Под реорганизацией деятельности предприятий понимается любое мероприятие, выполненное в
рамках известных методов глобального управления качеством (TQM), реинжиниринга бизнес-процессов (BPR),
управления, основанного на действиях (ABC/ABM), технологического проектирования (DFM), параллельного проектирования
и разработки продукции (CE/CED) и т.д.
В России процесс реорганизации
деятельности предприятий имеет ряд особенностей, главная из которых заключается в
том, что под реорганизацией понимается внедрение новых средств автоматизации и
информационных технологий, например, корпоративных информационных систем (КИнС) или отдельных их
частей, например, электронных архивов.
Мало внимания уделяется вопросам оптимизации организационно-штатных
структур предприятий, построению рациональных схем товарно-финансовых потоков и связанным с
ними документооборотом, разработке технологий работы предприятия, с учетом имеющейся сети
региональных представительств (филиалов), позволяющих эффективно реализовать рациональные схемы товарно-финансовых потоков
в рамках оптимальной организационно-штатной структуры и т.д.
Подавляющее большинство руководителей
предприятий считают, что на их предприятии нужно провести какие-либо мероприятия
по реорганизации, для чего понадобятся особые знания и навыки, которых
нет у директоров и управленческого персонала. Следовательно, возрастает интерес к
консультационным услугам в области реорганизации деятельности предприятий, так называемому бизнес-консалтингу.
ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС-КОНСАЛТИНГ?
Бизнес-консалтинг – это вид интеллектуальной деятельности, основная
задача которого связана с выполнением работ по проведению анализа, обоснованию
перспектив развития и использованию научно-технических, организационно-экономических и методических инноваций на
предприятии.
Консалтинговая фирма, предлагающая услуги по бизнес-консалтингу, должна осуществлять:
- понимание клиента, как правило, руководителей предприятия, путем максимальной концентрации внимания
на его предметной области и проблемах по оптимизации оргштатной структуры,
с учетом региональных представительств, товарно-финансовых потоках, технологиях работы структурных подразделениях,
документообороте, формирования вариантов решений и т.д.;
- проведение анализа и оценки
проблем клиента;
- обоснование и разработку эффективных вариантов решения проблем;
- разработку
плана мероприятий, обеспечивающих выбранных клиентом вариантов решения проблем;
- обеспечение выполнения
консалтинга в области информационных технологий, обеспечивающих информационную и интеллектуальную поддержку
выбранных клиентом вариантов решения проблем.
Обобщение авторами накопленного опыта
выполнения ряда консалтинговых проектов по организации и реорганизации деятельности предприятий
показало, что главными вопросами, которые волнуют директоров являются: налогообложение, неплатежи,
трудовая и финансовая дисциплина, увеличение себестоимости продукции, трудности маркетинга и
сбыта, устаревшее оборудование и технологии, совершенствование оргштатной структуры и многое
другое.
К основным особенностям российского рынка консалтинговых услуг следует отнести:
- консалтинговые услуги только начинают приобретать определенный вес;
- на российском
рынке достаточно широко действуют зарубежные консалтинговые фирмы (большая шестерка), однако
они, как правило, не стараются, а скорей всего не могут,
разобраться в нашей российской действительности, и навязывают свои типовые решения,
исходя из опыта деятельности на других рынках, что не приносит
достаточного эффекта;
- российским консалтинговым фирмам, как правило, недостает: грамотных и
опытных руководителей проектов и хороших команд исполнителей-аналитиков; методологических подходов выполнения
консалтинговых проектов; грамотного комплексного применения всей гаммы инструментальных средств построения
функционально-информационных, функционально-стоимостных и имитационных моделей бизнес-процессов предприятий; теоретических знаний и
опыта выполнения проектов реорганизации деятельности предприятий.
В настоящее время
руководители практически всех предприятий хотят узнать об эффективности работы существующей
на предприятии организационно-штатной структуры. Поэтому вопросы ее реорганизации с целью
оптимизации являются наиболее важными в проектах по бизнес-консалтингу.
Анализ существующей
организационно-штатной структуры предприятия осуществляется на основе применения ABC-модели (Activity Base
Costing). АВС-модель позволяет определить существующие затраты на выполнение основных и
вспомогательных функций. Используя ABC-данные, формируется ABM-информация (Activity Base Management), которая
необходима для построения вариантов организационно-штатных структур предприятия.
В качестве основных
принципов формирования организационно-штатной структуры предприятия принимаются следующие:
- Структура
должна отражать цели и задачи предприятия.
- Структура должна отражать функциональное
разделение труда и объем полномочий должностных лиц предприятия.
- Принцип единоначалия.
- Сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением.
- Организационное разделение стратегического и
оперативного управления.
< - Ограничение нормы управляемости.
- Обеспечение наименьшего числа уровней управления
и простейшей цепи команд при реализации функций управления.
Оценка
и сравнение вариантов структуры производится по следующим показателям:
- количество
структурных элементов на всех уровнях управления предприятия;
- доля руководящего состава
в структуре численности предприятия;
- норма управляемости в звеньях управления различных
уровней;
- количество структурных элементов, занятых в реализации основных производственных функций
предприятия;
- коэффициент связности основных структурных элементов при реализации возложенных на
них функций.
Полученные результаты при выполнении этапов бизнес-консалтинга позволяют,
с одной стороны, до внедрения средств автоматизации, грамотно и эффективно
осуществить реорганизацию деятельности предприятия и, следовательно обеспечить рациональную работу его
структурных подразделений, с другой стороны, получить необходимые и достаточные исходные
данные для проведения консалтинговых работ в области внедрения информационных технологий
на предприятии.