Очевидным является то обстоятельство, что
предпринимательство - это деятельность, связанная с вложением средств и извлечением
доходов. Средства вкладываются сегодня, а доходы будут извлечены завтра. Чтобы
оценить возможную величину доходов и эффективность вложений. нужно определить не
только последовательность действий и рассчитать их предполагаемый результат, но и
будущее состояние предприятия и внешней среды, в том числе условия
сбыта продукции, поведение конкурентов. возможную структуру активов и источников их
финансирования и т.п. И без этих оценок расчеты результативности вложений
средств едва ли будут удовлетворять минимальным требованиям достоверности. Определение будущего
состояния предприятия и его окружения на основе сложившихся тенденций и
есть прогнозирование. Осознаем мы это или нет. но при принятии
любых плановых или внеплановых решений. оценка их возможных последствий является
обязательным управленческим действием. И лучше, чтобы это действие осуществлялось системно
и корректно настолько, насколько позволяет имеющаяся информация. Оценка последствий решений
и действий для предприятия с учетом сложившихся тенденций изменения внешней
среды и состояния предприятия или прогнозирование отличается от планирования этих
действий и решений только тем, что при планировании мы руководствуемся
прежде всего целью, которую надлежит реализовать, то есть исходя из
цели - планируем последовательность действий и потребные ресурсы для их
осуществления. При прогнозировании же результат или возможная степень достижения целей
есть вероятные последствия принятых или планируемых решений, В этом смысле
прогнозирование является необходимым составным элементом планирования и управления. И успех
планирования и. следовательно, управления деятельностью предприятия будет полностью определяться качеством
прогнозных оценок последствий принимаемых решений.
Основные цели прогнозирования
Прогнозирование результатов
деятельности предприятия и его финансового состояния осуществляется с целью:
оценки экономических и финансовых перспектив и предполагаемого финансового состояния
предприятия на планируемый период в зависимости от основных возможных вариантов
его производственно-сбытовой деятельности и ее финансирования,
формирования на этой основе
обоснованных выводов и рекомендаций относительно выбора рациональной стратегии и тактики
действий высшего руководства предприятия.
В числе стратегических и
тактических решений могут быть производственно-сбытовая программа предприятия на планируемый период,
планируемая структура активов, в том числе оборотных, принципиальная схема финансирования
активов и деятельности предприятия на планируемый период, возможность реализовать тот
или иной инвестиционный проект и т.д. То есть прогнозной оценке
может быть подвергнуто принципиально любое решение об использовании финансовых средств
и последствия реализации этого решения для финансового состояния предприятия.
Принимая
во внимание крайне нестабильное финансовое состояние значительной части предприятий России.
одной из задач финансового прогнозирования может быть оценка возможности. основные
условия и сроки нормализации состояния предприятия. то есть возможности и
условия его финансового оздоровления. В этом смысле финансовое прогнозирование является
необходимым элементом антикризисного управления.
Финансовое позиционирование в системе управления предприятием
Прогнозирование, как уже выше отмечалось. является необходимым составным элементом управления
и одним из основных условий (по мнению Р.Брейли и С.Майерса
«Принципы корпоративных финансов) эффективного планирования и этим определяется его значимость
в системе управления предприятием. Любому решению должны предшествовать анализ сложившейся
ситуации и прогноз возможных последствий его принятия или не принятия.
Для придания процедурам анализа и прогнозирования конкретности, исключения абстрактных предположений
типа "Вот если бы..." и приведения процесса принятия решения в
границы принятых стратегических приоритетов представляется целесообразным в пределах каждого планового
(прогнозного) периода определять нормальные параметры деятельности предприятия, то есть основные
показатели его работы, считающиеся нормой. В этом случае процессы анализа
и прогнозирования будут иметь основным содержанием сравнение фактических (прогнозируемых) значений
параметров работы предприятия с нормальными, а процесс планирования - разработку
мероприятий по приведению реального состояния предприятия к нормальному.
Методы прогнозирования
Финансовое состояние предприятия может быть достаточно корректно описано с помощью
трех классических моделей: баланса доходов и расходов, баланса активов и
пассивов и баланса поступлений и платежей. Эти же модели позволяют
оценить результативность и эффективность деятельности предприятия. Поэтому методологической основой прогнозирования
финансового состояния и результатов деятельности предприятий должны быть эти три
баланса. Баланс доходов и расходов, описывающий результаты деятельности предприятия за
период, баланс активов и пассивов, создающий финансовый образ предприятия и
характеризующий структуру его активов и обязательств, и баланс поступлений и
платежей, представляющий движение платежных средств между предприятием и его контрагентами
и дающий полное представление о динамике инкассации дебиторской задолженности и
финансировании всех операций предприятия за период, в совокупности формируют финансовую
модель предприятия. Поэтому прогнозирование финансового состояния предприятия и результатов его
деятельности и есть процесс создания вариантов финансовой модели предприятия. учитывающей
любые возможные решения по формированию производственно-сбытовой программы, по реализации инвестиционных
проектов, по приобретению материалов и сырья, по определению сроков предоставления
коммерческих кредитов потребителей, по формированию фонда заработной платы, по покупке
трех веников и т.д. и т.п.
