Для снижения издержек
необходимы инвестиции, являющиеся носителем НТП. Для снижения налогов и формирования
прибыли, величина которой адекватна совокупности рисков инвестиционной деятельности, необходимы институциональные
изменения, которые одновременно являются и условиями для широкомасштабных инвестиций -
носителей НТП. Основными средствами НТП, имеющими строго приоритетный характер и
получающими государственную поддержку, должны стать технологии и технические средства высокой
степени готовности, обеспечивающие кратное (а не на 5-10%) повышение экономической
эффективности. Поэтому перспектива развития НГК заключается в применении современных информационных
наукоемких технологий. Потенциальные возможности НТП, например, в нефтедобывающей отрасли, могут
быть оценены в 20-30% сокращения капитальных затрат при фиксированном уровне
добычи нефти. В НГК сложился арсенал таких технологий, доработка и
массовое применение которых в масштабах отрасли смогут кардинально повысить эффективность
освоения трудно извлекаемых запасов нефти, составляющих ресурсную основу отечественной нефтедобычи.
В их числе:
- разработка месторождений системой горизонтальных и горизонтально-разветвленных
скважин - рост дебитов в 2-10 раз;
- различные виды гидроразрыва
пласта и рациональное объединение нефтяных пластов в общий эксплуатационный объект
- увеличение дебита скважин в 2-3 раза;
- избирательная индивидуальная закачка
воды - увеличение дебита скважин в 1,2 раза и т.д.
Несмотря на то, что в настоящее время предприятиями
Российской Федерации освоено около 90% номенклатуры необходимого нефтяного оборудования, его
технический уровень и качество в большинстве случаев уступают лучшим мировым
образцам. К примеру, стоимость закупаемых за рубежом шарошечных долот в
3-4 раза выше аналогичных отечественных. Однако, проходки, которые можно достичь
при бурении скважин этими долотами, в 5, а иногда даже
в 10 раз выше, чем отечественными долотами (средняя проходка импортного
долота составляет порядка 800 м, отечественного - 150 м). Резко
уменьшается число спуско-подъемных операций, что делает стоимость метра проходки импортными
долотами примерно в 1,5 раза ниже, чем отечественными. Аналогично обстоит
дело и со штанговыми глубинными насосами. Так называемая "наработка на
отказ" у импортных ШГН превышает 1 000 суток, против 300-400
суток у отечественных. Поэтому при существенно большей цене применение импортных
ШГН обеспечивает в 1,2-1,5 раза более высокую суммарную эффективность. В
условиях недофинансирования производства отечественного оборудования для НГК, в том числе
на предприятиях бывшего ВПК, нефтегазовые компании сами вкладывают в него
значительные средства. Так, доля заказов ОАО "Газпром" в производственной программе
10-ти крупнейших конверсионных предприятий России составляет от 22% до 95%.
В сегодняшних условиях необходимы экономические механизмы прямой и косвенной господдержки
программ:
- реконструкции и модернизации машиностроительных, в том числе конверсионных,
предприятий в целях повышения конкурентоспособности производимой ими продукции для НГК;
- создания в основных регионах нефтегазодобычи сети сервисных центров по обслуживанию
производимого этими предприятиями оборудования.
В качестве прямых мер
может рассматриваться выделения средств государственной поддержки разработанных Минтопэнерго соответствующих федеральных
целевых программ, в качестве косвенных - различные меры экономического (в
первую очередь - налогового) стимулирования производителей конкурентоспособного нефтегазового оборудования, включая
предоставление "целевых" госгарантий, обеспеченных частью будущей добычи нефти и газа,
полученной за счет применения указанного оборудования.
ОАО "АК "Транснефть" разработана
"Концепция по перспективному развитию магистральных нефтепроводов России", которая предусматривает снижение
зависимости страны от тарифной политики транзитных государств, создание новых и
развитие существующих экспортных направлений, а также увеличение транзита нефти стран
СНГ через территорию России. По аналогии с проектом "Голубой поток",
необходима господдержка минующих территорию транзитных государств экспортно-ориентированных проектов доставки нефти,
газа и продуктов их переработки, например, в виде предоставления инвестиционных
льгот - хотя бы на период окупаемости этих проектов. Реализация
таких проектов позволит снизить транспортные издержки российских нефтяных компаний.
Учитывая
существующие бюджетные ограничения, основной упор должен делаться на меры косвенного
регулирования инновационной деятельности в интересах НГК, включающие:
- либерализацию налогового
и амортизационного законодательства, включая прогрессивную систему амортизации, стимулирующую ускоренное обновление
основных фондов;
- законодательные нормы об интеллектуальной и промышленной собственности, стимулирующие
новаторскую деятельность;
- меры государственного воздействия на создание социальной инфраструктуры, включающие
формирование информационной базы;
- создание "фирменной" и укрепление "отраслевой" науки.
Давно назрела необходимость создания в России Национального нефтяного института
(по аналогии с Американским или Французским нефтяным институтом) - головного
института в отрасли, который был бы способен объединить разобщенные остатки
некогда мощных отраслевых научно-исследовательских центров, занимался бы разработкой стандартов на
нефтепромысловое оборудование и выдачей лицензий на их применение, разработкой и
введением в действие кадастра месторождений и т.п. На решение проблем,
отмеченных в разделе 11, нацелены законопроекты №№ 2(4), 12(3), 6(4),
17(3), 8(4), 25(3), 13(4), 31(3), 33(3), 37(3) из приложения о
проектах законодательных и иных нормативных актов, регулирующих деятельность НГК.