Целью большинства инноваций на анализируемых предприятиях различных
отраслей и регионов в постсоветской промышленности является обеспечение устойчивой деятельности
в нелегких современных условиях. При этом завоевание своей ниши на
рынке товаров требует постоянной работы по обновлению выпускаемой и выпуску
новой продукции. Разработка и внедрение в производство новых изделий как
продуктовая инновация содержится практически во всех представленных отчетах.
ИДЕЯ ПРОИЗВОДСТВА
НОВОЙ ПРОДУКЦИИ на большинстве объектов созревает на основании изучения специальной
литературы, участия в выставках, общения с коллегами, изучения рынка. Объем
работы по изучению технической и маркетинговой информации может быть весьма
значительным, особенно в таких отраслях, как машиностроение, химическая промышленность (примеры:
предприятие "Деталь", завод "Ивастром", завод "Химик"). Проще этот процесс проходит
в отраслях, выпускающих продукты питания и товары народного потребления. На
одном из предприятий даже описан случай, когда выпуск новой продукции
был решен при кратком разговоре директора с технологом и последующем
приобретении за небольшую цену оборудования обанкротившегося предприятия (но в процессе
подготовки производства выяснилось, что требуется большой объем работ по сопряжению
оборудования).
Имеют место случаи предложения предприятиям готовых проектов новых изделий
организацией-разработчиком (погрузчик со сменной частью для завода "Ивастром"), новых рецептов
в пищевой промышленности, разрабатываемых отраслевыми НИИ ("Колбасы"). Но большинство идей
рождается на предприятиях, выдвигается их руководителями, членами Советов директоров, наблюдательных
советов, ведущими специалистами. Следует отметить, что ранее традиционные на предприятиях
отделы научно-технической информации были сокращены в начале 90-х годов в
первую очередь.
Маркетинговые исследования, предшествующие разработке новой продукции, проводятся с
разной глубиной детализации. Для продукции, не требующей больших затрат на
проектирование и организацию производства, выясняются только общие направления ее возможного
потребления (предприятия пищевой промышленности), более скрупулезное исследование рынка проводится в
машиностроении ("Ивастром", "Деталь").
Предприятия со сложившейся производственной структурой, позволяющей производить
весьма широкий спектр продукции без установки или значительных затрат на
новое оборудование, в первую очередь стремятся производить именно такую продукцию
("ЗАП", "Иваптица", "Костюмные ткани" и др.). Но выпуск принципиально новой
для предприятия продукции ведет к необходимости приобретения и нового оборудования,
т.е. к значительным финансовым затратам. Но и такая новая продукция
разрабатывается на исследуемых предприятиях ("Деталь" - кран для системы отопления
автомобиля принципиально новой конструкции, "ЗАП" - аккумуляторная батарея для среднего
транспорта). Следует отметить, что и на действующем оборудовании организуется разработка
принципиально новой для предприятий России продукции (комбинат "Костюмные ткани" разработал
образцы новых тканей из смеси шерсти и вискозы и шерсти
и льна, не прибегая к закупкам оборудования).
В ряде случаев
(например, в отчете "Спагетти") указывается, что в производство было запущено
закупленное несколько лет назад (еще в советское время) и не
установленное оборудование.
Ряд анализируемых предприятий создан "с нуля" в последнее
десятилетие, и их создание было нацелено на выпуск новой для
региона или отрасли продукции (например, "СОЯ" - для выпуска продуктов
из сои в Грузии, "Деталь" - для выпуска узлов автомобилей),
т. е. здесь и оборудование, и технологии уже при создании
рассчитывались на эту новую продукцию.
Экономическое обоснование разработки и производства
новой продукции делается в разных формах: бизнес-планов, аналитических расчетов. Бизнес-планы
делаются там, где рассчитывают на получение внешних средств (кредитов, финансирования
программ). Однако отношение к бизнес-планам скептическое, т.к. часто усилия по
их составлению ни к чему не приводят (примеры - "ЗАП",
"Ивастром").
