Щедровицкий Петр Георгиевич, член Правления Фонда. Спасибо, уважаемый председатель, уважаемые
коллеги. Почему-то предыдущий доклад навел меня на воспоминания одного анекдота.
Я имею в виду «коэффициент нависания». Анекдот заключается в том,
что в школу пришел новый учитель. Директор перед тем, как
вести его в класс, инструктирует: «Вы знаете, у нас предыдущий
учитель математики был такой странный. Он детям объяснил, и они
сейчас твердо в этом уверены, что дважды два это восемь.
Как вы собираетесь выходить из этого положения?» Он говорит: «Ну,
как? Очень просто. Я скажу им, что дважды два это
четыре». Он говорит: «Э, нет, так сразу нельзя. Давайте пойдем
медленно. Сначала дважды два это 7, потом через полгода 6,
и так далее. Может быть, года за два дойдем». Поэтому
я хотел Юрию Александровичу Перелыгину предложить не сразу переходить от
того коэффициента нависания, о котором он сказал, к реальной статистике.
Теперь непосредственно несколько тезисов по проекту. Тезис первый. Год назад
была провозглашена очень амбициозная задача – разработка контуров стратегии России
на Северо-Запада. Я бы хотел сказать, что мы сразу фиксировали
три проблемы. Первая – это смена масштаба. Вторая – это
выбор вектора. Третья – это синхронизация усилий. В Доктрине развития
Северо-Запада, которая была представлена летом этого года, было два момента.
Была гипотеза о масштабе и была гипотеза о векторе. Ключевым
вектором для Северо-Запада в Доктрине предложен вектор инновационный. Но как
только мы начали обсуждать вместе с представителями рабочих групп из
регионов, экспертами, специалистами два первых вопроса, то есть вопросы масштаба
и направления движения, мы сразу уперлись в вопрос третий, как
это обсуждать ? Как принимать по этому поводу решения и,
что более важно, как решения, которые будут приняты элитой, могут
быть закреплены в институтах, институциональных формах, и реализовываться? С моей
точки зрения, сегодня ключевой вопрос – это не вопрос "что
делать", это вопрос "как делать" - вопрос о распределении функций,
полномочий и ответственности между различными уровнями и ветвями власти в
такой проблемной области, как региональное развитие. Именно поэтому мы позволили
себе на втором шаге сконцентрироваться на проблеме механизмов и институтов
регионального развития. Мы провели довольно большой анализ мирового опыта. У
нас подготовлен целый ряд схем, как это делалось и делается
сегодня в разных странах мира. Выяснилось, что модели очень разные.
Более того, никакого королевского ответа, как это надо делать, нет.
Во многом успех зависит от доброй воли участников процесса и
от понимания тех проблем, которые стоят на федеральном, в нашем
случае, региональном и местном уровне; от того, как вырабатываются приоритеты
и насколько участники этого процесса верят в то, что если
приоритеты будут названы, то потом будут реализованы. Опыт работы последнего
полугода дал нам возможность сформулировать несколько принципов, по которым сегодня
имело бы смысл строить работу в области регионального развития, и
нарисовать ряд схем, как это можно делать сегодня. Ключевой вывод,
к которому мы пришли, заключается в том, что, конечно, региональная
политика нужна. Она ни в коем случае не может быть
заменена чисто рыночными моделями: не только потому, что чисто рыночные
механизмы порождают диспропорции в развитии территорий, но и потому, что
координация действий разных уровней и ветвей власти не менее необходима
в области экономического и социо-культурного развития территорий. Я думаю, что
в течении месяца аналитические разработки и тот анализ опыта, который
был проделан, будет доступен общему вниманию. Мы очень надеемся, что
после обсуждения с экспертными кругами, будут предложены несколько моделей возможной
организации работ в этой сфере с участием разных уровней управления,
а может быть даже за счет создания новых структур и
на федеральном, и на региональном уровне. Я хотел бы завершить
свое короткое выступление следующим. Мы убедились в том, что очень
многие вещи связаны с гуманитарными факторами, потому что процесс согласования
интересов сложен. Первое - есть вопрос вовлечения в этот процесс.
Вряд ли нам удастся построить эффективный механизм региональной политики на
каком-то одном уровне. Второе, существует проблема выбора приоритетов, потому что
не может быть сто приоритетов. К сожалению или к счастью,
приоритет может быть один или два, но для того чтобы
его всерьез принять, приходится от чего-то отказываться. Шаг, когда мы
от чего-то отказываемся в пользу другого, несомненно, очень драматичный, потому
что на переговоры все приходят твердо уверенными, что то, что
они принесли с собой, это и надо делать. И отказаться
от этого - не под давлением, а понимая, что это
действительно нужно стране в целом именно сегодня - это серьезный
гуманитарный шаг вперед. И наконец, третий вопрос – это концентрация
ресурсов на этих направлениях для того, чтобы не размазывать кашу
по тарелке, а прорываться по тем направлениям, которые мы признали
приоритетами. Я надеюсь, что все это реально. Один из наших
коллег, который недавно вернулся из Финляндии, сказал, что у них
это гораздо проще все происходит, потому что в процессе участвуют
200-300 человек. Все друг друга знают с детства, учились в
одних и тех же учебных заведениях. Все происходит очень быстро:
информация проходит быстро, быстро достигаются и соблюдается договоренности. Я думаю,
что ничто не мешает нам тоже это делать и добиваться
согласованности, координации действий. «Деловой Петербург»
|