бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ЭКОНОМИКА
ФИНАНСОВАЯ ТРЕХЛЕТКА

В стране появился современный инструмент регулирования экономики

Незадолго до очередного Послания Президента Федеральному Собранию в российской экономической политике произошло событие, значение которого трудно переоценить. На заседании Правительства 29 апреля был одобрен трехлетний финансовый план, о необходимости которого экономисты говорили уже не один год и над которым специалисты Минфина и других ведомств денно и нощно работали несколько месяцев.

"В совокупности сфера государственных финансов России находится в стабильном состоянии, и мы можем проводить политику на среднесрочную перспективу и планировать финансовые ресурсы для преобразований в различных сферах экономики, - заявил премьер-министр Михаил Касьянов. - Среднесрочный финансовый план - новый элемент бюджетной политики, который стал возможным после трех лет благополучного развития".

По словам вице-премьера - министра финансов Алексея Кудрина, несмотря на ожидаемое с 2004 года снижение налогового бремени, финансовый план является сбалансированным на все три года. Достигнутый уровень доходов не будет снижаться, но также не будет и наращиваться. А. Кудрин подчеркнул, что в среднесрочной перспективе Правительство намерено отказаться и от прироста расходов, при этом расходы будут индексироваться в соответствии с уровнем инфляции. В частности, в 2004 году планируется снижение расходов федерального бюджета по отношению к ВВП на 0,6 процента. Размер профицита в 2004 году запланирован на уровне 0,6 процента ВВП, в 2005 году - 0,9 процента ВВП.

Добавим, что это не просто новый элемент бюджетной политики, а механизм активного воздействия на экономику всей налогово-бюджетной системы, когда казна перестает быть простым мешком для собирания и последующей раздачи денег, а становится ядром государственного регулирования хозяйственных процессов.

Отметим также, что, пожалуй, впервые на уровне государственного документа зафиксировано долгосрочное согласование налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, пусть хотя бы пока в основном в сфере регулирования валютного курса. Согласно плану, предложенному Минфином, в 2004 году американская валюта подорожает до 32,9 рубля за доллар, а в 2005 году - до 33,8 рубля за доллар.

Разумеется, как и всякий план, одобренный документ не является догмой. Наоборот, это скорее как раз тот каркас, который предназначен для обеспечения стабильности в условиях возможных колебаний внутрихозяйственной и внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения выполнения задач одновременно одобренной Правительством вместе с финансовым планом среднесрочной программы социально-экономического развития. Однако в отличие от программы он не зря называется планом и приписывать ему излишнюю политико-идеологическую нагрузку представляется безосновательным. Как уже говорилось, это сложный инструмент поддержания пропорций в финансовой и денежно-кредитной сфере, наиболее благоприятных с точки зрения национальной конкурентоспособности, сбалансированного развития регионов и экономического роста в целом.

Поэтому параметры налоговых поступлений и бюджетных расходов, инфляции и динамики валютного курса нельзя считать просто прогнозами, сценарными условиями, росписью доходов и расходов на три года или, как поспешили заявить некоторые средства массовой информации, благими пожеланиями Правительства. Для поддержания каждого параметра в требуемых значениях в плане предусмотрены как стандартные, так и резервные меры.

Например, график выплаты внешних долгов существует и выполняется не сам по себе, а в рамках общей программы управления государственным долгом России. В свою очередь развитие рынка государственных ценных бумаг сделает более эффективным денежно-кредитное регулирование, что обеспечит снижение инфляции и, соответственно, процентных ставок. В этом же направлении будет действовать и сбалансированное исполнение бюджета, когда снижение налогового бремени будет подкреплено сокращением бюджетных расходов, а не создавать дефициты и провоцировать нарастание госдолга, инфляции и опять-таки процентных ставок.

Как видно, круг замкнулся. Без системы поддержания финансовой стабильности мы не будем иметь дешевых и "длинных" денежных ресурсов, инвестируемых в реальный сектор экономики. А предсказуемость инфляции и оптимизация денежного предложения останутся постоянной головной болью Правительства и Банка России.

Так что, повторим, трехлетний финансовый план - это не просто прикидочная смета доходов и расходов казны на несколько лет вперед. Это фундамент современной системы государственного регулирования экономики. Конечно, еще далеко не все кирпичи этой системы сделаны и заложены в подобающие им места - взять хотя бы довольно запутанные и произвольные схемы финансовых потоков между бюджетами разных уровней. И дело здесь не только в отставании законодательной базы, регулирующей финансовые взаимоотношения регионов и Центра. Уровень экономического развития большинства регионов еще слишком низок, чтобы полагаться на собственную налоговую базу при осуществлении ими бюджетных полномочий. С другой стороны, Правительство небезосновательно опасается, что закрепление за региональными бюджетами дополнительных источников налоговых поступлений отнюдь не будет способствовать искомой финансовой стабильности и прозрачности. На практике именно это обстоятельство, а не конъюнктурный "нефтяной" форс-мажор будет главным препятствием для осуществления трехлетнего финансового плана.

Евгений Васильчук
© "Российская газета", 2003 г.

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz