Любую идею можно развить и реализовать, а можно и загубить.
И вот здесь–то очень важно – кто автор идеи и
кто ее реализует. Первым автором ИСП в Санкт–Петербурге был, конечно, Петр
I. Он автор идеи строительства города – «Здесь будет город
заложен». Харизма, как теперь говорят, Петра известна всем. Это одержимый
в своей правоте человек, смелый, обладающий большой силой воли, интуицией
и нечеловеческой работоспособностью. Ради реализации идеи он жертвовал всем, мог
заразить окружающих своей одержимостью, убедить их в собственной правоте, а
в случае несогласия заставить, жесточайше наказывая, сомневающихся и непокорных. Должен ли
современный автор идеи обладать такими качествами?! В какой–то степени –
да! Но не надо забывать, что мы живем в другом
времени, в другой исторический период и, конечно же, у нас
нет, да и слава Богу, такой безграничной власти, как у
Петра I. Прикасаясь к такому градостроительному материалу, как Петербург, к этой
сложнейшей и тончайшей историко–культурной ткани, современный автор идеи и архитектор
должны не только обладать профессионализмом и теми чертами характера, которыми
обладал Петр I, но и иметь безукоризненное чувство стиля, быть
носителями культуры в комплексном понимании этого смысла, быть ответственными не
только перед будущими горожанами, но и перед самой историей. Великий
архитектор Ле Корбюзье возвел себе великий памятник – Чандигар. Спустя
четверть века в этом городе люди жить не смогли. Основную массу
градостроительных идей (ИСП) сегодня (как ни странно, а может быть
и закономерно) выдвигают бизнесмены, предприниматели. Предпринимательство – это всегда создание чего–то
нового, обладающего ценностью. По Владимиру Далю: «Предпринимать – решиться исполнить
какое–нибудь новое дело, приступать к совершению чего–либо значимого. Предприимчивый –
способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дело
этого рода». Даже если другим это дело кажется абсолютно бесперспективным,
а то и нелепым. Но, чтобы к выдвинувшему подобного рода
идею не отнеслись как к городскому сумасшедшему, ему нужно обладать
как минимум тремя качествами. Во–первых, способностью мыслить, то есть действовать
в воображаемом, идеальном плане и тем самым готовиться к реальным
поступкам. Во–вторых, занимать в коллективе лидирующие позиции, ибо подсознательно авторитет,
как правило, ассоциируется с «начальствующим» положением. В–третьих, этот человек должен
обладать харизмой. Насколько ярок, интересен и оригинален лидер, настолько он
сможет заразить команду идеей и повести, увлечь за собой. Может ли
в компании быть два или несколько харизматических лидеров, генерирующих идеи
стратегического уровня? Думается, что нет. Таким может быть только один человек
– вождь, харизматик, а все остальные должны в него поверить.
Если появляются два харизматика, они создают противоположные поля, а это
губительно для фирмы. Все успешные в бизнесе компании собираются вокруг
единственного харизматического лидера (Билл Гейтс, например). Лишь такой человек может
убедить в собственной правоте окружающих, заразить их одержимостью. Все новое
пугает своей нетрадиционностью, и, чтобы его воплотить, необходима также большая
сила воли, смелость, основанная на вере, что интуиция вас не
подведет. Грамотно реализовать сильную, красивую идею, по большому счету, –
дело техники. Но техники, исправно работающей. Доктор Р.М. Белбин, например,
предложил такое распределение ролей между участниками команды. Генератор идеи (инициатор проекта). Оформитель
– придает законченную форму действиям команды, направляет внимание и пытается
придать определенные рамки групповым обсуждениям и результатам совместной деятельности. Такой
человек может иметь официальную должность архитектора или ведущего проектировщика. Критик –
анализирует проблемы с прагматической точки зрения, оценивает идеи и предложения
таким образом, чтобы команда могла принять сбалансированные решения. В большинстве
случаев такой человек поступает как«скептик», уравновешивая оптимистические предложения генератора идей
и оформителя. Критик предполагает, что все может пойти не так,
как было задумано изначально. Рабочая пчелка – превращает планы и концепции
в практические рабочие процедуры, систематически и эффективно выполняет принятые обязательства.
