытие вышеуказанных счетов производится без разрешений Банка России,
но требует обязательного уведомления налоговых органов по месту нахождения в
Российской Федерации юридического лица - резидента. Рейтинги инвестиционной привлекательности России.
5 декабря 2002 года инвестиционная привлекательность по оценке международного рейтингового
агентства Standard & Poor"s по долгосрочному рейтингу в иностранной валюте
поднялась с ВВ - до ВВ, по долгосрочному рейтингу в
национальной валюте - с ВВ - до ВВ +. На
10 декабря 2002 г. рейтинги инвестиционной привлекательности международных агентств Moodyўs
Jnvestors Service и Fitch Ratings оставались без изменений по отношению
к октябрю и ноябрю текущего года. Инвестиционный рейтинг оказывает положительное
влияние на увеличение инвестиций. При присвоении инвестиционного рейтинга у государства
появится возможность более дешевого заимствования средств, прежде всего - на
зарубежных рынках. Получение инвестиционного рейтинга повлечет за собой повышение рейтинга
российских хозяйственных субъектов. Существующие рейтинги инвестиционной привлекательности являются максимальными уровнями
рейтингов когда-либо присваиваемых России со стороны международных рейтинговых агентств. Однако
страна прошла лишь первый этап восстановления доверия западных инвесторов после
кризиса 1998 г. Уровень этих рейтингов отражает, в первую очередь
относительно высокую способность страны своевременно и полностью выполнять свои долговые
обязательства, характеризует кредитоспособность России и вложения инвестиций за рубеж. Однако
категории рейтингов инвестиционной привлекательности России всех международных агентств остаются на
позициях, обладающих существенными спекулятивными характеристиками. До инвестиционного класса долгосрочных рейтингов
в иностранной валюте агентства Standard & Poorўs остался один уровень
ВВ +, а агентства Fitch Ratings остались два уровня ВВ
и ВВ +, агентства Moodyўs Jnvestors Service также осталось два
уровня Ва 2 и Ва 1. Инвестиционный класс рейтингов отражает
достаточную и высокую способность к исполнению финансовых обязательств, адекватную финансовую
устойчивость и более высокую чувствительность к неблагоприятным экономическим условиям. Позитивная
оценка развития российской экономики за последние годы адекватно отразилась в
признании достойного места в мире другими международными иностранными компаниями. Так,
например, инвестиционная привлекательность России для иностранного инвестора согласно рейтингу консалтинговой
компании А.Т. Kearney (конец сентября 2002 г.) значительно выросла, страна
поднялась по индексу доверия с 32-го на 17-е место, который
вырос сразу на 19% и составляет значение этого рейтинга на
октябрь 2002 г. - 0.99. Россия впервые после 1998 г.
вошла в состав 25 стран наиболее привлекательных для иностранных инвестиций.
Такой уровень индекса доверия Россия обеспечила стабильным ростом ВВП, способностью
выполнять свои долговые обязательства и вкладывать инвестиции в экономику зарубежных
стран. Министерство экономического развития и торговли
|