В стране появился современный инструмент регулирования экономики Незадолго до очередного
Послания Президента Федеральному Собранию в российской экономической политике произошло событие,
значение которого трудно переоценить. На заседании Правительства 29 апреля был
одобрен трехлетний финансовый план, о необходимости которого экономисты говорили уже
не один год и над которым специалисты Минфина и других
ведомств денно и нощно работали несколько месяцев. "В совокупности сфера
государственных финансов России находится в стабильном состоянии, и мы можем
проводить политику на среднесрочную перспективу и планировать финансовые ресурсы для
преобразований в различных сферах экономики, - заявил премьер-министр Михаил Касьянов.
- Среднесрочный финансовый план - новый элемент бюджетной политики, который
стал возможным после трех лет благополучного развития". По словам вице-премьера
- министра финансов Алексея Кудрина, несмотря на ожидаемое с 2004
года снижение налогового бремени, финансовый план является сбалансированным на все
три года. Достигнутый уровень доходов не будет снижаться, но также
не будет и наращиваться. А. Кудрин подчеркнул, что в среднесрочной
перспективе Правительство намерено отказаться и от прироста расходов, при этом
расходы будут индексироваться в соответствии с уровнем инфляции. В частности,
в 2004 году планируется снижение расходов федерального бюджета по отношению
к ВВП на 0,6 процента. Размер профицита в 2004 году
запланирован на уровне 0,6 процента ВВП, в 2005 году -
0,9 процента ВВП. Добавим, что это не просто новый элемент
бюджетной политики, а механизм активного воздействия на экономику всей налогово-бюджетной
системы, когда казна перестает быть простым мешком для собирания и
последующей раздачи денег, а становится ядром государственного регулирования хозяйственных процессов.
Отметим также, что, пожалуй, впервые на уровне государственного документа зафиксировано
долгосрочное согласование налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, пусть хотя бы пока
в основном в сфере регулирования валютного курса. Согласно плану, предложенному
Минфином, в 2004 году американская валюта подорожает до 32,9 рубля
за доллар, а в 2005 году - до 33,8 рубля
за доллар. Разумеется, как и всякий план, одобренный документ не
является догмой. Наоборот, это скорее как раз тот каркас, который
предназначен для обеспечения стабильности в условиях возможных колебаний внутрихозяйственной и
внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения выполнения задач одновременно одобренной Правительством вместе с
финансовым планом среднесрочной программы социально-экономического развития. Однако в отличие от
программы он не зря называется планом и приписывать ему излишнюю
политико-идеологическую нагрузку представляется безосновательным. Как уже говорилось, это сложный инструмент
поддержания пропорций в финансовой и денежно-кредитной сфере, наиболее благоприятных с
точки зрения национальной конкурентоспособности, сбалансированного развития регионов и экономического роста
в целом. Поэтому параметры налоговых поступлений и бюджетных расходов, инфляции
и динамики валютного курса нельзя считать просто прогнозами, сценарными условиями,
росписью доходов и расходов на три года или, как поспешили
заявить некоторые средства массовой информации, благими пожеланиями Правительства. Для поддержания
каждого параметра в требуемых значениях в плане предусмотрены как стандартные,
так и резервные меры. Например, график выплаты внешних долгов существует
и выполняется не сам по себе, а в рамках общей
программы управления государственным долгом России. В свою очередь развитие рынка
государственных ценных бумаг сделает более эффективным денежно-кредитное регулирование, что обеспечит
снижение инфляции и, соответственно, процентных ставок. В этом же направлении
будет действовать и сбалансированное исполнение бюджета, когда снижение налогового бремени
будет подкреплено сокращением бюджетных расходов, а не создавать дефициты и
провоцировать нарастание госдолга, инфляции и опять-таки процентных ставок. Как видно,
круг замкнулся. Без системы поддержания финансовой стабильности мы не будем
иметь дешевых и "длинных" денежных ресурсов, инвестируемых в реальный сектор
экономики. А предсказуемость инфляции и оптимизация денежного предложения останутся постоянной
головной болью Правительства и Банка России. Так что, повторим, трехлетний
финансовый план - это не просто прикидочная смета доходов и
расходов казны на несколько лет вперед. Это фундамент современной системы
государственного регулирования экономики. Конечно, еще далеко не все кирпичи этой
системы сделаны и заложены в подобающие им места - взять
хотя бы довольно запутанные и произвольные схемы финансовых потоков между
бюджетами разных уровней. И дело здесь не только в отставании
законодательной базы, регулирующей финансовые взаимоотношения регионов и Центра. Уровень экономического
развития большинства регионов еще слишком низок, чтобы полагаться на собственную
налоговую базу при осуществлении ими бюджетных полномочий. С другой стороны,
Правительство небезосновательно опасается, что закрепление за региональными бюджетами дополнительных источников
налоговых поступлений отнюдь не будет способствовать искомой финансовой стабильности и
прозрачности. На практике именно это обстоятельство, а не конъюнктурный "нефтяной"
форс-мажор будет главным препятствием для осуществления трехлетнего финансового плана. Евгений
Васильчук © "Российская газета", 2003 г.
|