То есть, в то время как оформитель придает законченную форму
крупным технологическим решениям, генератор идей предлагает радикальные новые решения, а
критик занимается поиском изъянов и недостатков в этих предложениях, рабочая
пчелка, не привлекая внимания, энергично работает. Для успешной реализации идеи
необходимо несколько таких рабочих пчелок. Добытчик – обнаруживает и сообщает о
новых идеях, разработках и ресурсах, имеющихся за пределами компании, налаживает
внешние контакты, которые могут быть полезными для команды, и проводит
все последующие переговоры. Завершающий – поддерживает в команде настойчивость в достижении
цели, активно стремится отыскать работу, которая требует повышенного внимания и
старается избавить команду от совершенных и несовершенных ошибок. Такой человек
играет доминирующую роль во время тестирования системы на завершающей фазе
жизненного цикла проекта. Вместе с тем его роль на более
ранних фазах также необходима. Так, команде следует постоянно напоминать, что
они не делают себе карьеру на всю жизнь, а всего
лишь участвуют в проекте с жесткими сроками и промежуточными контрольными
точками, которые необходимо достигать вовремя, чтобы не провалить проект. Теория корпоративного
менеджмента предполагает, что для успешного ведения бизнеса важна четкая и
грамотная выработка программно–ролевой концепции коллектива фирмы на всех уровнях –
от проектного бюро до высшего звена управляющих компании. А сама
практика последних лет показывает, что на рынке интеллектуального труда во
все большей цене именно генераторы идей. Современный архитектор – человек творческий,
однако в отличие от других творческих профессий, таких как художник,
поэт, писатель, музыкант – он не может творить столь же
свободно. Он зависит от многих обстоятельств, от множества людей, от
заказчиков, иногда не понимающих градостроительных проблем, а порой и невежественных.
Характерно в этом плане недавнее высказывание одного известного архитектора. Говоря
о несовершенствах нынешнего образования, он сетует: «Любые прихоти заказчиков профессиональные
архитекторы как–то перемелют, переварят и причешут, – тому было немало
примеров... Но когда качество образования падает, падает и сопротивляемость навязываемым
идеям, когда за деньги готовы строить по схеме «чего изволите».
Так и видится заказчик – «новый русский», пятерней в перстнях
чешущий в затылке: «Ты уж, друг, изобрази мне этакое... авантажное...
Да гляди, чтоб не как у других. А цену, сам
знаешь, настоящую назначу». Вот поэтому архитектор должен быть не только
художником и инженером–строителем одновременно, но и обладать огромным чувством ответственности
перед будущими поколениями. Сейчас уже достаточно прецедентов сомнительного самоутверждения отдельных архитекторов,
не делающих им чести и город не украшающих. Архитектор, работая в
окружающем пространстве, должен чувствовать конструктивную систему своих творений, понимать внутренний
смысл пространства, находить оптимальный баланс между объемом и формой, при
этом постоянно помнить о функциональном назначении сооружений. Современная архитектура – это
не только творчество индивидуума, но еще и огромная работа коллектива
людей, поэтому архитектор должен быть еще и хорошим руководителем, обладать
искусством управления. Качество современной архитектуры во многом зависит от знания архитектором
новых технологий строительства, новых конструктивных решений, умения применить новые строительные
и отделочные материалы и изделия и, наконец, – от умения
использовать новые приемы синтеза искусств. О создании эстетически полноценной городской среды
и о тех, кто ее создает, читайте в следующем номере
«Строительного Еженедельника». В.А. Заренков, д.э.н., профессор СПб ГАСУ OOO "Издательство Строй-Пресс"
|