бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ЭКОНОМИКА
Нефтяные сливки - 2002

Итоги 2002 года для российских нефтяных компаний

Российские нефтяные компании давно являются наиболее значимыми и успешными игроками российской экономики. Высокий уровень цен на нефть во второй половине 2002 г. помог нефтяникам подняться на новые производственные и финансовые высоты. Однако, с точки зрения своих рыночных характеристик, российские нефтяные компании все еще несопоставимы с зарубежными энергетическими корпорациями. Хотя в 2002 г. лидерам российской нефтедобычи удалось сделать несколько важных шагов, которые существенно укрепили их позиции в мировом "углеводородном" рейтинге, погоня за международным признанием еще долго будет оставаться для российских нефтяников гонкой с препятствиями.

Мерила успеха

2002 г. стал для российских нефтяников самым успешным за последние десять лет. Согласно официальным оценкам, по итогам года совокупная добыча компаний составит 378 млн. т, что на 8,6% выше уровня 2001 г. (348 млн. т). Экспорт нефти из РФ в 2002 г. оценивается в 176,8 млн. т против 162,1 млн. т в 2001 г. (рост - 9,1%). Кроме того, по предварительным итогам 2002 г., Россия поставила на мировой рынок 67,8 млн. т нефтепродуктов (63,5 млн. т в 2001 г. при росте 6,8%). Высокий уровень цен на нефть на мировом рынке, ставший главным фактором рекордных темпов наращивания добычи и экспорта у российских нефтяников, обеспечил отрасли намного более значимый, чем в прошлом году, уровень прибыли.

Тем не менее, успехи российской нефтянки несколько меркнут в сравнении с показателями, характеризующими развитие мировых лидеров отрасли, хотя и более впечатляют с точки зрения темпов роста. Так, ExxonMobil, "углеводородная компания №1" в мире, ежегодно добывает примерно столько же нефти, сколько все российские компании вместе взятые, то есть около 380 млн. т.

Несопоставимы и размеры рыночной капитализации российских и мировых лидеров нефтедобычи, хотя их запасы сырья находятся в одной "весовой" категории (см. табл. 1). Поэтому итоги 2002 г. рассматриваются российскими нефтяными компаниями только как новый рубеж на пути к международному признанию. 2002 г. еще раз обозначил как основные препятствия, с которыми российские нефтяники сталкиваются на пути к нефтяному Олимпу, так и возможные способы их преодоления.

Перед лицом стратегического выбора

Главной проблемой российских нефтяников продолжает оставаться отсутствие четкого стратегического видения путей развития компаний в будущем. Цель любой фирмы - максимизация прибыли - решается ими пока в краткосрочном аспекте, в то время как на средне- и долгосрочную перспективу оптимизация потока доходов требует более тщательного подхода к планированию и серьезных инвестиционных решений.

О неготовности российских нефтяников к стратегическому выбору свидетельствует, в частности, тот факт, что они зачастую не могут принять решение об инвестировании собственной прибыли, которая представляет собой внушительные суммы. Так, резерв свободных средств на счетах "ЮКОСа" и "Сургутнефтегаза" в настоящее время составляет примерно по 3,5-4 млрд. долл. В "Сибнефти" "избыток" прибыли в 2001 г. (то есть прибыль, которая не была востребована для инвестирования в нефтяные мощности) составил почти 1 млрд. долл. Акционеры сочли возможным распределить эту прибыль в качестве дивидендов.

Компании инвестируют в покупку нефтяных активов, включая более мелкие фирмы и лицензии на разработку месторождений, так как получение контроля над ними является инструментом конкурентной борьбы. Но нефтяники не вкладывают необходимые деньги в освоение своих запасов. В результате, например, "ЛУКОЙЛ", нефтяные резервы которого превышают запасы ВР, добывает почти в четыре раза меньше нефти, чем лидер британского ТЭК. Российские компании от принятия стратегических решений по разработке собственных запасов "отпугивает" необходимость значительных вложений, поскольку большинство месторождений расположено в труднодоступных районах. Прирост добычи нефти в 2002 г., а у некоторых компаний он был рекордно высоким ("Сибнефть" - 30%, "ЮКОС" - 18%), был достигнут преимущественно за счет применения методов повышения нефтеотдачи пластов (ПНП), а не освоения новых месторождений. Более того, средне- и долгосрочный эффект применения методов ПНП еще окончательно не ясен и, по мнению некоторых специалистов, может привести к снижению объемов добычи на данных месторождениях через несколько лет.

