Группа ЛСР, быстро расширяясь, планирует стать крупнейшим строительным холдингом России Российский
бизнес быстро молодеет: если в начале 1990-х годов бизнес-элиту составляли
люди в возрасте 40-50 лет, то сегодня у руля наиболее
динамичных корпораций зачастую стоят тридцатилетние. Типичный пример - петербургская строительная
группа ЛСР, президенту которой Андрею Молчанову исполнился 31 год, и
его топ-менеджерам примерно по столько же. Эта команда руководит мощным
строительным бизнесом - ЛСР в данный момент объединяет 20 компаний,
включая такие крупные, как корпорация " Возрождение Санкт-Петербурга", ПО "Баррикада",
ОАО "Гранит-Кузнечное", НПО "Керамика"и другие. Группа намерена расширяться и дальше,
реализуя задачу, записанную в ее "официальной" миссии: стать крупнейшим строительным
холдингом России. О том, что такое, по его мнению, современный
строительный бизнес, как управлять бизнес-империей, чтобы она не распалась, Андрей
Молчанов рассказывает в интервью корреспонденту "Эксперта С-З". Начало- Считается, что
успехи ЛСР обусловлены удачным участием в приватизации. Иными словами, вам
с коллегами удалось дешево получить осколки существовавшего с 1950-х годов
мощного советского строительного холдинга - объединения "Ленстройреконструкция". - Кто так
считает? Впрочем, неважно: в любом случае это мнение соответствует действительности
лишь в небольшой степени. В начале 1990-х годов практически все
предприниматели стали владельцами акций предприятий. Другое дело - кто как
распорядился этой собственностью. Одни разорились, а другие строят сейчас, каждый
в своей нише, крупнейшие холдинги страны. Поэтому не в приватизации
дело. Главным практически всегда является человеческий фактор, команда, а она в
ЛСР сформировалась, можно сказать, еще до рождения группы. Мы вместе
учились - с кем-то еще в школе, с кем-то на
экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета - и, являясь единомышленниками, вместе
пошли в бизнес. Начинали действительно с приватизации: работали на первичном
рынке акций предприятий, даже создавали инвестиционный фонд. Но это был
недолгий период. Мы быстро поняли: в любой экономике, которая находится
в процессе становления, динамичнее всего - причем на протяжении многих
лет - будет развиваться строительный рынок. А еще мы увидели,
что многие компании, раньше занимавшиеся строительством, находятся, из-за отсутствия госзаказов,
на грани банкротства. То есть сложилась удачная ситуация для вхождения
на рынок. Привлекли в команду специалистов по строительству, получили небольшое
пятно под застройку и построили в Коломягах свой первый дом,
за ним последовало несколько других. Всю прибыль мы вкладывали в
покупку и модернизацию предприятий, создание производственной базы. Потому что понимали:
не имея своей базы, трудно качественно строить и затем обслуживать
дома. А если не строить качественно - можно удержаться на
рынке, но не более чем несколько лет. Нашу же команду
составляют амбициозные люди, которые изначально договорились, что пришли в бизнес
надолго. Стратегия укрупнения- Иными словами, сразу появилась концепция объединения в
одной группе строительного бизнеса и производства стройматериалов?- Да, но эта
идея постоянно трансформировалась, мы ошибались и учились на своих ошибках.
Сначала мы хотели создать замкнутый технологический цикл, чтобы все необходимое
для строительства, которое ведет группа, выпускалось на наших же предприятиях,
и наоборот - чтобы все наши стройматериалы потреблялись входящими в
ЛСР строительными компаниями. Потом поняли, что такой принцип неэффективен. Например,
кирпич производим в таком количестве, которое сами освоить никогда не
сможем - потребляем из этого объема только 3-5%. С другой
стороны, дом состоит примерно из 1000 элементов, и если поставить
задачу полностью замкнуть технологический цикл, надо покупать сотни предприятий, больших
и малых. Гораздо дешевле приобретать часть необходимых материалов на стороне.
