Судьба Евразийского экономического сообщества напрямую зависит от готовности его участников
выполнять уже взятые на себя обязательства. Евразийское (первоначально его называли Евроазиатским)
экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в которое входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия
и Таджикистан, образовано в октябре 2000 года на базе Таможенного
союза, так и не сумевшего стать полноценной структурой. Похоже, что
Сообщество, главная цель которого — формирование единого экономического пространства государств-участников
— пока далека от реализации, рискует повторить судьбу предшественника. Об этом
говорят прошедшие в российском Совете Федерации межпарламентские слушания о состоянии
и перспективах межрегионального и приграничного сотрудничества в ЕврАзЭС. Выступления большинства
участников свидетельствовали, что до реальной экономической интеграции пяти стран еще
далеко. По словам председателя Сената парламента Казахстана Оралбая Абдыкаримова, интеграции
мешают таможенные барьеры, несогласованность тарифной политики, неплатежеспособность ряда хозяйствующих субъектов.
Всё это усугубляется тем, что участники ЕврАзЭС находятся на разных
этапах экономического развития. Но основная проблема состоит в том, что
члены Сообщества постоянно предпринимают односторонние шаги, как будто и не
было никаких договоренностей о координации совместных действий. Дружной критике здесь
подверглась Россия: всех, в особенности Казахстан и Таджикистан, взволновало введение
РФ миграционных карт и другие меры по предотвращению неконтролируемой миграции.
«Право защищать свои внутренние интересы сводит на нет интеграционную составляющую,
если участники Сообщества в любой момент могут ввести меры дискриминационного
характера», — весьма жёстко заметил по этому поводу председатель комитета
по правопорядку, обороне и безопасности таджикского парламента Шавкат Исмоилов. Известно,
что российские новации в регулировании миграции чувствительно задели Таджикистан, около
миллиона граждан которого нашли себе работу в России. Несмотря на
безвизовый режим между государствами ЕврАзЭС, «населению нашей страны сейчас легче
выехать в Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, чем в страны СНГ»,
— заявил Исмоилов. По его словам, в отношении таджиков нередко
нарушаются права человека. Далека от совершенства и общая правовая база.
Национальные законодательные акты, как отметили многие участники слушаний, часто принимаются
без учета интеграционных процессов. По-прежнему отсутствуют гарантии свободного перемещения людей
и товаров внутри Сообщества. «Множество соглашений подписаны, но не работают»,
— заметил председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадим
Густов. В результате внутренний товарообмен между членами Сообщества не растет,
а сокращается, и составляет сейчас всего 25-30% (против 70% в
Евросоюзе, на который равняется ЕврАзЭС). Катализатором интеграции, по мнению Густова,
может стать расширение приграничного сотрудничества — в итоге ВВП евразийских
государств может повыситься на 30, а то и на 50
процентов. Пока, однако, «разрыв хозяйственных связей в приграничных районах принял
чудовищный размах». Одним из выходов видится заключение двусторонних межправительственных договоров
о сотрудничестве. Эта схема уже опробована на примере Эстонии, где
государственная граница разделила Нарву и Ивангород — единый городской конгломерат.
Российско-эстонский договор облегчил положение ряда категорий жителей приграничья, позволив им
пересекать государственную границу в льготном порядке. В первую очередь, полагает
Вадим Густов, аналогичный договор следует заключить с Казахстаном, чей Год
отмечается сейчас в России. Но этого мало — нужно «ввести
в рамки» таможни, чьи сотрудники творят порой настоящий беспредел, изобретая
всё новые и новые поводы для вымогательства взяток, и пересмотреть
систему пропускных пунктов — нередко они открываются там, где удобно
таможенникам, а не населению двух государств. Нет пока и согласованной
инвестиционной политики, из-за чего, по словам генерального секретаря ЕврАзЭС Григория
Рапоты, в государствах-партнерах создаются дублирующие предприятия и бессмысленно тратятся ресурсы.
Представители Казахстана и Таджикистана много говорили и о проблеме наркотрафика,
способной подорвать и более здоровые экономики, чем у государств-членов Сообщества.
Так, по словам акима (губернатора) Северо-Казахстанской области Анатолия Смирнова, только
за истекшие два месяца текущего года казахстанские правоохранительные органы перехватили
столько же наркотиков, сколько за весь прошлый год. Таджикистан, в
свою очередь, поднялся на четвертое место в мире по объему
изъятых «тяжелых» наркотиков, прежде всего, ввозимого из Афганистана героина. Потребление
«дури» в самой республике сведено к минимуму. Как пояснил Шавкат
Исмоилов, дело в том, что далеко не все могут позволить
себе столь дорогое «удовольствие». «Выгоднее везти героин в Россию и
Европу, где потребителей больше, а цены выше», — пояснил он
логику наркоторговцев. Несмотря на активность таджикских правоохранителей — только в
нынешнем году изъято уже около тонны наркотиков — полностью перекрыть
границу они не в состоянии. Ежегодно в Киргизии и Казахстане
задерживается примерно по тонне пришедшего из Таджикистана героина. Совместное решение
этой проблемы, справедливо полагает Исмоилов, — в интересах всех государств
ЕврАзЭС. Понятно, что больше всего его волнует усиление охраны внешних
границ Сообщества, однако об этом пока только говорится. Наконец, смуту среди
представителей государств-членов ЕврАзЭС посеяло февральское заявление президентов России, Украины, Белоруссии
и Казахстана об усилении экономического сближения этих стран и создании
некоей Организации региональной интеграции. «На фоне создания ОРИ ЕврАзЭС и
другие межгосударственные образования теряют свой авторитет», — заявил Шавкат Исмоилов.
«Создаются новые образования без ясности, какова судьба остальных, — прокомментировал
руководитель Центра постсоветского экономического развития и сотрудничества Института международных экономических
и политических исследований РАН Леонид Вардомский. — Предложения Владимира Путина
о безвизовом режиме на Западе неизбежно приведет к ужесточению паспортно-визового
режима на Востоке, что сильнейшим образом бьет по приграничной интеграции,
как и новое миграционное законодательство». Учитывая все эти факторы, дальнейшая
судьба Сообщества не выглядит безмятежной. В планах ЕврАзЭС: регулирование тарифов
и торговли, гармонизация национальных законодательств, дальнейшее развитие приграничного сотрудничества, синхронизация
процесса вступления в ВТО, создание общего рынка труда — сначала
российско-белорусского, а затем с участием всех членов Сообщества, а также
борьба с коррупцией, контроль за исполнением совместных решений, наполнение деклараций
и договоров реальным содержанием. Однако удастся ли добиться всего этого,
в особенности на фоне открытого недовольства созданием Организации региональной интеграции
со стороны тех, кого участвовать в ней не позвали? ЕврАзЭС
начинает напоминать ГУАМ, члены которого громогласно выражают свои сомнения в
эффективности структуры (Молдавия) или вовсе заявляют о приостановлении членства именно
из-за неэффективности этого межгосударственного образования (Узбекистан). Ведь свою зону свободной
торговли за пять лет партнерства «гуамовцы» так и не сумели
создать. Яна Амелина, ИА «Росбалт». Москва
|