Максим Шеховцов , управляющий партнёр компании iPOWER, По своей практике
я сталкивался со случаями, когда начинающие предприниматели брали деньги под
процент или обращались в банк за кредитом. Как правило, большинство
из них ждало разочарование. Банки, не соглашаются на предоставление кредитов
для стартующих кампаний. И дело здесь не столько в том,
что они не доверяют венчурным проектам, сколько в том, что
у банковского кредита назначение другое. Он не призван финансировать венчурные
проекты как таковые, а предназначен для крупных и средних компаний
с уже сложившейся кредитной историей, устоявшимся положением на рынке, словом,
если деятельность компании можно предсказать. Таким образом, потребуется выполнение требований
к циклическому характеру банковского кредита; требования к обеспечению долга. Кроме
того, банк ощущает отсутствие стратегического участия в управлении, что увеличивает
его риски. Начинающая компания как никто другой часто испытывает давление,
оказываемое в трудные времена. Поэтому для нее зачастую неприемлема сама
необходимость ежегодных выплат независимо от цикличности потоков денежных средств. Для
начинающих компаний иногда бывает даже полезно год другой поработать в
режиме, так сказать, непостоянства. При этом она «притирается» к рынку,
устраняет первоначальные просчеты и выходит в конце концов на прибыльность.
Это вовсе не значит, что в подобной компании непрофессиональный менеджмент,
который все «плохо» просчитал, просто венчурный бизнес сам по себе
в принципе «плохо» просчитывается. Бывают случаи, когда компания «сидит» 2-3
года в убытках, а потом, начинает приносить большую отдачу. Все
эти проблемы позволяет решить долевое участие в капитале. В этом
случае, компания может не беспокоиться о скором возврате инвестиций, и
может полностью сосредоточиться на улучшении эффективности своего бизнеса, налаживании связей
на рынке, построении производственного цикла, повышении конкурентных качеств продукта и
др. На это она может потратить несколько лет. А стратегический
инвестор будет постоянно ее консультировать, искать партнеров, помогать в управлении.
Понятно, он свое возьмет позже, когда компания встанет на ноги.
Однако на начальной стадии становления бизнеса это наиболее простой и
эффективный путь. Кредит можно взять позже, когда бизнес встанет на
ноги, и его можно будет предсказать. Когда перспективы роста станут
совсем привлекательны и очевидны, компании средней руки можно выйти на
рынок ценных бумаг. Можно организовать эмиссию акций на бирже, а
можно привлечь облигационный займ. На этой стадии инвестиции в бизнес,
как правило, наиболее большие, только они потребуют дополнительной прозрачности вашего
бизнеса. Ну что ж, а кто может купить долю в
вашей компании? Ваши друзья, друзья друзей, знакомые и знакомые знакомых,
у которых много денег, которые доверяют вам. Это самый лучший
вариант. Однако есть одна маленькая сложность их мало и трудно
найти. Это могут быть и просто бизнес-ангелы, люди, которые на
свой страх и риск ищут, куда вложиться. Венчурные инвестиционные фонды,
которых вы с большим трудом сумели убедить после написания хорошего
бизнес-плана и долгих переговоров. Ваше предложение д.б., как минимум, лучше
нескольких сотен конкурентов. Это трудный, но, в конечном счете, наиболее
эффективный путь. Вы можете продаться какой-нибудь крупной компании, чтобы она
потом поделилась с вами своим опытом, дистрибьтерскими возможностями, технологическим опытом,
да и всеми другими ресурсами, которыми обладает сильный участник на
рынке. Здесь вам надо доказать значимость и совместимость вашего бизнеса
с бизнесом компании-гиганта. Найти, м.б., технологии, ноу-хау вашего бизнеса, которыми
в перспективе воспользуется «гигант» и выиграет в конкурентной борьбе. Долю
в вашей компании в принципе сможет купить и банк, однако
в этом случае он, скорее всего, будет выступать в роли
холдинговой компании или инвестиционного банка, по сути напоминая смесь банковского
и производственного капитала. «Бизнес-эксперт К»
|