Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, граждане и
юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении
здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в
соответствии с Земельным кодексом РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков
или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические
лица -собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях,
которые установлены настоящим Земельным кодексом РФ и федеральными законами. Таким образом,
реализация права граждан и юридических лиц, являющихся собственниками зданий, строений,
сооружений, на приобретение в собственность принадлежащих им земельных участков осуществляется
в соответствии с требованиями федерального законодательства, и ее порядок в
первую очередь зависит от порядка и оснований приобретения в собственность
первичного объекта недвижимости (здания, сооружения), а также от его характера. В
первую очередь следует выделить такие первичные объекты, которые приобретались в
собственность гражданами и юридическими лицами в порядке, предусмотренном федеральным законодательством
о приватизации. Речь пойдет об объектах нежилого фонда, поскольку Федеральный
закон <О приватизации государственного и муниципального имущества> не регулирует отношения
по приватизации государственного и муниципального жилищного фонда. Решение о продаже земельного
участка собственнику первичного объекта недвижимости принимает орган, принявший в свое
время решение о продаже первичного объекта. Постановлением Правительства РФ от
07.08.2002 ? 576 установлено, что до разграничения государственной собственности на землю
решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого
имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается: - Министерством
имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) - в случае
приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности; - уполномоченным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае приобретения объектов
недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также
в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с
решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Поскольку Комитет наделен правами
территориального органа Минимущества России, собственники объектов недвижимости, желающие приобрести земельные
участки в собственность, должны обращаться в Комитет в порядке, предусмотренном
распоряжением КУГИ от 18.12.2995 ? 695-р <Об утверждении Положения о
порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при
продаже находящихся в государственной собственности земельных участков собственникам расположенных на
них объектов недвижимости>. Последняя редакция распоряжения утверждена 21 июня 2002
г. (распоряжение КУГИ ? 1174-р, текст которого опубликован в Вестнике
Администрации Санкт-Петербурга от 29.07.2002 ? 7). Обращаю особое внимание на то,
что в соответствии с требованиями статьи 37 Земельного кодекса РФ
объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие кадастровый учет.
Именно поэтому распоряжение КУГИ от 21.06.2002 ? 1174-р предусматривает, что
в случае подачи заявки в отношении земельного участка, не прошедшего
государственный кадастровый учет, действия по проведению государственного кадастрового учета осуществляются
уполномоченными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в пределах средств, предусмотренных
на указанные цели законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной
год. После проведения кадастрового учета земельного участка его предоставление в
собственность заявителя осуществляется в порядке, предусмотренном приложением к распоряжению. Во-вторых, существует
необходимость установления порядка приобретения гражданами земельных участков, на которых расположены
принадлежащие им индивидуальные жилые дома, дачные и садовые домики. Такие
участки могут находиться как в фактическом пользовании граждан, так и
в их пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном пользовании) в тех
случаях, когда их предоставление состоялось до вступления Земельного кодекса РФ
в силу (31 октября 2001 г.). Проект распоряжения Администрации Санкт-Петербурга,
устанавливающий порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти и организаций при
оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся
в их пользовании, передан на подписание губернатору Санкт-Петербурга и в
ближайшее время будет официально опубликован. При подготовке проекта принималось во внимание
следующее. Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам земельных участков
из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на
основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления,
обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. В Санкт-Петербурге подобным правом
наделены территориальные управления Административных районов Санкт-Петербурга (п. п. 5.1 и
5.2 распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 03.06.1994 ? 585-р; решение Президиума
Ленинградского городского СНД и Президиума Ленинградского областного СНД от 22.03.1991
? 107/93 <О предоставлении гражданам земельных участков для ведения личных
подсобных хозяйств, садоводств и огородничества>; распоряжение мэра Санкт-Петербурга и Главы
администрации Ленинградской области от 18.03.1992 ? 264-р/187-р <О мерах по
обеспечению жите. Санкт-Петербурга земельными участками для ведения садоводства>). Однако, принимая
во внимание, что Комитет по земельным ресурсам и землеустройству обладает
всей полнотой информации о находящихся в пользовании граждан земельных участках,
а также то, что, как уже отмечалось, объектом гражданского оборота
могут быть лишь земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, проект
предусматривает возложение на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству основного
объема работ, необходимых для принятия решения о возможности передачи земельных
участков в собственность граждан, утверждения границ земельных участков, проведения в
необходимых случаях их кадастрового учета и заключения договоров о передаче
земельных участков в собственность граждан. Вся необходимая для принятия решений
информация в установленные проектом сроки будет направляться Комитетом по земельным
ресурсам и землеустройству в территориальные управления. Помимо прочего, подобный подход позволит
реализовать принцип <одного окна> при обращении граждан с заявлениями о
передаче земельных участков в собственность - согласно проекту, Комитет по
земельным ресурсам и землеустройству является единственным органом, в который обращаются
граждане, в том числе при подписании проектов договоров о передаче
земельных участков в собственность. Особое внимание следует уделить порядку передачи в
собственность граждан и юридических лиц земельных участков, на которых расположены
многоквартирные жилые дома. В соответствии с требованиями п. 2 статьи
36 Земельного кодекса РФ отчуждение в частную собственность земельных участков,
на которых расположены многоквартирные жилые дома, осуществляется с учетом требований,
предусмотренных федеральным законодательством о товариществах собственников жилья. Центр оценки и консалтинга
С-Петербурга
|