Процесс формирования финансовой модели
предприятия (и прогнозирования его состояния) имеет следующую последовательность. Первым разрабатывается
баланс доходов и расходов. Прогнозируемые (планируемые) результаты деятельности предприятия за
период и исходное состояние активов и обязательств являются основанием для
проектирования баланса активов и пассивов. Содержание двух предыдущих балансов позволяет
рассчитать (именно рассчитать!) поток поступлений и платежей за период.
Поскольку
формирование трех балансов - абсолютно формализованная процедура, правила которой определены
нормами бухгалтерского учета, и столь же формализованы взаимосвязи между балансами,
процесс финансового прогнозирования может быть легко компьютеризован. Это позволяет достаточно
быстро, в режиме реального времени, делать оценки последствии любых возможных
финансовых решений.
На вышеприведенной принципиальной схеме прогнозирования финансового состояния и
результатов деятельности предприятия (см. рис. 2) приведен порядок проведения этой
процедуры, Он включает, во-первых. подготовку исходной информации о состоянии предприятия
и подготовку плановых решении, разделенных на шесть блоков. Блок первый
- исходное состояние активов и пассивов предприятия, данные финансовой отчетности.
Блок второй - планируемый < прогнозируемый) объем продаж и условия
реализации продукции. Это информация от службы сбыта (маркетинга). Блок третий
- планируемые инвестиции и дезинвестиции во внеоборотные активы. Данная информация
готовится финансовым отделом на основе предварительных (проектных) плановых решений по
техническому развитию предприятия. Блок четвертый - прогнозируемые на конец периода
складские запасы готовой продукции и материалов, остатки незавершенного производства, величина
дебиторской задолженности и других элементов оборотных активов. Прогнозные оценки должен
делать финансовый отдел после консультаций с соответствующими службами предприятия. Блок
пятый - решения по изменению уставного капитала н выплате дивидендов.
Блок шестой -проектные решения по финансированию деятельности предприятия на прогнозируемый
период, в том числе получение и возврат долгосрочных и краткосрочных
кредитов, изменения величины коммерческой кредиторской задолженности, остатки задолженности по заработной
плате и платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Кроме этого,
для моделирования необходимо использовать компьютеризованный блок расчета налогов или вводить
информацию о рассчитанной иными методами величине платежей, подлежащих уплате в
бюджет и внебюджетные фонды в течение прогнозируемого периода. Вторым действием
необходимо исходную информацию определенным образом структурировать, то есть внести в
соответствующие форматы (таблицы). Далее, на основе этой структурированной информации создается
финансовая модель предприятия и прогнозные балансы доходов и расходов, активов
и пассивов, поступлении и платежей. Полученные балансы и есть база
для принятия решении.
Период прогнозирования, варианты прогнозов
Период прогнозирования может
быть принципиально любой: от месяца до пятидесяти лет. Его выбор
определяется. во-первых, целями прогнозирования. то есть характером решений. которые предстоит
принять с использованием прогнозных оценок, во-вторых, достоверностью исходной информации. Очевидно,
что бессмысленно производить прогнозные расчеты, когда погрешность некоторых данных, например,
объема продаж. превышает 15 – 20%. Такой прогноз имеет мало
смысла, поскольку решения, последствия принятия которых имеют вероятность осуществления +
20%, можно принимать и без трудоемких прогнозных расчетов. В настоящих
условиях России прогнозные расчеты могут дать вполне корректный результат при
выборе периода прогнозирования от нескольких дней до 2 - 2.5
лет. Данный выбор обусловлен тем. что. с одной стороны, для
оценки ближайших перспектив необходим краткосрочный прогноз: с другой - для
рационализации выбора и оценки стратегии и тактики действии высшему руководству
предприятии следует оценить его перспективы не менее чем на 2
года. поскольку в этот период окупаются вложения в более или
менее эффективные инвестиционные проекты.
Для оценки влияния на финансовое состояние
и результаты деятельности предприятия вероятных изменений основных факторов (продаж, затрат
и др.) прогнозные расчеты целесообразно производить по нескольким вариантам с
различными исходными данными (производственная программа. структура издержек производства. инвестиции и
т.п.). В практике принято чаще всего оценивать будущее в трех
вариантах: пессимистическом. оптимистическом и реалистическом. Это позволяет руководителях! предприятии быть
готовыми как к неожиданным неприятностям. так и к счастью по
случаю.
О порядке формирования исходных данных для прогнозирования, основных допущениях,
целесообразных при проведении прогнозных расчетов. технике проведения расчетов и методах
интерпретации результатов мы планируем рассказать в следующих статьях этого цикла.