Евгений ГАВРИЛЕНКОВ, профессор, руководитель Бюро экономического анализа Одна из ключевых
проблем российской экономики - наличие разрыва между отраслями, ориентированными преимущественно
на экспорт, и отраслями, ориентированными на внутренний рынок. У первых
образуется своего рода "избыток" финансовых ресурсов, вторые же, более многочисленные,
напротив, испытывают их недостаток. Во многом это расслоение является следствием
искаженной структуры внутренних цен, в том числе и такого "товара",
как доллар. В результате "избыточный" капитал хронически утекает из страны,
и задача заключается в том, чтобы изменить направление этого потока,
трансформировать его в инвестиции. Теоретически это возможно несколькими способами. Один
из них был испробован в СССР, когда роль агента, перераспределяющего
доходы между секторами экономики, брало на себя государство. Отчасти это
имеет место и сейчас, когда правительство повышает экспортные пошлины. Как
основная доктрина экономического развития в настоящее время этот путь не
рассматривается. Стратегия правительства предполагает, что рано или поздно экономика станет
для инвесторов гораздо более привлекательной, и тогда процесс перетока финансовых
ресурсов восстановится. Будучи реалистами, признаем, что в краткосрочном плане это
идеализированная схема. Реформы требуют времени. До тех пор пока полный
их пакет не реализован, возможны другие сценарии развития. Вариантом, который
отчасти уже начал реализовываться в России, является перераспределение финресурсов на
основе перераспределения собственности. Те сектора экономики (преимущественно экспортеры), которые обладают
свободными ресурсами, начинают скупать предприятия из других отраслей (металлурги покупают
автозаводы, газовики - агропромышленные предприятия и т.п.). Формируется экономическая система,
похожая на южнокорейскую, в итоге наша экономика может быть поделена
на 10 - 20 российских "чеболей", номенклатура производимой продукции в
которых может быть весьма обширна. Плюсы такой организации - появляется
новый, более эффективный собственник, имеющий деньги, готовый вкладывать их в
модернизацию производства. Минусы проявятся потом - менее эффективное корпоративное управление,
тесные контакты с бюрократической системой, потенциал для крупномасштабной коррупции и
т.п. Третий вариант развития условно можно охарактеризовать как создание механизма
перераспределения добавленной стоимости через активизацию структурных реформ, следствием которых будет
постепенная ликвидация существующих диспропорций в системе относительных цен, что по
сути будет означать демонтаж существующего механизма скрытого субсидирования одних секторов
экономики другими. Повышение внутренних цен на газ будет способствовать росту
его продаж на внутреннем рынке, уменьшению степени влияния государства на
экономику хотя бы в части регулирования товарных потоков посредством различного
рода балансовых заданий и прочих архаизмов. Следствием реформ в электроэнергетике
будет рост относительных цен на электричество. С одной стороны, это
будет способствовать привлечению серьезных инвестиций в отрасль, что необходимо для
ее развития. С другой - повышение цен на электроэнергию в
качестве одного из результатов будет стимулировать совершенствование производства и переход
к энергосберегающим технологиям в других отраслях. Так, например, в такой
электроемкой отрасли, как производство алюминия, снижение прибыли с ростом затрат
на электроэнергию невозможно компенсировать ростом цен, поскольку уже сейчас подавляющая
часть продукции идет на экспорт и продается по мировым ценам.
Единственно возможным разумным решением проблемы будет, таким образом, переход на
энергосберегающие технологии. Ресурсы для соответствующих инвестиций в цветной металлургии имеются,
учитывая высокую рентабельность отрасли. Эти инвестиции неизбежно дадут импульс для
развития других отраслей, прежде всего машиностроения и промышленности стройматериалов. Важным
итогом развития по этому сценарию будет демонтаж механизма скрытого межотраслевого
субсидирования, создание стимулов к повышению эффективности производства. Так может быть
запущен механизм роста, основанный на повышении внутреннего спроса (как инвестиционного,
так и потребительского) по более широкому кругу отраслей. Этот вариант
развития более привлекателен для инвесторов, в результате чего темпы роста
экономики в долгосрочном плане могут быть гораздо более высокими, чем
в случае реализации первого или второго вариантов. Инвестиции в этом
случае становятся локомотивом роста (по крайней мере на ближайшие годы),
как и намечено в долгосрочной стратегии правительства. Известия (Москва)
|