бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Бизнес в сетях

Интернет станет либо локомотивом прогресса, либо Великой иллюзией

АЛЕКСАНДР БОРЕЙКО

Уходящий год может войти в мировую историю не только как год 30-летия Сети, но и как год Великого интернет-перелома. Ведь именно в 1999 году в США — стране, считающейся «флагманом интернет-экономики», обороты индустрии, не­посредственно связанной с се­тью интернет, превзошли фи­нансовые показатели среды, ее породившей — телекоммуника­ционной отрасли. Правда, этот рост имеет и обратную сторону — чем сильнее рост, тем боль­нее падать.

Головокружение от успехов

По данным Университета штата Техас, доходы американ­ского Интернет-бизнеса в 1999 году должны составить 507 млрд. долл. Для сравнения — обороты таких прибыльных отраслей американской экономики, как телекоммуникации, составляют 300 млрд. долл., авиаперевозки — 355 млрд. долл. Сегодня в биз­несе, связанном с Интернетом, занято 2,3 млн. американцев. «Интернет-бизнес представляет собой уникальное экономиче­ское явление, аналогов которо­му не было по сей день», — гово­рит доктор Анитеш Баруа, возглавивший группу исследовате­лей Техасского университета. «Тот факт, что объемы Интернет-бизнеса возросли столь зна­чительно всего за один год, по­казывает, что Интернет играет все более важную роль в дея­тельности компаний и мировая экономика приобретает совер­шенно иную форму благодаря Иитернет-революции, которую мы наблюдаем сегодня», — про­комментировал результаты ис­следования Джон Чемберс, пре­зидент и генеральный менеджер компании Cisco Systems, веду­щего производителя оборудова­ния для Интернета.

Правда, исследователи Те­хасского университета учли не только деньги, обращающиеся в Сети, но и деньги, сделанные на инфраструктуре, — прибыль производителей сетевого обо­рудования и программного обеспечения для Интернета, персональных компьютеров, использующихся для доступа и размещения информации в Сети, и даже доходы организаторов курсов типа «Интернет для чайников». При подсчете обо­ротов электронной коммерции — то есть сетевой торговли и се­тевых услуг (дизайна, информа­ционного обслуживания, рек­ламы и прочих «нематериаль­ных вещей») — цифры получа­ются скромнее. Так, в 1998 голу обороты электронной коммер­ции в Штатах, по разным оцен­кам, составили от 8 до 17 млрд. долл. В России этот показатель примерно в 1000 раз меньше — 12—14 млн. долл.

В этом году ситуация в Рос­сии несколько улучшится. Во-первых, русскоязычным Интернетом заинтересовались иностранные инвесторы. Среди примеров западных инвестиций в российскую Сеть — соз­дание «портала», посвященного ресурсам российского Интер­нета — «@rus», построенного на базе поисковой машины «Ау», и приобретение иностранным инвестором 20% акций компа­нии — владельца почтовой служ­бы mail.ru и ряда других русско­язычных ресурсов за 940 млн. долл. Во-вторых, сеть живет ожиданием «предвыборных» денег.

Игра на грани фола

Не все разделяют оптимизм, царящий в финансовых кругах в отношении перспектив Интернет-экономики. Так, по мнению аналитиков исследова­тельской компании Gartner Group, к 2001 году лопнет до трех четвертей всех предпри­ятий электронного бизнеса. По мнению аналитиков, несовер­шенная технология, неподгото­вленный рынок и неудачные стратегии электронного бизне­са приведут к тому, что как «он-лайновые», так и традиционные компании потерпят неудачу при освоении электронного Бизнеса. По мнению вице-президента Gartner Group Александра Дробика, настоящий электронный бизнес начнет формироваться не ранее 2004 года, а массовый переход на электронный способ ведения дел задержится еще на два года. «Нет сомнений в том, что ближайшие несколько лет будут трудными для компаний, поставивших перед собой цель преобразования в «электронные предприятия», и мы ожидаем крупных разочарований», — говорит Александр Дробик.

«Крупные разочарования» для Интернет-экономики очень опасны. Они могут повлечь за собой самый глубокий экономический кризис в истории. Дело в том, что сегодня значение Интернета скорее преу меньшают, чем преувеличивют. Согласно современным экономическим представлени­ям, инвесторы определяют сто­имость компании исходя из ее ожидаемой прибыли в будущем. Поскольку на Западе никто не сомневается, что будущее — за «цифровой экономикой», бир­жевая стоимость акций Интернет-компаний в десятки, а то и в сотни раз превышает стои­мость их реальных активов. «Увлечение Интернетом» мож­но конвертировать в реальные деньги — стоит «компании А» объявить о начале бизнеса в Интернете, как инвесторы, ус­лышав «волшебное слово», на­чинают скупать акции, пред­чувствуя бешеные прибыли в обозримом будущем. Соответственно, котировки акций «компании А» стремительно идут вверх.

Пока есть все основания для оптимизма: Интернет-бизнес продолжает радовать аналити­ков стремительным ростом, на­селение Сети растет как на дрожжах, а хозяева раскручен­ных Интернет-страничек, зани­мающихся торговлей потреби­тельскими товарами, пополня­ют списки молодых миллиарде­ров. Но стоит инвесторам разу­вериться в силе магических ны­не слов «электронная коммер­ция» и «бизнес в Интернете», как фондовый рынок стреми­тельно рухнет, а отправившиеся ко дну Интернет-компании по­тянут за собой гигантов — вы­сокотехнологичные компании, составляющие ныне основу американской экономики. Тем более что сегодня на Интернет поставили все гиганты Силиконовой долины — Microsoft, Intel, IBM, Hewlett-Packard, Sun, Cisco Systems и другие.

Зыбкость «виртуальной эко­номики» наглядно показало недавнее падение американского фондового рынка, вы­званное неосторожным выска­зыванием президента корпора­ции Micro-soft Стивена Баллмера, заявившего, что «оцен­ка компаний, работающих в се­кторе высоких технологий, до­стигла абсурдного уровня». До этого об опасности «перегрева» американского фондового рынка вообще и технологиче­ских акций в частности преду­преждал МВФ.

Серьезные испытания пред­стоят «виртуальному бизнесу» в самом ближайшем будущем — в предстоящие новогодне-рождественские праздники. Во-пер­вых, пресловутая «Проблема 2000» может заставить инвесто­ров перед рождественскими ка­никулами «сбросить» акции технологических компаний. А во-вторых, одним из важных индикаторов для «виртуаль­ных» инвесторов служат объе­мы предрождественской «он-лайновой» торговли. Если в этом году не удастся сохранить «рекордные темпы роста», ин­весторы могут насторожиться. И начать сбрасывать акции.

Конечно, никто не ожидает, что в этом случае человечество откажется от информационных технологий. Но для того чтобы система дала течь, достаточно, чтобы «цифровизация эконо­мики» пошла медленнее, чем предсказывает большинство аналитиков.

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz