В Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ)
полагают, что одним из основных экономических аспектов разрабатываемого Генерального плана
развития Санкт-Петербурга должно стать реформирование промышленных территорий так называемого среднего
пояса и центра города. В результате этого процесса, считают чиновники,
высвободится несколько тысяч гектаров земли, от эффективного использования которой город
сможет получать значительную прибыль. Петербург не может бесконечно развиваться вширь
(этому мешает близость границы с Ленобластью), поэтому либо город будет
расти в высоту, либо уплотняться (против чего протестует общественность), либо
для развития необходимо использовать территориальные резервы индустриального пояса северной столицы.
Например, зоны Выборгской набережной, Новоизмайловского проспекта, улиц Шкапина и Розенштейна,
станции Московская-Товарная. Комплексная реконструкция этих и других территорий промышленного пояса
может вернуть городу около 10 тыс. гектаров. Земля под паром
По мнению городской администрации, в центральной части Петербурга должны остаться
предприятия судостроения, точной механики и оптики, энергетического машиностроения – то
есть наукоемкое производство, не создающее экологических нагрузок. Все остальные виды
промышленности в период действия нового Генплана (2005–2025 годы) предполагается перевести
на окраины города. «Если все предприятия захотят переехать из центра
города на новое место, – утверждает исполняющий обязанности председателя КЭРППиТ
Александр Иванников, – проблем не будет. Предприятиям, которым не хватает
производственных площадей и у которых процесс переезда значится в стратегических
планах, мы поможем». Сегодня, поясняет г-н Иванников, немало питерских предприятий исповедуют
принцип «держать землю под паром». Иными словами, они не горят
желанием продать не задействованную в производстве землю, предпочитая дождаться увеличения
ее стоимости. «В этом случае, – говорит Александр Иванников, –
согласно действующему российскому законодательству мы вправе увеличить ставку земельного налога.
Тогда промышленники задумаются, готовы ли они платить за простаивающие территории.
Помимо этого существует так называемый административный ресурс, а также другие
рычаги воздействия на предприятия». Чиновники городской администрации признают, что в одиночку
ни им, ни, скажем, Агентствам по развитию территорий (АРТ) или
крупным инвестиционно-строительным компаниям, заинтересованным в приобретении земельных участков, занимаемых промышленными
предприятиями, с указанной проблемой не справиться, поэтому необходимо объединить административные,
материальные, законодательные и иные ресурсы для решения этого вопроса. В
ожидании инвесторовРазрабатываемый генплан, по словам руководителя службы по связям с
общественностью корпорации «Строймонтаж» Павла Созинова, документ, конечно, очень важный для
экономики города. Однако программа вывода промышленных предприятий из центра города
могла бы рассматриваться не только в социальном аспекте (что нередко
происходит), но и с точки зрения развития бизнеса. «На освобождающихся
территориях в историческом центре города, – продолжает г-н Созинов, –
могут быть возведены жилые и деловые кварталы. Например, территория Выборгской
набережной, эклектично застроенная промышленными предприятиями в XIX веке, уже сегодня
находится в центре внимания бизнес-сообщества. Здесь появились бизнес-центры «Нобель» и
«Петровский форт». Кстати, АРТ Выборгской стороны, осваивающее одноименную территорию, столкнулось с
двумя большими проблемами: недостаточным взаимодействием между собой комитетов администрации Санкт-Петербурга
и нежеланием директоров предприятий отказываться от промышленного использования своей недвижимости.
«Изменение ситуации нам видится в принятии новой градостроительной документации, –
делится своими мыслями генеральный директор АРТ Выборгской стороны Александр Шарапов,
– в которой бы закреплялась административно-деловая функция Выборгской стороны, а
также повышение ставок земельного налога и арендной платы за землю
для промышленных предприятий на этой территории. Градостроительный регламент, как составная
часть нового генплана, позволит предотвратить здесь новое промышленное строительство, а
увеличение платы за землю будет стимулировать принятие директорами предприятий решения
о перебазировании производства и перепрофилировании производственной недвижимости». Необходим специальный городской закон
по Выборгской стороне, уверен Александр Шарапов, закрепляющий эти моменты, а
также бюджетные инвестиции в инфраструктуру этой территории, позволяющие подготовить территорию
для прихода инвесторов. Андрей Теплоухов OOO "Издательство Строй-Пресс"
|