В итоге отсекли часть необязательных направлений, оставив несколько ключевых, в
которых группа наиболее сильна и, соответственно, может занять лидирующие позиции
на рынке. Первое направление - строительно-риэлтерская деятельность. Группа покупает пятна,
строит там дома и продает квартиры. При этом мы присутствуем
в двух сегментах строительного рынка: в элитном (дома повышенной комфортности)
и в нише качественного панельного жилья. К панельным домам, замечу,
существует неоднозначное отношение: многие считают, что они хуже, чем, скажем,
кирпично-монолитные. Однако мы сами делаем железобетонные панели на своих производствах,
а значит, полностью отслеживаем технологический цикл, контролируем соблюдение ГОСТов. В
итоге наши панельные дома людям нравятся. Кроме того, мы работаем
в "крупном" сегменте рынка стройматериалов. Иными словами, мы определились, что
производим и продаем железобетон, кирпич, щебень, то есть материалы, которые
составляют основу строительства, но не занимаемся, скажем, гвоздями и прочей
мелкой фурнитурой. При этом наша цель - чтобы строительные компании
покупали у ЛСР максимально полный ассортимент материалов - и кирпич,
и железобетонные изделия, и песок, и еще что-то. Для этого
есть предпосылки: во-первых, ЛСР - надежный поставщик; во-вторых, за счет
величины группы мы можем держать относительно невысокие цены, и, в-третьих,
брать весь "комплект" у одного поставщика всегда удобнее, чем у
нескольких. - То есть вы постепенно монополизируете петербургский рынок "крупных"
стройматериалов? - Его никто не может монополизировать: предложение стройматериалов всегда
достаточно широко, они поступают в Петербург чуть ли не со
всех российских регионов. Так что клиенты группы имеют возможность ежедневно
сравнивать наше качество и цены с условиями других продавцов, что
не дает расслабляться... Помимо материалов, производимых нами для сторонних клиентов,
есть изделия, которые мы пока делаем только для себя, но
с прицелом на открытый рынок. Например, группа выпускает деревянно-алюминиевые окна
- у нас закуплено современное итальянское и финское оборудование, так
что они получаются качественными, но довольно дорогими. На рынке эти
изделия пока не востребованы, поскольку строительные компании стараются купить окна
в два раза дешевле наших. Их позиция понятна: человек покупает
не окно, а квартиру, и ему трудно объяснить, почему она
получается дороже, чем примерно такая же в соседнем доме. Но
ситуация постепенно меняется: появляется все больше людей, которых интересуют детали
- какие в квартире будут двери, окна, отделка и так
далее. Поэтому, вполне возможно, мы будем увеличивать мощности этого производства
и начинать работать на открытый рынок. - Сейчас ряд российских
холдингов, "набравших" в начале и середине 1990-х годов много промышленной
собственности, от части ее избавляются, оставляя только профильные активы. Планируете
ли вы со временем пойти по этому пути? Какая стратегия
вам ближе - универсализация или специализация? - Мы все свои
активы считаем профильными - ЛСР не занимается, к примеру, выпечкой
булок или пошивом сапог. А направления будут добавляться или отсекаться
в зависимости от потребностей рынка. Например, сегодня на строительном рынке
существует проблема с техникой (прежде всего - с современными башенными
кранами) и специалистами, которые умеют грамотно ее обслуживать. Поэтому мы
приобрели крупнейшее в городе управление механизации УМ-260. Кроме того, во-первых,
уже закупили несколько новых российских кранов и, во-вторых, договорились о
покупке 10-15 кранов немецкой компании Liebherr. Не исключено, что вскоре
в состав группы войдет еще несколько управлений механизации. - Но
вы не сможете покупать новые предприятия и в целом расширяться
бесконечно, всему есть предел. - Да, в теории менеджмента это
называется "предел эффективного управления". Но предел можно отодвигать, улучшая управление,
делегируя все больше полномочий менеджерам среднего звена. И мы не
хотим расставлять на своих горизонтах границы. Я уверен, что компания
всегда, на любом этапе жизни должна знать, что развитие возможно.
В противном случае начинается ее медленная гибель. Пока, во всяком случае,
наше расширение не замедляется, а, наоборот, идет с ускорением. В
прошлом году группа начала строительство крупнейшего в Европе кирпичного завода.
Мы вышли также на рынок товарного бетона и запустили проект
"45 минут". Его основные принципы - производство бетона всех марок
и доставка за 45 минут на любую стройку Петербурга. К
тому же мы решили строить завод по производству газобетона -
уже заключаем контракты на поставку необходимого оборудования. Наконец, в июне
ЛСР откроет предприятие, производящее по финской технологии сухие строительные смеси.
- Есть ли у вас планы географической экспансии? Многие турецкие
или финские строительные концерны - Scanska, к примеру - работают
по всему миру. - Мы не знаем, насколько экономически оправданна работа
строителей "на чужбине", от хорошей ли жизни идут к нам
турецкие и финские концерны. Может, им просто деваться некуда -
слишком узок строительный рынок на родине? На нашем же "поле"
- в Петербурге и Ленинградской области - еще многие годы
надо будет строить дома, дефицит жилья просто огромный. Кроме того,
всегда найдется работа по реконструкции старых зданий, строительству мостов, дорог,
эстакад. Так зачем нам куда-то далеко забираться? Нет, зарубежные страны
группу точно не интересуют - во всяком случае, в обозримой
перспективе. А вот о других российских регионах подумываем. Сейчас мы
вышли на рынок Москвы, строим там первый объект. Столица нам
интересна, поскольку ее строительный рынок прогрессивнее петербургского - опережает нас
в развитии на пару лет. Но мы пока не знаем,
будем ли работать в Москве и Московской области так же
активно, как на Северо-Западе, имеет ли смысл заниматься там стройматериалами,
помимо строительства жилья. Может быть, основной целью нашего присутствия в
столице останется мониторинг рынка. Новая строительная эра- Вернемся к Петербургу.