Однако выбор стратегии развития для российских нефтяных компаний - не единственная причина. Им необходимо также определить оптимальное соотношение нефтедобычи и нефтепереработки и сделать выбор между курсом на интернационализацию деятельности и попытками монополизации внутреннего рынка. Таким образом, вырисовываются четыре основных вектора расширения источников выручки для российских нефтяных компаний. Причем наиболее доходным для лидеров российской нефтянки является не только традиционное экспортное направление, но и реализация нефтепродуктов, в т. ч. и на внешних рынках.

Интеграция по вертикали

Одним из главных препятствий на пути к повышению рыночной капитализации нефтяных компаний является их все еще громоздкая производственная структура, доставшаяся им в наследство от советских времен в период спешной приватизации. Сейчас российские нефтяники активно избавляются от бесперспективных непрофильных активов, а также подразделений, стоящих в самом основании нефтяной технологической пирамиды - геологоразведочных и бурильных. В частности, "ЛУКОЙЛ" готовит выделение из своей структуры компании "ЛУКОЙЛ-Бурение" и продажу ее активов. Путем такого отпочкования нефтяники стремятся создать конкуренцию на рынке разведывательных и бурильных услуг, которая бы дала им возможность выбора подрядчика и снижения издержек.

Между тем, следуя по пути интеграции "вверх" и "привязывая" к поставкам собственной нефти приобретенные нефтеперерабатывающие заводы, компании стремятся пресечь конкуренцию на тех рынках, на которых поставщиками являются они сами. Так, в России практически все региональные рынки нефтепродуктов оказались поделены между нефтяными ВИКами, что, например, позволило им существенно поднять цены на свою продукцию в августе 2002 г.

Более того, появление ВИКов в нефтяном секторе экономики запустило механизм трансфертного ценообразования, который позволяет компаниям снижать размер налоговых отчислений, в частности - НДС и акцизов, в бюджет. В то же время перенос уплаты налогов на АЗС с 1 января 2003 г., который должен решить проблему ухода от налогов через механизм трансфертных цен, имеет другой побочный эффект - он приведет к окончательному исчезновению с рынков, в том числе столичных, независимых посредников. А значит, российские нефтяники получают новые сферы применения своих монопольных стратегий, о чем и свидетельствует начавшийся передел наиболее доходных рынков нефтепродуктов, в частности, борьба за Московский нефтеперерабатывающий завод.

Следующей ступенью вертикальной интеграции "вверх" для российских нефтяников, вероятно, станет приобретение энергетических активов. Первые шаги в этом направлении уже делаются в рамках начавшейся в стране реформы электроэнергетики. В частности, "ЮКОС" имеет крупные пакеты акций в нескольких региональных АО-энерго. Стратегия расширения своего бизнеса за счет энергетических мощностей по образцу западных компаний не только поможет нефтяным компаниям получать более высокую отдачу от производимого сырья (речь идет в первую очередь о попутном газе, а не нефти), но и диверсифицировать риски, и сделать свой бизнес более привлекательным для кредиторов и инвесторов.

Хождение за три моря

Экспорт нефти и нефтепродуктов традиционно является наиболее доходным направлением деятельности российских нефтяников. Однако на внешних рынках нефтяные компании сталкиваются с жесткой конкуренцией. В последние годы мировой спрос на нефть и нефтепродукты увеличивается весьма умеренными темпами, а превышение предложения углеводородного топлива над потребностью в нем может вновь привести к обвалу цен на нефть, подобно тому, как это произошло в 1999 г. Поэтому Россия в целом и отечественные нефтяные компании по отдельности вынуждены крайне осторожно взаимодействовать со своими потребителями и конкурентами на мировом рынке нефти.

