Роман Мандрик, Максим Шеховцов При старте бизнеса много людей, решивших
стать предпринимателями, каждый год сталкиваются с одной и той-же проблемой
— какую идею выбрать как основание их успешных компаний. Кажется
абсурдным? Что должно быть на первой стадии — идея или
условия, которые приносят конкурентоспособные преимущества для будущей компании? Конечно, есть
случаи, когда вы ясно видите, что это — правильное время,
чтобы открыть за границей фирму программирования, расположенную где-то в России,
где вы нанимаете команду высоко образованных и профессиональных специалистов, которые
фактически являются специалистами в физике или математике. Вы ясно видите
спрос на такие фирмы. Ситуация изменяется, когда вы требуете продукт,
которое будет «бить» все остальные на рынке. Этот продукт непосредственно
не связано с конъюнктурой рынка, но имеет одну отличительную особенность
— полное отсутствие аналогов. Риски при реализации идей в устойчивую
деловую модель высоки, но доходы будут гораздо более тогда любого
другого проекта. Мы встречали много начинающих предпринимателей, желающих найти правильный
способ разместить их капитал. Они были очень энергичны и могли
организовывать бизнес должным образом. Но практика показывает, что в большинстве
случаев эти люди выбирают стандартную деловую идею и находят ресурсы
для её осуществления. Они следуют и строят соответствующие компании, но
они могли-бы процветать, если бы они выбрали более хорошую идею.
Дело в том, что нереализованные личные качества предпринимателя — один
из факторов, который в конечном счете приносит успех. Для высококачественного
бизнеса, который надеется занять ведущие позиции на рынке в течение
большого срока, должна быть первоначальная и инновационная идея, которая обеспечит
концептуальное преимущество для компании. Как компании вводят новшества? Вообще говоря, процесс
ввода новшества меняется значительно в зависимости от размера компании или
отрасли, которую компания представляет. Большие корпорации подобно Siemens тратят ежегодно
7,15% их затрат для инноваций. Это соответствует $5-6 млрд. Эти
компании имеют огромные исследовательские отделы или центры. Они предпочитают иметь
собственные ресурсы создания инноваций, чтобы получить стабильность в развитии технологий. Доля
продуктов с различным жизненным цикломДоля изделий с коротким жизненным циклом
увеличивается быстро. Средние и маленькие компании не могут позволять себе
финансировать такие дорогие отделы. Они покупают технологии, уже выведенные на
рынок и приспосабливают их для себя. Независимый исследовательский центр сосредотачивается
или маленькие исследовательские компании, которые развились для обслуживания потребностей компаний.
Что касается большинства первоначальных изобретений, которые не были развиты до
стадии готовности к производству — они не используются должным образом
или используются, не принося большого дохода. Что обычно случается, когда
изобретатель проявляет внимание к компании и пробует предлагать изобретение для
производства? К его предложениям не относяться серьезно потому, что они
— только сырьё, которое должно быть развито для того, чтобы
сделать конечный продукт, который может производится. Исследователь не может знать
весь деловой процесс, необходимые затраты для производства или продажи. Он
— не экономист или производитель. Для этих целей существует специальная
доля рыночных игроков — компании, помогающие исследователям и изобретателям, чтобы
коммерциализировать их работы. При анализе рынка таких фирм мы нашли
почти полное отсутствие таких услуг в России и странах СНГ.
Нет фирм — нет конкуренции. И, как следствие, никакого надлежащего
применеия для изобретений и технологий. Много людей изобретают только для
удовольствия, не ожидая того, что это приведёт к результату в
будущем. Те, кто пробуют коммерциализировать, обмануты большим большинством несправедливых посредников
или грязными на руку менеджерами компаний. Это происходит потому, что
изобретатели наивны — они делают чужую работу. Они не должны
входить в контакт с производителями и вести переговоры. Они должны
изобрести — вот их прямая обязанность. Кто помогает вводить новшества? Фирмы,
коммерциализирующие изобретения вынуждены мириться с высокими рисками, которые отсутствуют в
других сферах венчурного бизнеса. Мы называем эти фирмы реализаторами идей.
