Реальные денежные доходы населения России выросли в 2002 году почти
на 9%. Сегодня это не кажется чем-то особенным. Но в
2001 году, когда речь шла о 6%, мы говорили, что
6% - это хороший показатель, заявил на очередном заседании кабинета
министров председатель правительства Михаил Касьянов. По его словам, рост валового внутреннего
продукта в этом году составил 4%, импорт вырос на 12%,
а инвестиции - "всего на 3%". Говоря же о задачах на
следующий год, премьер-министр указал на необходимость проведения административной реформы. Преобразования
в этой сфере намечены на 2003-й - первую половину 2004
года. Из того, что не удалось сделать в уходящем году в
сфере экономики, предмет особых забот кабинета министров - банковская реформа.
Говоря о ней, премьер отметил, что усилия правительства по развитию
банковского сектора "принесли положительные результаты". Но, тем не менее, этому
вопросу уделялось недостаточное внимание. По мнению М.Касьянова, правительство "опоздало года на
два с активной деятельностью в банковском секторе", который должен обеспечивать
"приток капитала, формирование инвестиционных потоков, кредитование реального сектора и физических
лиц для успешного развития различных секторов экономики". В настоящее время в
России функционируют около 1300 банков. По уровню капитализации и предоставлению
кредитов банковский сектор уже превысил докризисные показатели 1998 года. Причем
объем кредитов, выделенных физическим лицам, увеличился за уходящий год на
46% и составил 138, 5 млрд. рублей. Совокупная же величина
активов банковского сектора увеличилась на 20% и составила 3, 799
триллиона рублей. Объем банковских вкладов населения в стране за уходящий
год увеличился на 36% и составил 921 млрд. рублей. В то
же время премьер с сожалением констатировал, что "развитие банковского сектора
идет с отставанием от общего реформирования в области экономики". По
его словам, "это чувствуется в показателях, характеризующих итоги экономического развития
банковского сектора, который является узким местом". У российской банковской системы остаются
две основные проблемы - недостаточная прозрачность деятельности банков и высокий
уровень просроченной задолженности (49 млрд. рублей). При этом в Минфине
с неудовлетворением подчеркивают, что соотношение банковских активов к ВВП в
России в 2 раза ниже, чем в странах с переходной
экономикой, и в 3 раза ниже, чем в странах с
развитой экономикой. Банковская реформа, которая будет осуществлена в основном в 2004-2005
годах, должна привести к серьезной консолидации банковской системы. При этом
ведущую роль в ней будут играть крупные частные банки, в
том числе - и иностранные, такое мнение высказал в этой
связи заместитель председателя Центробанка Олег Вьюгин. По его словам, банковская реформа
должна состоять, прежде всего, в создании новой системы требований и
критериев, применяемых к банкам России. В настоящее время надзор за
банками "лишь фиксирует текущее состояние работы банка", отвечая на вопрос
- "благоприятно или нет? ". Банковская же реформа в результате
приведет к "более глубокому контролю за работой банков". Функции надзора,
отметил О.Вьюгин, по-прежнему должны быть сосредоточены в структурах Центробанка. Еще одной
составляющей банковской реформы, по мнению специалиста, станет создание Фонда страхования
депозитов. Соответствующий закон должен быть принят в следующем году. Работа
же такого Фонда должна привести к "ликвидации монопольного положения Сбербанка".
А также повысить конкуренцию на рынке банковских услуг. Все это, как
считает зампред Центробанка, приведет к некоторому "отсеву банков", которые по
результатам своей работы не в состоянии будут участвовать в фонде
страхования депозитов. В конечном же итоге банковская реформа создаст "нормальную
конкуренцию в этом секторе услуг, от чего выиграют только граждане". Опираясь
на опыт развития экономики в уходящем году, правительство намерено продолжить
работу по упорядочению налогов. В частности, предложения по снижению единого
социального налога (ЕСН) будут окончательно подготовлены в январе - феврале
2003 года. По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, наиболее
вероятным является предложение "резкого снижения ЕСН" - на 5%. Замминистра также
сообщил, что в ближайшей перспективе будет пересмотрен и налог на
имущество физических лиц, который в настоящее время "не покрывает расходов
на его администрирование". Этот налог может быть заменен налогом на
недвижимость. Но в любом случае принятые изменения "серьезного ущерба гражданам
не нанесут". Следует особо подчеркнуть, что имущество - это не только
жилье, но уже сейчас - фабрики и заводы. Именно это
имущество и будет облагаться по максимальной ставке. Жилья же физических
лиц такая высокая ставка не коснется. Налог на добавленную стоимость, по
мнению С.Шаталова, скорее всего, будет снижен в 2005 году. Связанное
с этим так называемое "выпадение доходов" как для федерального, так
и для региональных бюджетов может быть компенсировано за счет пересмотра
имущественных налогов, которые могут принести дополнительно 20-25 млрд. рублей. В
частности, в настоящее время рассматривается предложение о повышении максимальной ставки
имущественного налога. В конце января следующего года правительство рассмотрит программу налоговой
реформы на 2004-2005 годы. А пока М.Касьянов обратил внимание, что
до сих пор не выработаны предложения по повышению эффективности расходов,
хотя без этого трудно говорить о снижении налогов. Премьер также
призвал выработать предложения по стимулированию жилищного строительства. Он подчеркнул, что
эта сфера является двигателем всей экономики. Н.Славина, С.Яковлев ЭКОНОМИКА СПОРИТ
С ТЕМПАМИ РЕФОРМ. // Индустрия-Инженерная газета (Москва).- 27.12.2002
|