бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ИНВЕСТИЦИИ
Покинувшие страну капиталы вернутся, если...

Покинувшие страну капиталы вернутся, если для этого будут созданы условия
Александр Лебедев,
президент Национального инвестиционного совета

Ситуация, в которой государство мучительно размышляет над тем, как вернуть миллионы и миллиарды, ушедшие из-под его контроля, не является уникальной. На протяжении практически всего XX века разные страны тем или иным способом разрешали вопрос возврата в свои экономики "сбежавшего" капитала. Соединенные Штаты, например, после отмены "сухого закона" пошли на легализацию нажитых незаконным путем состояний, чем обеспечили дополнительное, и существенное, финансирование активно возрождавшейся после кризиса экономики. Расчетливые американцы до сих пор используют практику налоговой амнистии.

Есть и другие успешные примеры: Ирландия, Турция, Индия, Франция в восьмидесятых-девяностых годах также объявляли об экономической или налоговой амнистии. Среди наших ближайших соседей аналогичную практику ввел Казахстан.

Уникальность ситуации России заключается в астрономических объемах средств, покинувших страну: сумма всех активов, принадлежащих россиянам за рубежом, по оценкам как наших, так и зарубежных экспертов, приближается к 300 млрд. долл.! И это без учета средств, вложенных в недвижимость.

Стоит ли говорить, что большая часть этих огромных денег покинула пределы России незаконно? В условиях "экспериментального капитализма" 90-х годов и неустойчивой политической ситуации в стране владельцы капитала всеми правдами и неправдами стремились перевести свои состояния в тихие и предсказуемые офшорные гавани. Неправд, конечно, было больше. Но все же основная часть этих средств не имеет криминального происхождения. Это могут быть нелегально вывезенные из страны, но вполне легально заработанные деньги. При обсуждении способов возврата утекших капиталов важно об этом помнить.

Многие из причин, побудивших российский капитал к бегству, к настоящему времени либо ослабили свое влияние, либо устранены вовсе. Так, политическая обстановка стабилизировалась, инфляция не превышает допустимых пределов, курс рубля становится предсказуемым ЦБ России, финансовая система страны крепнет, и, как следствие, оживляется производство.

Соответственно, растут инвестиционная привлекательность и международный авторитет России: в сентябре нашу страну исключили из черных списков FATF (справедливости ради надо сказать, что НИС активно этому содействовал). А капитал всегда стремится туда, где соотношение "риск - прибыль" для него наиболее оптимально. Неслучайно, сейчас, с точки зрения "сбежавшего" российского капитала, наиболее привлекательной областью для размещения становится Россия. Во-первых, потому что заставить реально работать на Западе вывезенные средства крайне сложно. Для вхождения в мировой рынок утекший российский капитал должен преодолеть жесточайшую конкуренцию. Реинвестировать же его "дома" значительно легче. Во-вторых, в России, как уже говорилось, может быть достигнута несравнимо более высокая прибыль. Наконец, в-третьих, осевшие на офшорных счетах российские капиталы приходят в нашу экономику "под крышей" иностранных инвестиций, что создает для их владельцев дополнительные гарантии. Вот почему можно смело говорить о начале пусть еще робкого, но исхода российского капитала с теплых банковских счетов в заморских странах. Только офшорный Кипр по объемам прямых инвестиций оставляет позади США и Швейцарию, а по объему накопленных инвестиций не уступает Франции и Великобритании. По оценкам Минэкономразвития, в 2000 г. в экономику страны вернулось от 4,2 до 4,5 млрд. долл. Правда, это, увы, только капля в море глубиною в 300 миллиардов...

Тенденция к возврату еще очень хрупка. Поэтому для ее укрепления так важны и необходимы комплексные шаги со стороны Правительства РФ. Дружеского одобрения явно не достаточно. Добиться же значительной репатриации капиталов можно только в одном случае: если власть решится на их полную легализацию через анонимные счета и экономическую амнистию, не интересуясь происхождением этих средств. Использовать же вернувшиеся средства, считаю, необходимо для осуществления конкретных экономических проектов, имеющих важнейшее государственное значение. Причем речь идет не об администрировании, а о четком определении точек роста и о создании режима наибольшего благоприятствования для финансирования и кредитования таких проектов. Очевидно, что особое внимание должно быть уделено контролю за исполнением репатриационных схем, разработке и применению дополнительных мер контроля за вывозом капитала и борьбы с криминальными деньгами. Мы не можем позволить себе наступать на одни и те же грабли дважды. Велика вероятность того, что в результате усиленных мер по борьбе с "грязными деньгами" возрастет объем конфискованного российского капитала. И это тоже немалые средства. Учитывая значительные размеры российского внешнего долга, представляется целесообразным выдвижение Россией инициатив по направлению части этих средств на погашение внешней задолженности. Это касается, между прочим, и репатриации - высвобождаемые бюджетные средства вполне могут пойти на развитие стратегических отраслей экономики.

В общем, мы в начале долгого пути. Но - да осилит дорогу идущий! Настал период интенсивной законотворческой работы, разумного налогового режима, создания механизмов защиты капиталов и их эффективного использования. Нужна, наконец, банковская реформа, система гарантирования сохранности вкладов. То есть все то, что позволит инвестору чувствовать себя в стране комфортно и с уверенностью смотреть в будущее. И сделать все возможное для этого должны не только российские власти, но и политики, общественные организации, представительные структуры бизнеса.

В частности, Национальный инвестиционный совет в 2002 г. разработал и представил общественности доклад "Проблема "бегства" капитала из России и способы его репатриации в отечественную экономику". На основе этого доклада наши эксперты в тесном взаимодействии с фракцией "Единство" подготовили пакет законодательных инициатив, который в скором времени будет передан в Госдуму, заинтересованным министерствам и ведомствам. Без нормативно закрепленных условий по репатриации капитала вряд ли вообще будет возможно говорить о возвращении в отечественную экономику каких-либо значительных средств.

Журнал «Экономика России: ХХI век» № 10

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz