"На неэффективных клиентах уже не заработаешь".
Уверен основатель Misys Кевин Ломакс.
Через межбанковскую сеть электронных платежей
SWIFT проходит более 1,5 млрд сообщений в год. Более 15%
этих сообщений генерируется банками, в которых установлены системы автоматизации, разработанные
британской компанией Misys. Первым российским клиентом Misys в 1992 г.
стал Международный московский банк (IMB). В компании говорят, что ее
системы лучше всего подходят для растущих банков, в первую очередь
занимающихся международными или розничными операциями. В мае 1998 г. Misys
стала первой в истории компанией индустрии информационных технологий, попавшей в
список FTSE 100. Об особенностях работы с крупнейшими мировыми банковскими
структурами и рассказывает основатель и глава Misys Кевин Ломакс.
-
Существует тезис, что главными конкурентами компаний, разрабатывающих банковские информационные системы,
являются сами банки. Почему банки, как никто другой, склонны к
тому, чтобы писать программное обеспечение собственными силами?
- Это сложилось
исторически. Когда банки начали развивать свои информационные системы, компаний типа
Misys вообще не существовало. Поэтому банкам приходилось создавать системы самостоятельно.
Это привело к тому, что в банках появились значительные внутренние
программистские ресурсы.
Сегодня около 4/5 всех средств, которые банки тратят
на информационные технологии, уходит на то, чтобы система просто продолжала
работать. Очень большая часть этого тратится на оборудование, на сами
компьютеры и системы связи. И только 1/5 тратится на покупку
нового программного обеспечения, позволяющего делать что-то новое - сокращать издержки,
улучшать сервис. В этой 1/5 части мы и конкурируем, если
угодно, за новые технологии.
Причина, по которой ситуация меняется и
компании вроде нашей получают более заметную долю рынка, заключается в
том, что с годами мы создаем все более изощренные системы.
Подумайте: мы создаем решение и устанавливаем его много раз. Это
значит, что система очень надежна. Мы тратим на разработку этой
системы гораздо больше, чем может позволить себе отдельный банк.
Кроме
того, постоянно изменяющаяся законодательная база становится проблемой для нас, а
не для банков. Мы просто обязуемся поддерживать работу системы в
соответствии с изменяющимся законодательством.
Для банков становится все труднее привлекать
программистов высокого уровня. Банки не могут предложить привлекательных карьерных перспектив
и системы вознаграждения.
Все это приводит к тому, что от
внутренних разработок банки постепенно двигаются к продукции третьих фирм. Но
этот процесс займет еще много лет.
- После того как
банк выбрал определенного поставщика, сменить его очень сложно. Заказчику не
обязательно выбрасывать все свое старое программное обеспечение, если они хотят
установить, скажем, решения Misys?
- Большие банки никогда не покупают
решения для автоматизации всей своей деятельности целиком. Я имею в
виду, что большие банки покупают программное обеспечение для отдельных департаментов.
Мы никогда не смогли бы продать систему, заменяющую все программное
обеспечение, которое установлено в Deutsche Bank, даже если бы у
нас была такая система. Сам Deutsche Bank никогда не купит
ничего такого, потому что цена такого продукта будет огромной, как
и возникающий при этом риск.
Конечно, небольшие банки (с такими
мы в основном говорим в России) могут покупать систему для
того, чтобы управлять сразу целым банком.
Вообще говоря, все банки
хотят сохранять свои старые технологии, добавляя к ним новые функции
или возможности, даже если иногда старые системы не совсем эффективны.
- Судя по всему, за последнее время энтузиазм по поводу
интернет-банкинга уменьшился. Что будет с этой идеей дальше?
- Я
думаю, многие неправильно поняли, что им может дать интернет-банкинг. Они
думали, что люди быстро изменят свои модели поведения, что все
начнут работать с банками через Интернет. Сейчас эта невероятная спешка
с инвестированием огромных сумм в интернет-банкинг улеглась. Люди стали более
чувствительными к возврату инвестиций.
Впрочем, количество пользователей Интернета растет, и
эта тенденция явно сохранится. Это дает большие возможности для банков,
ведь стоимость обслуживания клиентов, которые готовы общаться с банком через
Интернет, гораздо ниже.
Но банки осознают, что все это дальняя
перспектива. Поэтому инвестиции во все технологии с приставкой е- существенно
сократились. Конечно, все разговоры о том, что банки останутся не
у дел из-за Интернета, стали историей. Поэтому в целом банки
теперь не так беспокоятся по этому поводу.
- В таком
случае где для банков сейчас открываются новые возможности?
- Определенно,
в мире слишком много банков и им нужно будет интегрироваться.
Определенно, нормы прибыли в банковской индустрии сжимаются. Совсем недавно нормы
прибыли были довольно хороши, потому что кредитная ставка была низкой.
Банки могли зарабатывать просто на том, что их клиенты были
неэффективны. Но в будущем банки будут существовать на гораздо более
низком уровне издержек. Главная движущая сила в банковской системе сегодня
- это снижение издержек.
Другая движущая сила - это использование
капитала. Самый дорогостоящий актив, который есть у банков, - это
капитал, используемый для кредитования и осуществления транзакций. Сейчас законодательная база
меняется, банкам предоставляется больше маневренности в том, как они могут
использовать свой капитал. Это большой шанс для банков, которые хотят
стать более эффективными в использовании капитала. Но это требует гораздо
более высокого уровня управления рисками. Ведь если они захотят более
гибко использовать капитал, им придется сообщать регулирующим органам гораздо больше
данных о своих рисках.
Само регулирование тоже имеет огромное значение.
После 2000 г. началось очень много изменений в законодательной базе.
Дело в том, что до 2000 г. большинство банков настаивали,
чтобы их оставили в покое и позволили решать "проблему 2000
года". Теперь эта проблема по большей части в прошлом и
регулирующие органы вернулись к работе, выпуская множество новых требований.
-
Теперь вопрос относительно Marks & Spencer, членом совета директоров которого
вы являетесь. Что произошло с компанией за последние полгода?
-
Это хорошая история. Скоро мы объявим новые финансовые результаты, из
которых видно, что бизнес Marks & Spencer восстанавливается очень быстро.
Компания снова восстанавливает рыночную долю, впервые за 2 - 3
года, - раньше доля сокращалась. Бизнес идет очень хорошо в
наших традиционных областях, таких, как продажа одежды, в частности женской.
Сильно возросло количество людей, которые посещают магазины. Курс акций почти
удвоился за последние 18 месяцев - о многих ли компаниях
такое можно сказать!
- Но Marks & Spencer пришлось закрыть
все магазины в континентальной Европе?
- Бизнес на континенте не
был прибыльным. Мы чувствовали, что у нас нет критической массы
на этих рынках, брэнд Marks & Spencer не был особенно
сильным. В Америке у нас был бизнес, который работал даже
не под вывеской Marks & Spencer. Мы решили это прекратить.
Это не значит, что мы больше никогда не откроем операции
за рубежом. Инвестиции в иностранный розничный бизнес могут случиться через
два-три года.
- Вопрос касается вашего опыта и в Marks
& Spencer, и в Misys. Получается так, что иностранные компании
развивают свой бизнес в третьих странах, выстраивают свое присутствие, зарабатывают
там свой авторитет. А потом у них начинаются проблемы, и
они уходят решать их к себе домой.
- Ключ к
этому вопросу - есть ли у вас прибыльная и безопасная
стратегия относительно операций за рубежом. Конечно, стратегия Marks & Spencer
становиться международной розничной сетью была опрометчивой. Правда, я не участвовал
в выборе этой стратегии, я и другие члены совета директоров
пришли в компанию позже. Внешнее давление привело нас к решению,
которое нужно было принимать несколько раньше.
С моей точки зрения,
стратегия Misys состоит именно в том, чтобы быть международной компанией.
Большая часть нашего бизнеса происходит не из Великобритании, почти половина
бизнеса сейчас делается в США. Это значит, что мы будем
инвестировать на тех территориях, где мы теряем деньги, как это
сейчас происходит в России. К таким территориям также относится Ближний
Восток и Юго-Восточная Азия. Но это часть нашего развития -
мы должны строить наше присутствие, зарабатывать себе клиентскую базу.
БИОГРАФИЯ
Кевин Ломакс родился в 1948 г. После получения степени бакалавра
в области естественных наук в университете Манчестера в 1970 г.
Ломакс работал в качестве управляющего директора компаний British Furnaces, одного
из подразделений акционерного общества Hanson, и Wellman Incandescent Ltd. ,
занимавшихся поставками оборудования для химической, сталелитейной и автомобильной промышленности.
В
1979 г. , в период работы в Wellman, Ломакс основал
компанию Misys, которая занялась созданием компьютерных систем для компаний -
страховых посредников в Великобритании. В мае 1980 г. он стал
председателем наблюдательного совета Misys. Начиная с июня 1985 г. и
по сей день он является бессменным председателем совета директоров компании.
Около двух лет назад Кевин Ломакс был назначен членом совета
директоров компании Marks & Spencer, владеющей сетью розничных магазинов в
Великобритании. Свое первое решение после вступления в должность председатель совета
директоров Marks & Spencer Люк Вандевельде объяснил тем, что полагается
на опыт, который приобрел Кевин Ломакс в своей быстро развивающейся
индустрии.
О КОМПАНИИ
Компания Misys занимается созданием программного обеспечения для
автоматизации банковской деятельности, финансовых услуг и здравоохранения. Основана в 1975
г. , штаб-квартира находится в Лондоне. Офисы компании расположены в
34 странах мира, число сотрудников превышает 1800 человек.
Доход компании
в первой половине 2001 г. составил 413 млн фунтов стерлингов
(около US620 млн). Операционная прибыль - 41 млн фунтов стерлингов
(US61,5 млн). Финансовые данные за 2001 финансовый год, который закончился
в мае 2002 г. , будут опубликованы через месяц.
Изначально
компания Misys была известна на рынке под именем ACT International,
а затем - Midas-Kapiti. Только в прошлом году, после череды
слияний и поглощений, Misys приобрела свое нынешнее имя.
Клиентами компании
являются более 1500 банков в 110 странах мира, среди них
- 46 из 50 крупнейших банков мира. В России и
странах СНГ системы Misys используют Международный московский банк, Белвнешэкономбанк, Национальный
банк Республики Беларусь, Приватбанк, Первый украинский международный банк, Reiffeisen Bank,
Казкоммерцбанк и др. В следующем месяце должно завершиться внедрение системы
Misys в Альфа-банке.