В большинстве отчетов подчеркивается, что разработка новой продукции ведется
силами своих специалистов. На предприятиях легкой, пищевой и химической промышленности
это свои художественные мастерские и группы, лаборатории ("Костюмные ткани", "Колбасы",
"Сладкий", "Соя", "Молоко", "Химик"). Предприятия машиностроения стараются также обходиться своими
силами или привлекать специалистов извне для временной работы ("Деталь", "ЗАП").
Но в ряде случаев заказывают или покупают разработки в отраслевых
НИИ ("Ивастром"). Постоянные конструкторские подразделения на ряде предприятий были свернуты,
и временные коллективы собирают по мере необходимости ("ЗАП"). В значительной
части принципиально новая для предприятий продукция-это импортозамещающая продукция, и при
ее разработке за основу берется импортный аналог ("Механизм", "Деталь").
Создание
опытных образцов продукции проходит на своей производственной базе. Большинство анализируемых
отчетов и описывают эту стадию реализации продуктовых инноваций. Именно в
этот период предполагаемое производство новой продукции становится достаточно известным в
коллективах предприятий, т.к. в процесс вовлекается уже большое количество специалистов
и рабочих. Контроль разработки может осуществляться приказами с графиками, на
периодических совещаниях у руководства предприятий ("Деталь", "ЗАП").
Процесс внедрения разработанного
изделия начинается с его представления таким коллегиальным органам, как Технический
совет, Художественный совет, Дегустационная комиссия. На них приглашают и потенциальных
потребителей новой продукции (например, на Худсоветах на комбинате "Костюмные ткани
" всегда присутствуют модельеры, руководители швейных предприятий). Решение о внедрении
в производство сопровождается экономическим обоснованием затрат на производство изделий, прогнозируемой
ценой. Это очень ответственный этап, и может сопровождаться большими маркетинговыми
исследованиями ("Механизм", "Деталь"). Не все разработанные изделия рекомендуются к производству.
Например, на складе образцов тканей на предприятии "Костюмные ткани" есть
большой набор тканей, разработанных, но не запущенных в производство. Это
не является минусом, т. к. заказчики имеют возможность выбора. Пример
сложного пути внедрения изделия в производство приведен в отчете ЗАО
"Деталь", что объясняется целевым назначением разработанного узла для автомобилей ГАЗ.
Следует отметить слабое материальное поощрение разработчиков новой продукции на предприятиях.
Так, пользующиеся большим авторитетом в отрасли разработчики тканей на комбинате
"Костюмные ткани" получают поощрение только когда продукция завоевывает призовые места
с денежной премией на различных выставках.
Продвижение новой продукции на
рынок во многом зависит от развитости службы маркетинга. В большинстве
отчетов отмечается, что такие подразделения есть. Ряд служб работает активно
и успешно, например, на предприятии "Колбасы", к деятельности других у
руководства есть претензии ("Костюмные ткани"). Эти подразделения и занимаются продвижением
новой продукции на рынок. Рекламная деятельность анализируемых предприятий, в основном,
ведется путем представления разработанной продукции на выставках, а также рассылкой
по почте рекламных материалов. Для предприятий пищевой промышленности характерно наличие
сети фирменных торговых точек, в которых представляется новая продукция ("Иваптица",
"Соя", "Молоко", "Сладкий"). Из отчетов следует, что по всей разрабатываемой
продукции имеются обоснованные надежды на успех на рынке. В то
же время, высказывается мнение об отсутствии политики правительств в направлении
поддержки отечественных производителей.
Следует остановиться на СТАТИСТИКЕ ИННОВАЦИЙ. В большинстве
отчетов упоминается, что предприятия знают о соответствующих формах статистики, но
их заполнение не соответствует положению дел. Чаще всего предприятия заполняют
форму прочерками и за подписью руководителя отправляют в статорганы (например,
"ЗАП"). Специалисты отмечают плохую методику заполнения, когда даже обращение в
Комитет Государственной статистики не проясняет картину (интервью с гл. экономистом
предприятия "Колбасы"). В части продукции предлагается заполнять данные только по
принципиально новой продукции, однако четкого определения такой продукции нет (типа
ГОСТа). В качестве примера хотим привести исследование заполнения этих форм
по предприятиям Ивановской области. За 1999 год из почти 400
средних и крупных предприятий области только 10 (!) представили заполненные
формы, из них только одно из наблюдаемых нами. Интересно то,
что даже предприятия, чья инновационная деятельность достаточно широко освещается в
прессе, не заполняют форму (например, станкостроительное предприятие представило свое новое
уникальное оборудование на нескольких международных выставках, но форма не заполнена).
