Умные компании создают корпоративные информационные хранилища, чтобы повысить свою управляемость
и стабильность Андрей Титов (Сотрудник PwC Consulting), Алексей Савельев* Быстрая и адекватная
реакция на изменение внешних условий в конечном итоге определяет позицию,
занимаемую компанией на рынке. Качество информации, умение ее обрабатывать и
анализировать, скорость принятия решений по результатам этого анализа - вот
те факторы, от которых зависит успех или неуспех компании в
конкурентной борьбе. Однако воспользоваться потенциальным преимуществом, которое дает обладание информацией, удается
далеко не всем. Нередко из-за того, что информация, которую руководство
компании получает из различных источников, разрозненна. Неполнота данных резко снижает
производительность и качество анализа. А зачастую менеджерам, наоборот, приходится иметь
дело со слишком большим потоком данных, что также затрудняет принятие
взвешенного и обдуманного решения. В обоих случаях основная проблема в
том, что информация, которой располагает менеджер компании, не ориентирована на
задачи управления бизнесом, и представлена она в такой форме, что
ею неудобно пользоваться в процессе принятия управленческих решений. Таковы, например,
предлагаемые многими системами управления стандартные наборы отчетов: менеджер получает набор
данных, но не средства для их анализа. Для адекватной оценки ситуации
и выработки оптимального решения необходимо определенным образом классифицировать и систематизировать
данные, отсеять несущественные факты и спроецировать имеющиеся данные на конкретную
бизнес-задачу. Заметим, что между понятиями "данные" и "информация" есть существенные
различия. Транзакционные данные значимы прежде всего для сотрудников оперативного звена.
Менеджерам более высокого уровня недостаточно знаний о конкретной операции или
даже о наборе бизнес-операций. Для оценки состояния бизнес-процессов нужно оперировать
качественными показателями, то есть нужна многоракурсная информация. Стало быть, перед компанией
возникает задача преобразования "данных" в "информацию", отвечающую потребностям процесса анализа
и принятия решений. Ведь для менеджера информация - это сырье,
сырье для принятия решений. К информации, как к любому сырью,
предъявляются требования качества. Она должна быть бизнес-ориентирована (оперативные данные преобразованы
в бизнес-содержание), актуальна (соответствовать текущему состоянию бизнеса), доступна (каждому менеджеру
в удобной форме и в объеме, соответствующем должностным обязанностям), достоверна
(корректная и проверенная), полна (что необходимо для принятия верного решения)
и хронологична. От свалки к хранилищуБольшая (и ныне здравствующая) консалтинговая компания
подписала договор с крупным заводом. Когда первый консультант прибыл на
предприятие, руководство завода возмутилось: он был подозрительно молод и, казалось,
не мог обладать достаточным опытом, чтобы решить проблемы завода. Волнения
улеглись, когда обнаружилось, что действует он на удивление грамотно. Система
управления знаниями, организованная в консалтинговой компании, позволила ей быстро обучать
молодых специалистов, облегчив им доступ к опыту и знаниям старших
и более опытных коллег.Каждый консультант после завершения очередного проекта обязан
передать в общую базу знаний отчет о проделанной работе, где
описывает стоявшую перед ним задачу и возможные способы ее решения,
объясняет, почему и как был реализован выбранный им вариант. Его
коллеги, решающие аналогичную задачу на другом краю света, через базу
знаний могут обратиться к отчету, а если нужны дополнительные консультации
- напрямую к его автору через внутрикорпоративную сеть электронной почты.
Качество отчетов обеспечивается просто: к грамотным и полным отчетам и
их составителям коллеги-консультанты чаще обращаются за помощью. Чем более востребован
отчет - тем выше рейтинг его автора, чем выше рейтинг
- тем больше шансов на повышение ставки или продвижение по
служебной лестнице. Концепция Data warehousing (организация корпоративных информационных хранилищ) как
раз и предполагает трансформацию данных в информацию. При этом собственно
информационное хранилище (Data Warehouse, DW) может быть определено как упорядоченный
и доступный менеджерам компании репозитарий известных компании фактов и данных,
которые могут быть использованы в процессе принятия управленческих решений. В
свою очередь, информационное хранилище может рассматриваться как часть более общей
корпоративной системы управления знаниями (Knowledge Management). Разработка DW - стратегический проект.
По сути - это основа всей системы поддержки принятия решений
в компании. Поэтому еще до создания хранилища выявляется круг лиц,
принимающих решения, изучаются и анализируются их информационные потребности. И уже
после этого формируются требования собственно к информационному хранилищу, а также
к количеству, качеству и структуре наполняющих его данных, поступающих из
внутренних оперативных систем и из внешних источников. С внедрением DW компания
может приступать уже к следующему этапу интеллектуальной эволюции - синтезу
и открытию знаний (Knowledge Discovery). Преобразовать хранящиеся в DW низкоуровневые
данные в полезные знания позволяют специальные методы Data Mining: выявляются
корреляции и взаимосвязи между данными о потребителях компании, ее поставщиках,
рынках, финансах и прочем. Data Mining позволяет выявить скрытые закономерности
и аномалии в бизнесе компании, прогнозировать и идентифицировать внешние и
внутренние угрозы и, в конечном счете, оперативнее принимать эффективные управленческие
решения. От инстинкта к интеллектуСледующий шаг в интеллектуализации компании - развертывание
на базе информационного хранилища системы Business Intelligence (BI, бизнес-интеллекта), задача
которой - интегрировать и анализировать информацию, накопленную в хранилище. Система
BI работает уже не на тактическом, а на стратегическом уровне,
позволяя руководителю не только оперативно оценить текущее состояние компании, но
и видеть, под влиянием каких факторов оно меняется и каков
тренд этих изменений.Итак, организация информационного хранилища позволяет компании сократить время
поиска информации и ее предварительной обработки; консолидировать данные и формировать
корпоративную отчетность; повысить качество и скорость управленческих решений; снизить их
стоимость. Информационное хранилище является базой для построения корпоративного портала - единого
окна предоставления информации для всех ее сотрудников. Каждому из них
становятся доступны знания всей организации - опыт ее лучших профессионалов,
сведения о последних научных разработках, технологиях, методах, практиках, know-how. И
когда создание, накопление и распространение знаний всей компанией воспринимается как
жизненный императив, то даже самый мелкий клерк вынужден будет думать,
как найти новые эффективные решения. Эксперт, Цифовой миp #6 (22) 2002
|