Сейчас на его строительном рынке действует масса случайных игроков. Компании
работают без всякой концепции - мечутся от элитных объектов к
типовым и обратно, потом вдруг начинают строить промышленные объекты, и
все это - с грубым нарушением сроков. Создается впечатление, что
многие сегодняшние строительные фирмы живы только за счет тесных контактов
с местной властью. Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация
дальше?- Поверьте, мнение, что строителям не обойтись без теплых отношений
с чиновниками, абсолютно несправедливо. Раньше нам очень хотелось иметь связи
в коридорах власти и было очень обидно, что не получается:
мы такие хорошие, прогрессивные, а чиновники нас не замечают. А
теперь нас трудно не заметить, но связей группа уже не
добивается - нам просто этого не надо. И, кстати, многие
наши коллеги - серьезные строительные компании совершенно спокойно обходятся без
близких отношений с властью. Конечно, существует важное обстоятельство: тому, кто
ближе к власти, проще получить пятно под застройку. Но совсем
не обязательно, что этот "кто-то" должен работать в строительном бизнесе.
Существуют специальные конторы, которые стали профессионалами в получении пятен и
оформлении сопутствующих документов, а мы покупаем у них пятна или
- покупаем такие конторы. Простая схема. Вы правы относительно случайных
игроков: пока их на строительном рынке немало. Был, знаете, период,
когда людям казалось, что в строительстве легко делать большие деньги.
Как говорится, в чужой миске каша слаще. Но как раз
в данный момент наступает новая эра - все уже начали
понимать, что пришедшим в строительный бизнес "на авось" пора уходить.
Рынок становится серьезнее, он требует качественной работы, грамотного управления, серьезных
инвестиций - если в той или иной компании этих трех
составляющих нет, она не выдержит конкуренции. Собственно, многочисленные сюжеты, когда
строители не доделывали дом и таким образом срывали обязательства перед
дольщиками, в большинстве случаев - следствие не намеренного мошенничества, как
принято считать, а элементарного непрофессионализма. Люди, что называется, не справлялись
с управлением. По мере того как свободной земли в Петербурге
будет оставаться все меньше и она будет дорожать, сократится и
число девелоперских компаний. Останется, думаю, пять-семь крупных корпораций, способных выкупать
дорогую землю на торгах, и они займут 70-80% строительного рынка
города. На оставшихся 20-30% будут работать крупные корпорации, для которых
строительный бизнес не является профильным (прежде всего - успешные промышленные
предприятия, желающие обеспечить жильем своих сотрудников), а также средние строительные
фирмы. Их роль, кстати, во всем мире очень существенна. Они
возводят один-два небольших дома в год, и делают это с
большой ответственностью, тщательно контролируют весь процесс. Поэтому я считаю важным,
чтобы в России, и в частности в Петербурге, появлялись такие
компании - небольшие, но серьезные. Места на рынке им хватит.
- Вы говорили, что расширение бизнеса невозможно, если параллельно не
повышать эффективность работы компании. А что такое повышение эффективности для
современной строительной компании? - Не могу говорить о своих коллегах-строителях
- каждый понимает эффективность по-своему. Что касается нас, то, во-первых,
мы очень много работаем над оптимизацией управления. Здесь группа использует
и западный опыт, и новый российский, и наработки советского времени.
Например, мы перешли на пятилетнее планирование, с промежуточными этапами в
один и два года, и считаем такую работу чрезвычайно полезной.
О максимально активном делегировании полномочий менеджерам среднего звена я уже
говорил. Помимо оптимизации управления важнейшее направление повышения эффективности - обучение
персонала. Последние несколько лет у нас учатся все: топ-менеджеры, специалисты
среднего звена, инженеры, стажеры. Причем среди тех, кого мы направляем
на обучение, не только молодые сотрудники, но и 40-50-летние люди,
с фундаментальным запасом знаний, богатым жизненным опытом. Тем не менее
они готовы учиться, и делают это с удовольствием. Наконец, уже
не отдельные специалисты, а вся группа, как бизнес-механизм, постоянно учится
у консультантов. Некоторые из них стали почти "домашними", но при
этом видят свою цель в том, чтобы найти в работе
группы как можно больше недостатков. Консультанты постоянно нас ругают, за
что мы им крайне признательны. Если бы хвалили, я бы
не стал им платить, потому что похвалить мы и сами
себя можем, бесплатно. Ну и, разумеется, мы постоянно занимаемся модернизацией
наших производств. - Насколько актуально для российского строительного рынка внедрение
новых технологий? - Для нашей группы актуально. Например, мы планируем
на базе исследовательских лабораторий, входящих в ЛСР, создать центр по
изучению и разработке новых технологий производства бетона, железобетона, кирпича и
инертных материалов. - У разных людей разные причины для того,
чтобы заниматься бизнесом. Что является основным мотивом для вас? -
Честно говоря, очень приятно строить дома. Проезжаешь мимо и думаешь:
это наше, мы - создатели. Кроме того, как это ни
громко звучит, я думаю, что служу своей стране - хотя
бы тем, что ее граждане - мои сотрудники - живут
достойно. Что касается денег, то я, естественно, хочу их зарабатывать,
и это пока удается. Но они - не самоцель, а
инструмент, чтобы покупать и развивать предприятия, реализуя таким образом те
два мотива, о которых я только что сказал. Беседовала Елена
Кром Санкт-Петербург
|