Как объясняют работники статистики, если предприятие не показывает затраты на
инновации, то и форма не заполняется. Можно согласиться с довольно
резким мнением о статистике инноваций, высказанным Главным технологом завода "ЗАП",
смысл которого в том, что эта форма, а, следовательно, и
ее сводный анализ, ничего не показывают. Вернее, говорит о том,
что она несовершенна.
Как следует из отчетов по второму этапу
обследования предприятий большая часть инноваций, проводимых на предприятиях России в
постсоветский период, направлена на повышение конкурентоспособности своей продукции. Наряду с
освоением новых видов продукции, не производимых ранее в постсоветской промышленности,
улучшением качества и потребительских свойств, конкурентоспособность обеспечивается ценой на продукцию,
более низкой, чем цена на зарубежные аналоги. Существует понятие ценовой
конкуренции, то есть из двух товаров одинакового качества потребитель выбирает
товар с меньшей ценой. Снижение цены и завоевание рынка своей
продукции - одна из главных задач, стоящих перед предприятием в
условиях конкуренции. Решение этой задачи основано на проведении инновационных мероприятий,
направленных на снижение издержек производства, уменьшение себестоимости продукции.
Сокращение издержек
производства - достаточно широкая экономическая проблема. Основываясь на материалах данного
обследования, можно сделать вывод, что все типы инноваций, проводимых на
предприятиях, включая продуктовые инновации, технологические инновации и даже организационные, тем
или иным образом предполагают получение некоторого экономического эффекта от своего
внедрения, направлены на снижение затрат предприятия на производство продукции: экономию
сырья и материалов, электро- и теплоэнергии, затрат на управление предприятием
и продвижение продукции на рынок. Рассмотрим конкретные пути снижения затрат
для разных типов инноваций.
Продуктовые инновации. При проектировании и внедрении
на предприятиях всех отраслей инноваций типа "новая продукция" одновременно учитывается
несколько факторов, как внутренних, так и внешних. Внешние факторы: спрос
на данную продукцию, возможные потребители и объемы потребления, наличие на
рынке необходимого сырья и материалов, возможные поставщики сырья и цены,
затраты на перевозку, конкуренты и цены на аналоги и т.п.
Внутренние факторы связаны с возможностями предприятия производить новую продукцию: технологическое
и техническое обеспечение, наличие квалифицированных работников, организационное обеспечение. Новая продукция,
осваиваемая в производстве, должна удовлетворять требованиям принципиальной новизны для данного
предприятия, конкурентоспособности и рентабельности производства. Именно эти факторы оцениваются в
первую очередь и являются решающими при принятии решения о внедрении
нового изделия в производство. Как отмечалось выше, конкурентоспособность продукции определяется
ее качеством и ценой. Ясно, что повышение качества предполагает использование
более дорогостоящего сырья и материалов, дорогих технологий и т.п. Снижение
себестоимости продукции при сохранении уровня качества имеет предел. В отчете
по заводу "ЗАП" в интервью с директором предприятия это положение
сформулировано так: "Главное не потерять свою нишу, добиваясь снижения себестоимости".
Таким образом, при принятии решения о производстве новой продукции всегда
решается дилемма "себестоимость-качество", или, как отмечается в некоторых отчетах, при
оценке выбираются такие проекты, которые обеспечивают "лучшее качество меньшей ценой".
Конкретные пути снижения себестоимости новой продукции для предприятий разных отраслей
разные, но схемы примерно однотипные: использование более дешевого сырья, поиск
более дешевых технологий производства продукции, экономия энергоресурсов, воды, тепла и
т.п., экономия труда (увеличение функций на одном рабочем месте и
норм выработки). Так, например, на заводе "Механизм" при освоении производства
нового вида дверных петель технологический процесс литья был заменен штамповкой,
что дало значительную экономию без ухудшения, а в некоторых случаях
и улучшение, качества готовой продукции. На предприятии "Химик" г. Самара
проблема удешевления нового продукта решалась путем замены дорогого сырья более
дешевым. При этом рассматривались несколько вариантов смесей и рецептур и
отбирались более дешевые рецептуры не в ущерб качеству. При определении
цены нового продукта ориентировались на цены конкурентов. Аналогичным образом проблема
снижения цены на новую продукцию решается в пищевой отрасли. В
нескольких отчетах приведены примеры отказа предприятий от использования импортных ингредиентов
и замена их на более дешевые отечественные. В ряде случаев
производился переход на новую более дешевую упаковку (предприятие МК-5 и
др.). На заводе "Конвейер" при освоении производства редукторов, устанавливаемых в
забойные конвейеры, импортные подшипники решено заменить отечественными, более дешевыми. На
комбинате "Костюмные ткани" при разработке новой коллекции тканей решено заменить
дорогое синтетическое волокно лавсан более дешевым пропиленом.
В пищевой промышленности
в условиях сильной конкуренции и низкого платежеспособного спроса населения на
дорогую продукцию основная задача производителей: "…наладить выпуск более конкурентоспособной продукции
с улучшением качества и товарным видом, с более длительным сроком
хранения при одновременном удешевлении продукции" (из интервью директора молочного комбината
Грузии). Эта же задача решается и на других предприятиях отрасли.
Руководитель завода "Маргарин" г. Самары формулирует ее так: "В условиях
ценовой конкуренции необходимо выпускать новую продукцию, и, одновременно с этим,
не увеличивать цену как уже на выпускаемый товар, так и
на новый" (интервью с гл. инженером).
На фирме "Корма" проблема
снижения себестоимости продукции решается путем снижения издержек хранения, так как
данное предприятие использует помещение зерновой базы сезонно, и период, когда
она пустует, составляет 6 месяцев. Для сокращения издержек хранения было
принято решение использовать помещение зерновой базы под новое производство -
выработку крупы.
В двух отчетах (завод "Стеклотара" и фабрика "Ткацкая")
описаны инновации, позволяющие снизить себестоимость продукции за счет использования отходов
производства при производстве продукции в качестве сырья. На заводе "Стеклотара"
внедрена технология варки стекла, при которой используется больший процент боя.
При этом установлено специальное оборудование для обогащения боя (до 50%),
стоимость которого быстро окупается. На фабрике "Ткацкая" г. Иваново проведена
инновация, состоящая в организации участка прядения. Для производства пряжи предполагается
использовать большой процент угаров - отходов ткацкого производства, которые ранее
утилизировались по бросовой цене. Таким образом, при высоких ценах на
хлопковое волокно, себестоимость пряжи, произведенной на этом участке, уменьшится вдвое
и объем произведенной пряжи на собственном прядильном оборудовании позволит загрузить
значительную часть мощностей ткацкого производства.
Технологические и технические инновации. Внедрение
новых технологий в производство на многих предприятиях обеспечивает решение следующих
задач:
- улучшение качества продукции и наращивание объемов производства за
счет освоения новых видов продукции;
- обеспечение соблюдения экологических норм производства
и улучшение условий труда;
- ресурсосбережение, экономия энергии, воды, сырья, сокращение
потерь.
В условиях постоянного роста цен на энергию
и энергоносители многие предприятия стараются удешевить производство за счет использования
альтернативных источников энергии, более дешевых и доступных предприятию. В отчетах
описаны случаи таких нововведений, когда предприятие для удешевления производства при
увеличении стоимости электроэнергии переходило на использование газа ("Спагетти", Грузия, "Иваптица"
г. Иваново), или пыталось производить более дешевую электроэнергию на самом
предприятии из собственного пара (г. Иваново, фабрика "Ткацкая"). На комбинате
"Костюмные ткани" для выработки пара была построена собственная котельная, что
позволило сократить расходы и обеспечить независимость предприятия от городских энергетиков.
