Сформированный десятилетиями механизм экспортных поставок российского газа в Европу, зафиксированный
в действующих контрактах, может претерпеть существенные изменения. Это может произойти
под воздействием положений Газовой директивы ЕС и приложений к нему,
изменяющих правила поведения на газовом рынке и в силу территориального
расширения Европейского Сообщества за счет вступления в ЕС государств бывшего
соцлагеря. Уже в следующем году Европейский Союз пополнится сразу десятью
новыми странами, среди которых Польша, Чехия, Венгрия и Словакия. Эти
страны уже не первый год являются транзитными для поставок около
70% российского газа в Западную Европу. В соответствии с инициативами
Брюсселя, как только вышеупомянутая четверка станет единой частью ЕС, они
потеряют статус транзитных государств. В настоящее время все пункты сдачи-приема
российского газа находятся на границе между ЕС и бывшими социалистическими
странами. Например, такие пункты есть на границе Словакии и Австрии,
Чехии и Германии, и новые европейские реалии должны привести к
перемещению их географического положения, т.е. они почти вплотную приблизятся к
России. Однако основные параметры, связанные с этими пунктами, являются если
не основой, то важной составляющей формулы, по которым определяется стоимость
реализации российского газа в рамках долгосрочных контрактов. Таким образом, изменение
расположения пунктов сдачи-приема автоматически приведет к необходимости пересмотра газовых контрактов,
причем, по мнению экспертов газового рынка, не в интересах России.
По их оценке, потери "Газпрома" от переноса пунктов сдачи в
транзитных странах составят до $5 млрд. в год. В прошлом
году выручка "Газпрома" от экспорта газа составила $12.8 млрд., в
этом году она ожидается на уровне $15 млрд. Кроме того,
"Газпром" заинтересован в возврате средств, вложенных в создание и расширение
транзитных газопроводов. "Естественно, инвестировав колоссальные деньги и не вернув эти
инвестиции, нам тяжело говорить об изменении контрактов и создании дополнительных
рисков", - отметил недавно глава "Газэкспорта" Александр Медведев. "Газпром" не
называет данные об объемах инвестиций в расширение транспортных мощностей за
рубежом. Однако, например, известно, что общая стоимость строительства газопровода Ямал
- Западная Европа - последнего крупного транзитного проекта через территорию
Польши - оценивается в несколько миллиардов долларов. Только в 2002
году капвложения "Газпрома" на строительство газопровода Ямал-Европа составили около $230
млн. Еще в декабре 2001 года в ходе своего первого
визита в Брюссель председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер выразил
озабоченность по поводу идеи реализации Газовой директивы ЕС без учета
интересов производителей газа, что "несет в себе потенциальные риски для
европейского энергетического рынка". Брюссельские инициативы вызывают определенную озабоченность и у
партнеров "Газпрома" в связи с возможными проблемами при пересмотре контрактов.
Однако "европейские задумки" будут, скорее всего, реализованы под угрозой штрафов
и санкций, которыми грозит Европейская Комиссия компаниям- ослушницам. Так уже
было в 2001 году, когда Комиссия рассмотрела контракты между европейскими
газовыми импортерами и "Газпромом" на предмет их соответствия статье 81
договора о Европейском Союзе, которая предполагает отсутствие любых ограничений внутри
единого торгового рынка ЕС. Данная статья фактически отменяла положение двусторонних
контрактов, запрещающее реэкспорт российского газа на другие европейские рынки. По
данным Агентства газовой информации, несмотря на сопротивление "Газпрома", этот пункт
был исключен из контрактов, хотя ни одна из сторон в
силу ряда причин не спешит признаться в этом. По словам
Медведева "Газпром" ведет с ЕС конструктивный диалог. "Я думаю, какие-то
решения мы найдем, хотя эти решения не простые", - констатирует
он. Об этом сообщает Интерфакс. 06.10.2003 Фин.Известия.Ru
|