На
вопросы Intelligent Enterprise отвечает вице-президент Scala Business Solutions по операциям
в Восточной и Центральной Европе Патрик Пандо (Patrick R. Pando).
Intelligent Enterprise: Когда вопрос об информатизации предприятия становится актуальным для
руководства? Когда оно осознает, что без системы автоматизации управления предприятием/отношениями
с заказчиками работать больше нельзя?
Патрик Пандо: Как ни странно,
толчком в желании приобрести систему корпоративной автоматизации порой становится то,
что партнер предприятия или соседняя компания уже пользуется этой системой.
Такой случай у нас был в Самаре. Когда мы спросили
заказчика, почему ему нужна именно наша система, нам ответили, что
данную систему внедрил завод, стоящий напротив.
А вообще, к решению
о внедрении подталкивает необходимость выполнять, например, своевременные поставки товаров или
сырья, оперативно управлять ресурсами. Это заставляет руководителей обратиться к выбору
той или иной автоматизированной системы управления. Сейчас уже ни одно
современное предприятие не может себе позволить долгие сроки согласований и
т. д. Если теряется оперативность -- сворачивается бизнес. Тем более
если предприятие заказывает материалы за пределами России. В этом случае
оно просто вынуждено внедрять ERP-систему, чтобы нормально работать.
От ERP-систем
требуется автоматизация не только финансовой деятельности предприятия, но и бизнес-процессов,
управления производством. Использование ERP-систем влияет на хорошее самочувствие российского производства
в целом.
Хотелось бы отметить еще один момент. Если раньше
к нашей компании обращались в основном московские предприятия, то в
прошлом году ситуация изменилась. 80% наших заказчиков сегодня составляют предприятия
из регионов. Хорошо развиваются предприятия в Поволжье - это наиболее
активные заказчики.
IE: Каких принципов следует придерживаться при поиске решения,
подрядчика, консультанта?
П. П.: Здесь многое зависит от вложений, которые
заказчик готов сделать во внедрение. До 1998 года предприятия зачастую
покупали ERP-систему, но до внедрения дело не доходило. А сейчас
ситуация изменилась -- определяющим моментом стала эффективность. Это один из
важнейших критериев при выборе решения.
При выборе системы важно, чтобы
функциональность системы совпадала с функциональностью предприятия. Это сфера ответственности заказчика,
потому что разработчик системы не является стратегом в разработке процесса
бизнеса. Сам заказчик должен разобраться в том, есть ли у
выбранной системы те функции, которые ему нужны.
Но необходимо также
помнить, что на данном рынке есть некоторые особенности: наилучшая, например,
для Германии ERP-система может быть совершенно неподходящей для России.
Из
моей практики следует, что руководители предприятия одним из требований к
управляющему ПО обычно считают возможность его работы с несколькими языками
и с разными валютами. По мере роста промышленности в России
это требование сохраняется. Однако для обслуживания производства требуется все большая
функциональность, и в управлении проектами тоже.
Выбирая подрядчика, необходимо поинтересоваться
сроками внедрения, потому что, чем короче этап внедрения, тем быстрее
вы сможете получить отдачу от вложений.
IE: Выбор управленческой платформы,
реорганизация предприятия - кого подо что нужно подгонять? Структуру предприятия
под существующую платформу или наоборот?
П. П.: Это процесс двунаправленный.
Конечно, любая система в определенной степени способствует оптимизации бизнес-процессов на
предприятии заказчика. Однако считаю необходимым подчеркнуть, что поставщик решения не
занимается разработкой бизнес-процессов, поэтому важно, чтобы заказчик хорошо понимал собственный
бизнес еще до начала выбора ERP-системы. Очевидно, что та же
система Scala не годится абсолютно для всех. То же самое
можно сказать и о SAP R/3, и так далее. Поэтому,
прежде чем покупать что-либо, нужно разобраться - подходит это вам
или нет.
Опыт показывает, что легче работать не с теми
клиентами, которые покупают систему и больше не общаются с поставщиком
решения, а с теми, кто проявляет наибольшую степень заинтересованности в
процессе внедрения, пользуется консультационными услугами, осмысливает весь этот процесс и
планирует ход работы. В этом случае внедрение завершается успешно, система
начинает работать -- и заказчик через короткий срок чувствует реальную
отдачу. Те менеджеры, которые впервые покупают ERP-пакеты, к сожалению, порой
не понимают, что нужно действовать именно так, не понимают, что
это не просто покупка, а что они должны быть вовлечены
в этот процесс.
