Фабрика мысли (Think Tanks) - само название подчеркивает социальную функцию:
производство и продвижение идей в проектной форме, которая может восприниматься
публичной политикой и интегрироваться в социальную практику. Слово "фабрика" в
названии указывает, что данный вид производства - индустриален, применяет определенные,
ставшие промышленными, технологии. Это концентрация мыслящих людей, способных строить собственные
социальные стратегии, выражать их в социально приемлемой форме, влияя на
принятие важных законодательных или исполнительных решений. Новый тип научно-исследовательской организации
появился в США в конце 40-х годов на основе заказных
военных исследований. Корпорация РЭНД - родоначальник американских фабрик мысли. Проект
РЭНД родился 2 марта 1946 года как контракт между ВВС
США и частной авиационной фирмой "Дуглас", в ноябре 1948 года
он получил независимый статус. Для исследований РЭНД характерно стремление к
оптимизации результата. Главная цель корпорации - долгосрочные прогнозы, всесторонний анализ
стратегических и технических проблем. Деятельность "фабрик мысли" направлена не на
производство нового знания, изобретения, материального продукта, а на содействие тем,
кто принимает решения по использованию уже имеющегося знания. Они -
своего рода среднее звено между "знанием и властью", посредники наукоемкого
менеджмента. Основная продукция "фабрик мысли" - идеи, охватывающие широкий круг
проблем, облеченные в форму письменных и устных докладов самого разного
типа. Способность "фабрик мысли" организовать комплексное исследование по самой неожиданной
проблематике - вопрос их выживания, и поэтому им удалось сломать
перегородки между представителями различных специальностей, что способствовало объединению усилий экспертов
разного профиля. Таким образом, реализован междисциплинарный подход к исследованию. Практически
все экспертные сообщества и группы, независимо от политических пристрастий и
культурной принадлежности, согласны, что в мире происходят кардинальные изменения. Сегодня
производство нововведений и превращение этой сферы в хозяйственно-экономический и социокультурный
уклад современного мирового развития задает основные направления изменений. От экономики
производства товаров и услуг массового спроса человечество переходит к экономике
производства и расширенного воспроизводства нововведений. Именно опыт структур, подобных корпорации
РЭНД, которая с 50-х годов исследует политико-стратегических проблемы, требующие учета
ряда взаимозависимых переменных, функционирующих в рамках единой системы, необходим для
создания институтов принятия коллективных решений. "Фабрики мысли" поощряют более дисциплинированное осознание
проблем элитой и гражданами, одновременно вычерчивая масштаб изменений. Этот новый
подход не заменяет традиционные способы работы: заказ исследований, проведение семинаров
и конференций, СМИ. В то же время, "фабрики мысли" подводят
к пониманию факта, что хороший анализ - результат совместного интеллектуального
решения и социального взаимодействия. ДП СПб.
|