Уровни рискаКомпании выбирают только проекты, которые соответствуют их производству и
финансовым мощностям и отклоняют все проекты, коммерческая эффективность которых должным
образом не доказана. Они знают каждый элемент их поточной линии,
стратегии маркетинга, инвестиционного потенциала. Фактически компании уже обладают собственными отделами,
которые исследуют хорошие идеи, развивают их, пишут деловые концепции, бизнес-планы
и выносят их на суд высшего руководства компаний. Они редко
имеют дело со внешними разработчиками, уже не говоря об индивидуальных
изобретателях, подающих сырые идеи с непрофессиональным деловым обоснованием. Коммерческие банки по
своей природе противоречат высокому риску. Они предпочитают видеть большие, устойчивые
компании среди своих клиентов. Они должны иметь гарантии под ссуду,
имущественное обеспечение в залог, показывать положительную кредитную историю. Коммерческие банки
не кредитуют ни маленькие венчурные фирмы, ни проекты предприятия, развитие
которого они не могут предсказывать. Что касается инвестиционных банков, эти учреждения
рискуют на венчурных проектах. Но они едва-ли будут работать с
маленькими венчурными фирмами или начинающими компаниями. Средние или большие компании
— их главный интерес. На всём земном шаре немного известных
инвестиционных банков — приблизительно 30-50. Эти банки аккумулируют средства приблизительно
50-70% всего объёма инвестиционной деятельности банков, и это показывает большую
концентрацию, которая наблюдается на рынке. Инвестиционный банк не будет беспокоиться
о маленьких объемах, таких, как инвестиции в создание новой компании
или развитие изобретения. Для таких дел есть венчурные фонды. Они выбирают
наиболее многообещающие новым компаниям с оригинальной и доказанной деловой моделью,
профессионально подготовленным бизнес-планом, сильной командой управления и удачным географическим местоположением.
Все факторы одинаково важны. Например, даже идея гения может терпеть
неудачу в руках медленного и непрофессионального управления. Обычно венчурный фонд
получает 5-10 бизнес-планов в день. В такой твёрдой новизне соревнования
идея может играть незначительную роль. Реализаторы идей или фирмы, которые специализируются
на коммерциализации первоначальных идей вроде изобретений, технологий и сильных деловых
концепций, представляют довольно маленькую долю бизнеса предприятия. Положение этих фирм
показано на следующей диаграмме: Роль реализаторов идейКак реализаторы идей помогают изобретателям? В
сущности даже хорошего изобретения или технологии не достаточно для успешного
проекта. Жизнь показывает, что большая корпорация имеет огромное количество изобретений
и технологий, долгое время они держаться в наличии, ожидая соответствующий
момент для их использования. Кроме того, поскольку мы отметили, большие
компании типа Siemens имеют огромные отделы, которые заняты в развитии
новых технологий и интеграции их в производстве. Глобальная тенденция состоит
в том, что большинство корпораций имеет тенденцию направлять бизнес к
развитию новых технологий. Так делали Alkatel, Motorola, Reebok, Nike и
многие другие. Убеждать компанию, что изобретение или технология являются очень
необходимым чрезвычайно трудно. Для этой цели необходимо знать, как приблизиться к
различным компаниям. Нужно знать определенные особенности их бизнеса; поймите перспективы
и планы их развития. В конце мы говорим о профессионалах
в финансах, экономике и деловом развитии, которое является способным понять
потребности компаний должным образом и может успешно продавать технологию или
изобретение. Реализаторы идей могут также развивать идею до её готовности
для практического выполнения. Если они считают это необходимым, они будут
писать бизнес-план для наиболее перспективной идеи и сами покроют расходы
на патентование. Они понимают какой момент выбрать и куда обратиться
с идеей или изобретением. Дело в том, что перспективная технология
требует огромных инвестиций, и компания будет должна пересмотреть планы на
многие годы вперёд если новая технология будет принята вместо существующих.