Другим направлением снижения издержек производства является использование более дешевого сырья,
как правило, это замена импортного сырья на отечественное. При этом
для поддержания качества на должном уровне внедряются специальные технологии для
улучшения качества отечественного сырья. Так, например, на комбинате "Текстильщик", производящем
ковровые изделия в Московской области, при замене импортной шерсти на
отечественную, более засоренную растительными примесями, внедряется технология очистки шерсти криогенным
способом, что само является новым словом в технологии очистки шерсти.
При этом способе очистки сокращается энергоемкость и материалоемкость процесса обработки
шерсти.
На некоторых предприятиях, например, ОАО "Механизм", в целях экономии
расхода воды, энергии, топлива, газа и т.п. инновации состоят в
установке счетчиков на их потребление, и это расценивается руководителями предприятий
как нововведение. А на комбинате "Костюмные ткани" в целях снижения
затрат на использование воды для технических целей проектируется бурение собственной
скважины.
Внедрение новых технологий направлено на улучшение экологической обстановки на
предприятии. При этом внедрение технологий, не дающих других результатов, кроме
экологических и улучшений условий труда, тем не менее, также положительно
сказывается на экономии средств предприятия. Например, на заводе "Огни" целый
комплекс нововведений, направленных на улучшение условий труда работников основного производства,
позволил сократить процент брака продукции, потери сырья при транспортировке, за
счет установки фильтров на плавильные печи сократились потери сырья. На
других предприятиях отмечается очевидная выгода от внедрения таких нововведений за
счет сокращения штрафов за загрязнение окружающей среды и сокращения средств
на содержание очистных сооружений (отчет по предприятию ОАО "Механизм", ОАО
"СЛПК", "Текстильщик" и др.).
Снижение материалоемкости готовой продукции рассмотрено на
примере предприятия ОАО "СЛПК" - внедрение технологии, позволяющей снизить массоемкость
газетной бумаги. На комбинате "Костюмные ткани" эта проблема решается за
счет экономии красителей при отделке тканей путем уменьшения объемов заполнения
камер в красильном производстве. На предприятии "Иваптица" внедрение новой технологии
напольного содержания птицы привело к снижению расходов корма на 1
кг привеса.
Новые технологии направлены также на снижение трудозатрат, например,
на шахте "Угольная" внедрена технология, позволяющая при прокладке конвейера одновременно
прокладывать рельсовый путь. Причем, авторами и инициаторами данной инновации являются
работники шахты.
Организационные инновации. Инновации в области организации производства и
управления предприятием направлены на повышение эффективности работы предприятия и также
предполагают сокращение издержек предприятия на:
- организацию снабжения предприятия сырьем
и комплектующими изделиями;
- сбыт готовой продукции и увеличение объемов сбыта;
- уменьшение числа уровней управления и повышение его эффективности;
- экономию затрат
на оплату труда работающих.
Примеры инноваций такого типа
описаны в отчетах по предприятиям шахта "Угольная" г. Кемерово, "Сибхлеб",
ОАО "СЛПК" и др.
На шахте "Угольная" организационные инновации направлены
на повышение централизации управления компанией, уменьшение числа звеньев управления, переход
от многоуровневой системы управления к двухуровневой. Централизация управления поставками сырья
и материалов позволила сократить расходы на снабжение предприятия за счет
увеличения размера партий закупаемых материалов и комплектующих. Централизация сбыта позволила
снизить издержки на сбыт готовой продукции. Централизация управления позволила повысить
эффективность управления финансовыми потоками, аккумулированные финансовые средства направлять на развитие
предприятий, входящих в компанию, проводить единую техническую политику. На ОАО
"СЛПК" с целью снижения издержек производства проведена реструктуризация основного производства,
переход от многоуровневой системы управления к двухуровневой, создание на основе
цехов основного производства дочерних предприятий. Реструктуризация предприятий, как правило, предполагает
сокращение числа работающих, в основном, управленцев всех уровней. При этом
неизбежно происходит экономия фонда оплаты труда. Хотя в явном виде
такие последствия в отчетах не описаны, но это неизбежное следствие.