IE: Неминуемо встает и вопрос оптимизации расходов
на информационную систему. Каковы должны быть подходы, на чем можно
и на чем нельзя экономить?
П. П.: Заказчик прежде всего
должен понимать, для чего ему нужна ERP-система, у него должна
быть стратегия внедрения. Если система нужна лишь для того, чтобы
поставить галочку, то это обойдется недешево. Зачем внедряется система, что
такое ERP, должны понимать и руководитель, и сотрудники предприятия-заказчика. Очень
важна поддержка начальника ИТ-отдела - если он не понимает, зачем
нужна автоматизированная система, то предприятию нужно найти другого. Заказчику совершенно
необходимо иметь в штате человека, который хорошо разбирается в вопросах
автоматизации и может дать совет руководителю предприятия на момент принятия
решения.
Можно воспользоваться консультацией сторонней фирмы. Когда мы продаем систему
Scala, мы тоже консультируем заказчика. Но в сложных случаях нагрузка
равномерно распределяется между компанией-партнером и заказчиком.
IE: Есть еще вопрос
взаимоотношений заказчика и производителя. На какой сервис заказчик может и
должен рассчитывать, каким должно быть разделение функций, есть ли опасные
признаки, при появлении которых от такого производителя надо бежать как
можно скорее?
П. П.: Если вы слышите, что поставщик решения
говорит, что данное программное обеспечение может решить абсолютно все проблемы
заказчика, то знайте, что никакое ПО все сделать не может
и доверия такой поставщик не заслуживает.
Что касается услуг, то
если кто-либо гарантирует вам твердую сумму за внедрение, здесь также
нужно быть осторожным: если во время процесса внедрения появятся какие-то
незапланированные издержки, то внедрение может остаться незавершенным. Пример здесь -
строительство МКАД. Так как на проведение работ была выделена фиксированная
сумма, то для того, чтобы уложиться в бюджет, пришлось некоторые
участки дороги сделать более узкими. Еще раз подчеркну - как
только вы слышите, что за внедрение предлагается фиксированная цена, нужно
остановиться и задуматься.
Конечно, можно потребовать каких-то гарантий, установить штрафные
санкции. Но процесс внедрения ERP-системы очень сложен, и напомню, что
его успех во многом зависит от тесного взаимодействия поставщика решения
и заказчика. Замечательная компания-партнер и очень хорошая система сами по
себе еще не гарантируют успешного внедрения. Многое зависит от выстраивания
правильных взаимоотношений партнера и заказчика.
Кроме того, ERP-система поставляет технологию,
но в ней функционируют данные клиента, с системой работают сотрудники
клиента. Чтобы система успешно функционировала, сам заказчик должен вложить немало
труда.
IE: Как просчитать эффект от внедрения? Какова сумма реального
опыта сокращения расходов на обслуживание ИС путем внедрения всевозможных новейших
технологий?
П. П.: Совокупную стоимость владения ERP-системой составляют стоимость лицензии,
стоимость поддержки, собственно внедрения системы и обучения. Естественно, необходимо получить
отдачу от произведенных на все это затрат.
Первое, что обычно
видят заказчики, - это возможность с помощью оптимизации бизнес-процессов уменьшить
складские запасы, как по сырью, так и по готовой продукции.
Это, как правило, самый первый видимый результат внедрения системы. Для
многих заказчиков именно это служит мощным движущим моментом, так как
за счет сокращения времени пролеживания на складе и сырья, и
готовой продукции происходит высвобождение капитала. ERP-система также помогает быстрее обрабатывать
заказы, быстрее выполнять поставки.
Трудно говорить о ERP-системе в целом,
но когда заказчик приходит и говорит, что у него есть
конкретная проблема, тогда поставщик решения в состоянии дать ответ, каким
образом эту проблему решить.
В России технологический сектор растет в
два раза быстрее, чем общая экономика страны. Недавно произошедшие изменения
в законодательстве, растущая стабильность делают Россию все более привлекательной для
нашего бизнеса. Конечно, Россия - это развивающийся рынок, и, конечно
же, здесь могут быть всякие проблемы. Но мы с оптимизмом
смотрим в будущее.