У меня вопросы, касающиеся старого и нового Земельного кодекса. В
1991 году органы местного самоуправления в соответствии со статьей 36
Земельного кодекса РСФСР установили новые нормы земельных участков, предоставляемых гражданам
в собственность. Какова эта норма для тех, кто постоянно живет
и прописан в городе, а в деревне имеет собственный дом,
используемый под дачу? И как решается этот вопрос в новом
Земельном кодексе РФ? Л. Т и щ е н к о,
Калужская обл. ПЕРВЫЙ вопрос вы сформулировали неточно. Дело в том,
что согласно статье 36 Земельного кодекса РСФСР 1991 года предельные
размеры земельных участков зависели от того, для какой цели они
предоставлялись. Так, предельные размеры земельных участков, предоставлявшихся для ведения садоводства,
огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливались субъектами РФ, а предназначенных
для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства сельскими, поселковыми,
городскими Советами народных депутатов (органами местного самоуправления). А поскольку во
втором случае участки выделялись, как правило, сельским жителям, то размеры
их обычно больше, чем размеры участков, предоставлявшихся городским жителям для
садоводства и огородничества. Думается, это справедливо. Новым Земельным кодексом РФ
данный вопрос регулируется несколько иначе. Пунктом 1 статьи 33 предусмотрено,
что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам
в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства,
устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и
индивидуального жилищного строительства нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Это
общее правило, по которому устанавливаются максимальные и минимальные размеры земельных
участков, предоставляемых гражданам в собственность за плату. А в пункте
2 статьи 33 ЗК РФ содержится исключение из этого правила,
предусматривающее случаи предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно для
тех же целей. Так вот, максимальные размеры таких участков из
земель, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются федеральными законами; из земель,
находящихся в собственности субъектов РФ, законами соответствующих субъектов РФ; из
земель, находящихся в собственности муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления. Например, право на бесплатное получение земельных участков в
собственность имеют Герои Советского Союза, Герои РФ, Герои Социалистического Труда,
полные кавалеры ордена Славы. Максимальный размер таких участков определяется в
соответствии с законодательством субъектов РФ, но не может быть менее
0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40
га в сельской местности. А. СОКОЛОВ, юрист В статьях 20 и
21 нового Земельного кодекса РФ указано, что граждане, обладающие земельными
участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или имеющие их в
пожизненном наследуемом владении, вправе однократно приобрести эти участки в собственность
бесплатно. При этом специально оговорено, что взимание дополнительных денежных средств
помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается. Однако в практической жизни
мы столкнулись с фактами, когда местные власти (районные муниципальные объединения)
эти указания не выполняют. Ссылаются при этом на то, что
земля при оформлении ее в собственность передается бесплатно, но за
межевание необходимо платить. Этим межеванием само муниципальное объединение не занимается,
а передало его на откуп коммерческим структурам. Как мы понимаем,
межевание - это всего-навсего привязка земельных участков на местности, но
стоит оно 9-11 тысяч рублей у разных организаций. А ведь
основная масса дачников - это пенсионеры, которым не по карману
заплатить такие деньги. Выходит, они не могут воспользоваться правом бесплатной
приватизации земельных участков. Мы считаем, что межеванием должны заниматься местные
власти и эти работы должны относиться к оформлению земельных участков
в собственность и производиться бесплатно. Но наши попытки найти такое
понимание у местных властей не дали результатов, поэтому обращаемся за
консультацией по этому вопросу в ваше авторитетное издание. С. У р
б а н, председатель садоводческого товарищества "Аленушка", Республика Коми УВЫ,
но мы можем только оказать вам моральную поддержку, поскольку органы
местного самоуправления вашей республики действуют правомерно, в соответствии с действующим
законодательством. Когда речь идет о бесплатной приватизации земли в соответствии с
положениями нового Земельного кодекса РФ, имеется в виду, что с
гражданина не берется стоимость земельного участка как вида недвижимого имущества.
Однако другие сборы (за составление плана земельного участка, оформление документов
и т. п.) необходимо уплатить. Другое дело, что размер этих
сборов вполне соизмерим со стоимостью самой земли и чрезмерен для
большинства дачников, особенно из числа пенсионеров, тут мы с вами,
Сергей Васильевич, солидарны. Без особой натяжки можно утверждать, что в
статьях 20 и 21 ЗК РФ декларируется право бесплатной приватизации
земли, а на деле за него надо платить. Вправе ли
органы местного самоуправления передавать процедуру межевания коммерческим структурам? Да, вправе.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О землеустройстве"; от
18 июня 2001 г. N 78-ФЗ порядок проведения территориального землеустройства
(а в это понятие входит и межевание объектов землеустройства) определяется
Правительством РФ. В настоящее время действует Положение о проведении территориального
землеустройства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г.
N 396. Как следует из пункта 2 данного правового акта,
межевание земельных участков, принадлежащих гражданам, проводится юридическими лицами или индивидуальными
предпринимателями на основании договора. Работы по межеванию включают в себя
определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с
лицами, права которых могут быть затронуты; закрепление на местности местоположения
границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или
составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана)
объекта землеустройства. В общем, если уж предъявлять претензии, то не
к органу местного самоуправления, а к федеральным органам власти. Е. КОРЗУН,
юрист В договоре купли-продажи земельного участка указано его целевое назначение -
личное подсобное хозяйство. Можно ли на данном земельном участке производить
жилищное строительство без оформления дополнительного разрешения на это строительство? М. К
л о к о в, Москва CОГЛАСНО подпункту 2 пункта
1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет
право, в частности, возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания,
строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и
его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических,
санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Теперь обратимся к Градостроительному кодексу
РФ. Как сказано в пункте 1 статьи 62, разрешение на
строительство - это документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или
пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания
и сооружения, благоустройство территории. Разрешение на строительство выдается на основании
заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права
на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации (пункт
2 статьи 62). Форма заявления о выдаче разрешения на строительство,
порядок и сроки рассмотрения данного заявления, перечень представляемых к рассмотрению
материалов и т. п. устанавливаются наряду с Градостроительным кодексом законами
и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Разрешение на строительство
и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления. Выдается
разрешение на строительство на срок не более чем три года.
Отказ в его выдаче можно обжаловать в суд (пункты 3,
4, 7, 8 статьи 62 Градостроительного кодекса РФ). Разрешение на
строительство вам не понадобилось бы, если бы прежний собственник земельного
участка, с которым вы заключили договор купли-продажи, имел такое разрешение
и срок его действия не истек (см. пункт 11 статьи
62). А. СОКОЛОВ, юрист По материалам "АиФ на даче".
|