ИТД № 01, 2002г. Что такое CRM-системы, так ли они
необходимы? А если все же без них сегодня не обойтись,
то как правильно сделать выбор? Простейший ответ на эти вопросы
звучит примерно так: "Customer Relationships Management (CRM) - это управление
взаимоотношениями с клиентами, а нужна такая система для автоматизации деятельности
коммерческих служб предприятия". Однако автоматизация - не цель, а следствие
внедрения CRM-системы. Целью является повышение отдачи от коммерческих служб путем
реорганизации и упорядочения бизнес-процессов. Чтобы узнать, зачем все же фирмы
устанавливают подобные системы, стоит обратить внимание на зарубежный опыт. Ведь
именно там чуть более пяти лет назад появились подобные системы.
И здесь возникает интересный момент, касающийся CRM: персональные продажи существуют
уже очень давно - по крайней мере, больше века; персональные
компьютеры появились более 20 лет назад, а CRM-системы - совсем
недавно. Главным толчком, стимулировавшим появление этого типа приложений, стало развитие
сети Интернет. Кривая роста продаж CRM-систем идет практически параллельно кривой
роста числа предприятий, работающих с Интернетом, который значительно удешевил процесс
коммуникации между участниками рынка, сделал его более личностным. Это способствовало
повышению конкуренции, ведь теперь конкурент находится не просто на расстоянии
телефонного звонка, а "одного щелчка" мышки. В то же время
Интернет ускорил коммуникацию с клиентом, позволив сотрудникам различных отделов фирмы
общаться с клиентами напрямую, и даже побудив их к этому.
Подобные горизонтальные связи между различными отделами клиента и поставщика значительно
ускорили обработку запросов, одновременно создав предпосылки для потери информации и
снижения уровня обслуживания. Ответом на эти новые условия рынка и
стало появление CRM. Соответственно, основной задачей внедрения этой системы в
компании должно быть, по утверждению одного из ведущих разработчиков, "presenting
one face to a customer", что приблизительно можно перевести как
"единая позиция во взаимоотношениях с клиентами". Ключевой функцией, таким образом,
становится своевременное предоставление информации, стекающейся из различных подразделений, нуждающемуся в
ней сотруднику. Исходя из всего этого, при выборе подобных систем
следует обращать внимание на совершенно определенные характеристики. По классическим требованиям
CRM-система должна содержать три модуля: маркетинг, продажи и обслуживание. Фактически
эти модули полностью автоматизируют весь цикл взаимодействия с клиентом, как
это реализовано в продукте компании Фронтстеп СНГ- Frontstep Frontoffice (CRM).
Модуль маркетинга (MA-Marketing Automation) должен давать возможность не только отслеживать
маркетинговый источник появления клиента, но и содержать функции управления и
организации маркетинговых мероприятий. Модуль автоматизации продаж (SFA-Sales Force Automation), как
правило, поддерживает управление процессом ведения отдельных сделок. Модуль обслуживания (Customer
Service) организует нею деятельность с клиентами после того, как они
таковыми становятся. Здесь отслеживаются обращения клиентов по гарантийному и послегарантийному
обслуживанию, поддерживается база знаний о сбоях, обращениям и способам их
разрешения, осуществляется управление возвратами дефектной продукции и материалов. Этот модуль
поддерживает повторные продажи - то, ради чего и внедряется вся
CRM-система. Неоднократно доказывалось, что сохраненный клиент приносит больший доход, чем
новый клиент. Помимо этих трех основных модулей лидирующие поставщики CRM-систем
предлагают и другие. КАК УЗНАТЬ, ЧТО ВРЕМЯ ПОКУПКИ CRM СИСТЕМЫ
ПРИШЛО? Есть несколько ярких индикаторов: например, ваш клиент покупает новый
вид продукции у другой фирмы только потому, что не был
вовремя проинформирован о наличии этого типа товара или услуг у
вас: или ваши клиенты жалуются, что вы заваливаете их ненужной
рекламой. Подобные ситуации свидетельствуют о том, что вы не можете
определить, КОГДА, КОМУ и ЧТО предлагать - это как раз
те вопросы, на которые легко ответить с помощью CRM. Информация
об имеющихся и потенциальных клиентах, о партнерах разрозненна и неуправляема;
маркетинговые мероприятия проводятся спонтанно, зачастую в ответ на активность конкурентов;
бюджетирование и оценка эффективности мероприятий не выполняются; кроме того, сопровождение
и работа с клиентами после продажи не систематизированы - вот
только несколько примеров тех проблем, с которыми CRM-система поможет вам
справиться. КАКУЮ СИСТЕМУ ВЫБРАТЬ? Хотелось бы надеяться, что после прочтения
этой статьи вас не постигнет разочарование в установленной системе с
ограниченной функциональностью. Не стоит верить обещаниям поставщиков, что они допишут,
исправят и т. д. Локальные исправления системы могут надолго отсечь
вас от установки стандартных обновлений системы, выполняемых производителем. У КОГО
ЗАКАЗАТЬ ПРОЕКТ ВНЕДРЕНИЯ? Рассматриваемые системы практически полностью покрывают деятельность внедренческих
фирм. Посмотрите, все ли модули системы (маркетинг, продажи, сбыт) и
насколько полно использует фирма-поставщик. Если ответ отрицателен, подумайте, сможет ли
фирма, неспособная внедрить приложение у себя, внедрить его у вас?
Один из немногих успешно реализованных проектов внедрения CRM-системы в российских
условиях - это полномасштабное внедрение CRM в рамках офиса, партнерской
и клиентской сети Фронтстеп СНГ. Все клиенты получают доступ к
службе сопровождения при запуске собственного CRM-решения (Frontstep Frontoffice) в компании
в режиме on-line. CRM-решение позволит клиентам Фронтстеп СНГ радикально сократить
издержки, круглосуточно и независимо иметь доступ к информации и получать
ответы на основные вопросы по решениям Фронтстеп. В свою очередь,
компания существенно улучшит качество услуг, предоставляемых клиентам: ведь теперь есть
возможность 24 часа в день 365 дней в году размещать
запрос и получать ответ через Интернет, контролировать состояние своих запросов
и получать ответы на них без участия службы "горячей линии",
иметь доступ к базе знаний и исторической информации по запросам
и переписке. Внедрение Frontstep Frontoffice (CRM) на предприятиях, с одной
стороны, ускорит реакцию службы сопровождения на запрос, с другой -
сами клиенты смогут отслеживать весь процесс обработки запросов.
|