На заводе "Сибхлеб" внедрена новая система оплаты труда для стимуляции
сбыта продукции, достаточно сложная, и, на наш взгляд, довольно запутанная,
при которой заработная плата директоров фирменных магазинов поставлена в зависимость
от объемов продаж, что должно сказаться на финансовых результатах предприятия.
К организационным инновациям относится и выделение вспомогательных производств в дочерние
фирмы крупных предприятий, что позволяет снизить затраты в основном производстве,
а этим вновь образованным фирмам - вести и собственную производственную
деятельность. Инновации такого рода поддерживаются работниками предприятий (комбинат "Костюмные ткани").
Источники финансирования. Внедрение инноваций требует определенных затрат со стороны предприятия.
Инновационная деятельность часто рассматривается самими предприятиями как способ выживания, поэтому
с неизбежностью несут расходы на проектирование и внедрение нововведений. Основным
источником финансирования инноваций в большинстве отчетов указываются собственные средства предприятия.
Собственные средства - это не только прибыль предприятия, причем часто
предприятия прибыли не имеют вообще и, тем не менее, производят
нововведения. В качестве собственных средств может выступать любая ликвидная собственность
предприятия: акции, оборудование, продукция, другие материальные ресурсы и услуги. Каждое
предприятие "выкручивается" по-своему. В материалах обследования приводятся примеры расчетов с
поставщиками нового оборудования, производителями разных работ и т.п. с помощью
вышеуказанных способов. Например, комбинат "Костюмные ткани" проводил расчеты за работы
по монтажу оборудования путем взаимозачетов с должниками, средствами от продажи
собственного оборудования. Фабрика "Ткацкая" прядильные агрегаты для организации прядильного участка
полностью получила в счет погашения долгов перед фабрикой за пар
и сжатый воздух с прядильной фабрики.
Другой источник финансирования инноваций
- средства заказчиков новой продукции (завод "Сигнал" г. Москва, завод
"Синтез" Н.Новгород и др.) Расчеты, как правило, производятся новой продукцией.
Осложняет финансирование разработки новой продукции требование законодательства проводить НИОКР за
счет прибыли (отчет по предприятию "Деталь").
Как видно из материалов
обследования, предприятия весьма неохотно используют банковские кредиты. Это объясняется высокими
процентами и длительностью процесса внедрения инновации и срока окупаемости. Лишь
одно предприятие ООО "Стекло" использовало кредит иностранного банка при условии
расплаты собственной продукцией.
В отдельных регионах (г. Кемерово, г. Самара,
г. Москва) финансирование инноваций осуществляется с использованием средств местной администрации.
При этом выделяются льготные кредиты, а порой и беспроцентные, для
целевого использования. В этих регионах, по-видимому, наряду с наличием средств,
имеются четкие механизмы выдачи и возврата таких кредитов. В Ивановском
регионе в материалах обследования описаны два предприятия: "Ивастром" и фабрика
"Новая", которые начали инновационный процесс в расчете на льготные кредиты,
которые им были выделены администрацией области по результатам конкурса инновационных
проектов, и до сих пор не получены в виду отсутствия
правовых документов, регламентирующих получение денег, контроль их использования и процедуру
возврата. Директора предприятий просто отказались от кредитов, так как, чтобы
не терять время на ожидания, инновационные процессы были начаты и
практически закончены за счет собственных средств.
ВЫВОДЫ
Анализ представленных отчетов
показывает, что предприятия весьма активно ведут работу по разработке и
производству новой продукции, большая часть которой ранее не производилась. Руководство
и работники предприятий прилагают большие усилия и проявляют немало изобретательности
в осуществлении этого нелегкого процесса. Имеется уже ряд положительных результатов
такой деятельности. Практически каждая продуктовая инновация выливается в комплексную, при
которой модернизируется или частично обновляется техническая база, проводится работа по
сокращению затрат на производство. Сложности в инновационном процессе связываются с
недостатком финансирования, плохой поддержкой отечественных производителей центральной и местными властями.
Есть опасения и в том, что производство новой продукции будет
обеспечено квалифицированными кадрами, т.к. их ряды существенно поредели, а приток
новых, молодых сил пока незначителен.