На протяжении первых двух кварталов 2002 г. Россия, наряду с другими независимыми производителями нефти, по договоренности с ОПЕК добровольно ограничила свои поставки нефти на внешний рынок - на 150 тыс. баррелей в сутки. Эта мера в целом оправдала себя, так как тенденция к росту цен на нефть на мировом рынке была закреплена, а во второй половине года российские нефтяники смогли наверстать упущенное и существенно увеличили свой экспорт. Тем не менее, не исключено, что с целью поддержания высокого уровня мировых цен на нефть в условиях общего замедления темпов роста в развитых странах России придется и в дальнейшем идти на добровольные ограничения экспортных поставок нефти.

В то же время в 2002 г. для российских нефтяников открылись и некоторые новые перспективы на внешних рынках в связи с тем, что с целью повышения своей энергетической безопасности западные государства, в том числе США, взяли курс на диверсификацию источников импорта энергоносителей. В июле 2002 г. в США прибыл первый танкер с российской нефтью, поставленной "ЮКОСом". А в октябре 2002 г. американская компания Marathon Oil Co. и "Роснефть" подписали соглашение о намерениях по созданию совместной компании Urals North American Marketing (UNAM) для поставок в Северную Америку российской нефти марки Urals. Ожидается, что новая компания начнет свою работу в третьем квартале 2003 г. и будет поставлять в США не менее 100 тыс. баррелей в день.

Однако перспективы российских нефтяников на американском, японском и других новых рынках весьма ограничены как издержками транспортировки отечественной нефти, так и необходимостью значительных инвестиций в соответствующие проекты. Скорее всего, в конечном итоге наибольшие дивиденды от курса западных государств на диверсификацию своих поставщиков энергоресурсов получит не Россия, а Ирак, в случае успеха операции американской администрации против режима Саддама Хуссейна.

Ожидая потепления климата

Поскольку инвестиционный климат в России остается все еще недостаточно благоприятным, это делает для российских нефтяников ставку на развитие мощностей внутри страны менее привлекательной, чем курс на приобретение аналогичных активов в зарубежных странах. Месторождения на Ближнем Востоке и в странах СНГ, в разработке которых участвуют или стремятся участвовать российские нефтяники, являются более рентабельными, чем их собственные запасы в труднодоступных районах России. Что касается зарубежных НПЗ, особенно расположенных вблизи портов, то приобретение контроля над ними более оправдано с технологической точки зрения, чем строительство новых заводов внутри России и затем дальнейшая транспортировка нефтепродуктов за рубеж.

В 2002 г. российские компании продолжили свою борьбу за ряд зарубежных НПЗ и объектов транспортной инфраструктуры, причем не только с иностранными конкурентами, но и между собой. В частности, в июне 2002 г. "ЮКОС" получил крупный пакет акций Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода, чего он добивался около трех лет.

Российские нефтяники ведут активную кампанию с целью приобретения нефтеперерабатывающих мощностей и лицензий на разработку месторождений не только в странах ближнего зарубежья, но и в Восточной Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, а также в Латинской Америке.

Надеясь на потепление инвестиционного климата в России, некоторые нефтяные компании, не определившие пока своей инвестиционной стратегии внутри страны по профильному направлению, также начинают диверсификацию бизнеса за счет приобретения активов в других отраслях. Однако инвестиции нефтяных компаний в другие сектора экономики не носят стратегический характер: преследуются цели либо получения быстрой отдачи (услуги, розничная торговля), либо дальнейшей перепродажи активов по более высокой цене.

Испытание ценой

На фоне негативных тенденций, поразивших мировые фондовые рынки и затронувших и курс акций лидеров мировой нефтедобычи, российским нефтяным компаниям удалось сделать настоящий рывок, приблизивший их прибыли и рыночную стоимость к показателям глобальных энергетических корпораций. Однако главным фактором повышения стоимости акций российских компаний в 2002 г. является высокий уровень цен на нефть, от которого российские компании намного более зависимы, чем их западные "коллеги", чей бизнес более диверсифицирован.