Кроме того, уже начатые технологии должны исчерпать свой ресурс, и
отказ от них означал бы огромные потери для компании. Поэтому
весьма привычно видеть, когда предложения многих ученых отклонены большинством компаний
(хотя наиболее часто предложения даже не рассматривались.) Чтобы знать «правильный
момент» для предложения жизненно необходимо понять бизнес всей компании. Кто
традиционно помогает исследователямКаждый серьезный исследовательский центр должен иметь хороший отдел
развития бизнеса, который специализирован на коммерциализации его работ. Бизнес-инкубатор обычно
имеет более твёрдые ограничения. Исследователю не позволяют участвовать на переговорах
с потенциальным покупателем. Каждый делает собственный бизнес. Бизнес-инкубаторы играют существенную
роль для создания маленьких инновационных фирм. Почти каждый университет имеет
бизнес-инкубатор, но к сожалению большинство их не имеют коммерческого успеха.
Они поддерживают первые шаги после фундаментального исследования и в основном
финансируются властями. Немного фирм выживают независимо. Большие компании успешно приобретают
большинство из них. Вообще говоря это — роль государства, чтобы
начать развитие инновационной экономики.Однако многие успешно используют коммерческие бизнес-инкубаторы, которые
намереваются вложит миллиарды фондов в предполагаемые проекты. Сотни успешных высокотехнологичных
компаний начинаются с их помощью. Что касается большей части индивидуальных
предпринимателей, то они обычно используют собственные сбережения или находят инвесторов
для увеличения стартового капитала. Барьеры к новшествуКак было сказано, не все
идеи эффективны для начала бизнеса. Когда мы посмотрим на следующий
рисунок, мы увидим, что есть объективные препятствия на пути от
идеи до момента её использования.Чтобы понимать идею, индивидуальный изобретатель должен
составить профессиональное коммерческое обоснование для его идеи или изобретения. Все
три барьера очень трудны для преодоления им. Именно поэтому потенциальные
поставщики не берут большeю часть всех первоначальных идей во внимание.
На рынке гиперсоревнованиея, где корпорации борются, чтобы выиграть клиентское признание,
оставить первоначальные идеи без надлежащего внимания непростительная оплошность. Большое большинство
компаний не обращает надлежащего внимания на выбор лучших проектов. Кто
выбирает лучшую деловую идею? Как последствие неэффективной стратегии выбора мы можем
наблюдать следующую картину: очень часто шикарная идея остается нереализованной. Именно
поэтому мы можем говорить об уровне «качества выбора», который напротив
"уровеня риска" продемонстрирован на рисунке 2. С другой стороны, чтобы
обеспечить увеличивающийся спрос на первоначальные идеи, мы предсказываем рост доли
фирм, специализирующихся на коммерциализации первоначальных изобретений и технологий. Появляется всё
больше компаний, которым нужно профессиональное распределение их инвестиционных излишков. Компании,
желающие делать это, не могут обращаться в коммерческий или инвестиционный
банк. Они могут искать профессиональных консультантов, которые бы обеспечили профессиональные
консультативные услуги. Но чтобый найти проект с первоначальной идеей они
будут должны найти специализированные фирмы, имеющие дело с первоначальными идеями
и их развитием. Доступ к оригинальным идеямМы уверены, что это будет
время реализаторов идей, которые сократят пробел между изобретателями и инвесторами.
С другой стороны все вышеупомянутые инвестиционные учреждения начнут работать с
сырыми идеями и в конечном счёте создать специальные отедлы, которые
выполнят эту работу. Наиболее вероятный сценарий будущей структуры управления многих
инвестиционных учреждений будет таким. Они создадут отделы, которые помогут приспосабливать
сырые деловые концепции к рабочим деловым моделям. Реализаторы идей обслужат
оставшиеся учреждения. Любым путем предстоящее соревнование на рынке технологий продвинет
рост интереса к первоначальным идеям, большинство которых всё ещё являются
мёртвыми из-за барьеров. «Бизнес-эксперт К »
|