Процесс разграничения прав собственности на московскую землю должен закончиться в
первом приближении уже в 2003 году. Разграничение прав собственности должно
быть осуществлено для всей территории столицы. В связи с этим,
напомним, что является "предметом разграничения". Территория Москвы по состоянию на 01.01.2002
г. составляет 106948,44 га. По состоянию на конец 2001 года
Москомземом было оформлено 80589 правоудостоверяющих документов, в том числе: ·
договоров долгосрочной аренды - 17430; · договоров краткосрочной аренды -
57419; · договоров безвозмездного временного пользования - 2389; · государственных
актов на право пожизненного наследуемого владения - 385; · государственных
актов на право постоянного (бессрочного) пользования -1224. Согласно информации, распространенной руководителем
имущественно-земельного комплекса г. Москвы, к началу 2002 года в Москве
в аренду было предоставлено 53850 га земель. Однако по данным Земельного
баланса г. Москвы по состоянию на 01.01.2002 г. московские земли
использовались следующим образом: · 23458,93 га - площадь земель, предоставленных в
аренду на 01.01.2002; · 16279,13 га - площадь земель, учтенная в
списках плательщиков земельного налога; · 66967 га - площадь земель, освобожденная
от платы за землю. В 2001 году в бюджеты всех уровней
и городские внебюджетные фонды поступило 6154,6 млн. руб., в том
числе: · от продажи (выкупа) прав аренды - 2091, 76 млн.
руб., · арендной платы и земельного налога - 4062,84 млн.
руб. Согласно официальной информации, Земельный баланс г. Москвы по состоянию на
01.01.2002 г. имеет следующий вид: · Земли жилых зданий - 27853,31
га · Земли предприятий торговли - 1547,81 га · Земли предприятий общественного
питания - 139,00 га · Земли предприятий бытового обслуживания - 404,66
га · Земли учреждений народного образования - 5338,64 га · Земли учреждений
здравоохранения и социального обеспечения - 2055,81 га · Земли учреждений физической
культуры и спорта - 1835,85 га · Земли учреждений коммунального хозяйства
- 3146,83 га · Земли учреждений культуры и искусства - 609,58
га · Земли религиозных объектов - 314,15 га · Земли административно- управленческих
учреждений и общественных организаций - 579,41 га · Земли промышленных предприятий
- 7368,26 га · Земли предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и
заготовок - 2246,15 га · Земли учреждений науки, научного обслуживания -
2140,12 га · Земли учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения
- 158,47 га · Земли предприятий транспорта - 6275, 68 га ·
Земли предприятий связи - 556,82 га · Земли дач - 432,88
га · Земли гаражей - 2168,61 га · Земли обороны - 1960,20
га · Земли общего пользования (улично-дорожная сеть) - 10624,05 га · Земли
городской рекреации (парки, скверы) - 5651,32 га · Земли общекоммунальных нужд
города 372,73 га · Земли сельскохозяйственных учреждений и предприятий - 3400,01
га · Земли подсобных хозяйств (коллективные сады) - 493,97 га · Земли
рекреационного назначения - 1628,31 га · Земли историко-культурного назначения - 859,55
га · Земли природно-заповедного назначения - 4883,52 га · Земли занятые городскими
лесами (земли лесного фонда) - 6486,22 га · Земли водного фонда
(госводфонд) - 2453,91 га · Земли резерва (неудобья) - 2962,61 га Представленные
материалы по итогам работы московского земельного рынка за 2001 год
достаточно красноречиво свидетельствуют о том, что столичная власть активно проводила
политику перевода землепользователей в статус арендаторов московской земли. Вместе с тем,
общее количество земель, переданных в аренду за 2001 год, сократилось
на 379,85 га. С большой степенью вероятности, часть землепользователей поменяла
свой статус "арендатора" на какой-то другой, в том числе, и
с помощью судебных процедур. Причина достаточно тривиальна - возможность выкупа
земель по 30-кратной ставке земельного налога. Напомним, что Комитет Госдумы по
собственности на заседании 30 октября 2002 года рекомендовал принять в
первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в ст.36
Земельного кодекса РФ", изменений и дополнений в ФЗ "О введении
в действие Земельного кодекса РФ", изменений и дополнений в ст.11
и 28 закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Этот законопроект
содержит положение, в соответствии с которым продажа земельных участков при
их приватизации должна осуществляться по рыночной (кадастровой) оценке земли. В
тех случаях, когда нет кадастровой оценки земельного участка, его продажа
осуществляется по цене, эквивалентной 30 ставкам земельного налога. За 2001 год
правоустанавливающие документы были выданы еще на 1857,09 га московской территории. Александр
Крапин, главный редактор информационно-аналитического Бюллетеня "RWAY"
|