Под влиянием высокого уровня цен на нефть на мировом рынке за год выросла цена акций практически всех крупных нефтедобывающих компаний России. При этом достаточно четко прослеживалась положительная зависимость роста курсовой стоимости акций от увеличения добычи нефти. Так, лидером роста капитализации (293,9%) стала "Сибнефть", у которой рост добычи за 2002 год, по предварительным оценкам, составит около 30%.

Тем не менее, российские нефтяники прекрасно понимают, что в случае весьма вероятного падения цен на нефть на мировом рынке начнет "сжиматься" и их капитализация. Более того, не исключено, что при падении цен на углеводородное сырье нефтяники будут вынуждены "свернуть" и другой фактор роста своей рыночной стоимости - объемы добычи. Поэтому в 2002 г. российские нефтяные компании предприняли значительные усилия по улучшению своего корпоративного имиджа, особенно в глазах иностранных инвесторов. Демонстрируя свою прозрачность, компании раскрывают структуру своего акционерного капитала и движение финансовых потоков. Так, в первой половине 2002 г. одним из последних среди лидеров российского ТЭК перешел на публикацию своей отчетности по международным стандартам "Сургутнефтегаз".

Другой пример. Летом глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский раскрыл размеры своей доли в компании. К PR-кампаниям, направленным на повышение стоимости акций нефтяников, можно отнести и поставки нефти в США тем же "ЮКОСом" и попытки приобретения "ЛУКОЙЛом" сети АЗС Aral в Германии (у "ЛУКОЙЛа" уже есть сеть АЗС Getty в США).

Ловя момент высоких цен на нефть, практически все нефтяные компании активно берут в России и за рубежом кредиты, которые им на фоне благоприятной рыночной конъюнктуры предоставляют на выгодных условиях. С той же целью некоторые компании, например "ЮКОС", рассматривают вариант так называемого частичного отпочкования (carve-out), при котором достаточно большой пакет акций компании (но менее 20%) может быть продан на рынке. Это автоматически поднимет биржевую стоимость акций, а значит, и рыночную капитализацию самой компании, сохранившей за собой контрольный пакет. Полученные на фоне высоких цен на нефть кредиты и вырученные от продажи акций средства компании планируют вкладывать в текущие проекты, речь о которых шла выше. Но часть из них, несомненно, "припасается" до дня, когда лидерам российского ТЭК придется делать стратегический выбор.

Гонка продолжается

В погоне за международным признанием уже сегодня определилась шестерка лидеров: "ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "Татнефть", "ТНК" и "Сибнефть". Причем последние три компании постепенно формируют стратегический альянс, который в перспективе может перерасти в постепенное объединение активов. Катализатором процессов передела собственности в отрасли, очевидно, станет очередной период низких цен на нефть, когда отстающие в этой "гонке с препятствиями" начнут спотыкаться, а привлекательные активы можно будет приобрести относительно дешево.

В результате в России в среднесрочной перспективе останется лишь несколько крупных компаний, конкурентные позиции которых на мировом рынке могут существенно укрепиться по сравнению с нынешними позициями "ЮКОСа" или "ЛУКОЙЛа".

Тем не менее, хотя именно нефтяные компании имеют наибольшие шансы стать первыми глобальными корпорациями с "российской родословной", их скорое вхождение в число мировых лидеров нефтяной индустрии представляются сомнительным. Пока еще между лидерами российского и мирового ТЭК остается слишком большой разрыв, который может вновь увеличиться в связи с падением цен на нефть на мировом рынке. Стратегически, в результате форсирования не только "национальных", но и трансграничных слияний и поглощений в выигрыше могли бы оказаться и российские нефтяники. Но пока российские и зарубежные нефтяные компании не готовы к столь масштабному взаимодействию капиталов ни в управленческом, ни в инвестиционном плане.

Иветта Герасимчук, эксперт Центра политической конъюнктуры России

Журнал «Экономика России: ХХI век» № 10

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz