Терно В.В., ОАО "Северсталь" ,Череповец Любая компания осуществляет стратегическое планирование своей
деятельности: проводит ретроспективный анализ макро- и микросреды, формирует корпоративные цели
и стратегии, пути и методы их осуществления. Зарубежные теоретические разработки в
качестве одного из альтернативных направлений деятельности компании выделяют диверсификацию бизнеса,
а из методов реализации выбранных стратегий - слияния и поглощения. Ансофф
(1987) утверждает, что компания должна выбрать диверсификацию в качестве вектора
роста, когда цель и производимый продукт новы для нее. Он
выделяет 4 основные причины диверсификации: поставленные цели не соответствуют масштабам существующего
портфеля производимых продуктов нераспределенная прибыль превышает валовые расходы в пределах
существующего портфеля продуктов стратегия диверсификации более прибыльна, чем стратегия экспансии
в своей деятельности корпорация руководствуется принципом - "в саду соседа
трава зеленее" По мнению Клемента и Гринспана (1998) объединяются наиболее
конкурентоспособные компании. Но, фактически, только после объединений многие фирмы становятся
более привлекательными. В результате продукты, услуги или качественные характеристики одной
компании компенсируют их недостаток в другой. При слиянии и поглощении
для достижения наилучшего результата необходимо концентрировать совместные усилия на: увеличении, а
не снижении затрат оптимизации деятельности по созданию совместного предприятия долгосрочных
выгодах При реализации этих действий возникает возможность увеличения доходов. Блик и
Эрнст (1993) утверждают, что стратегия слияний и поглощений - это
скупка опыта, капиталов и доступа к покупателю. Она достаточно эффективна,
т.к. рынки различны по своей структуре и географическим признакам (культура,
предпочтения потребителей, история экономического развития, политика правительства). Они выделяют три
основных фактора, влияющих на структуру рынка - макро-, микроэкономический и
человеческий. Теорию диверсификации через поглощения активно развивали Салтер и Вейнхолд (1979).
Они выделяли несколько причин диверсификации: желание смягчить неблагоприятную рыночную конъюнктуру,
связанную с циклическими колебаниями, снизить удельные затраты на НИОКР, организовать
франчайзинговую деятельность и многие другие. Диверсификация через поглощение не только позволяет
реализовать стратегии за достаточно быстрое время, но и позволяет сократить
расходы по выходу на новые рынки. Этот вариант особенно привлекателен,
если диверсификация деятельности связана с развитием внеоборотных активов (патентов, торговых
марок и т.п.) Горизонтальная диверсификация означает выход на новые продуктовые
рынки, вертикальная - изменение основных функциональных направлений деятельности. С точки
зрения Хаббарда (1999) существуют 2 вида корпоративных приобретений: дружественные слияния
и поглощения (акцептованные Советами Директоров компаний), а также враждебные, организованные
конкурентами и навязанные приобретения (неакцептованные). Моррис (2000) выделяет следующие факторы, влияющие
на покупку головной компанией других предприятий: необходимость ускоренного роста стремление к
вертикальной интеграции приобретение внеоборотных активов и персонала инвестиции в продуктовый
портфель стремление сменить сферу деятельности акции приобретаемой компании достаточно ликвидны
Он выделил 4 варианта политики головной компании в зависимости от
степени интеграции менеджмента: политика полной автономии, финансовый контроль, централизация и
интеграция основных функций (как правило, административные и маркетинговые службы), полная
интеграция. Активизировавшиеся в последние годы в мире процессы слияний и поглощений,
по мнению Рейчла (2001), связаны со следующими факторами: микроэкономический - изменение
структуры себестоимости и соотношения постоянных и переменных затрат в промышленном
секторе (увеличение доли постоянных издержек - НИОКР, маркетинг, проч. -
и приближение переменных издержек в некоторых видах бизнеса к нулю)
макроэкономический - "либерализационный пресс" на всех рынках (приближение реальности к
классическому понятию "рынок совершенной конкуренции", ломаются барьеры входа-выхода) человеческий -
"давление на стоимость" (увеличение внимания рабочей силе) Вплоть до 1985
года европейская сталелитейная промышленность была в государственной собственности. Хотя приватизация
началась в 1988 году (British Steel), она продолжается до сих
пор (Восточная Европа). Разгосударствление повлекло за собой целую серию слияний
и поглощений, существенно консолидировавших стальную индустрию Европы. По оценкам зарубежных
специалистов в 1999 году доля ЕС в производстве и потреблении
стали составляла порядка 20% (60% из этого или 91.5 млн.
- Западная Европа). Процессам консолидации особенно были подвержены производители листа.
В 1997 году 9 компаний Западной Европы концентрировали производство 60%
плоского проката региона, а в 1999 году - 5 компаний
64%. Последняя волна слияний и поглощений началась в 1997 году -
Thyssen и Krupp (Германия) объединились, сконцентрировав свое внимание на производстве
плоского проката (продают все мощности по производству сортового проката). Затем
Arbed (Люксембург) приобретает 35% акций испанской Aceralia (производство проката и
продукции дальнейших переделов). Позднее к группе присоединяются производители листового проката
и прутков и катанки. Европейский лидер в производстве листового проката Usinor
в 1999 году приобретает бельгийскую Cockerill Sambre и постепенно отказывается
от производства сортового проката (продает заводы). В 1999 году British Steel
объявляет об альянсе с Hoogovens. Новая компания CORUS становится крупнейшим
производителем стали в Европе. Таким образом, основной особенностью диверсификации европейской
сталелитейной промышленности является ориентация на совместную работу в рамках объединений
компаний, усиление взаимодействия в рамках общей структуры. Кроме того, сегодня
европейские сталелитейные компании связывают свои планы в отношении дальнейшей консолидации
и глобализации с востоком. Уже сейчас, по крайней мере, 4
производителя в Европе имеют возможность расширять свою деятельность в крупных
регионах-потребителях плоского проката - Северной и Южной Америке, Азии, Европе.
Однако открытым остается вопрос об объединении европейского производителя и одной
из сталелитейных компаний США. Основным отличием процесса диверсификации металлургических компаний в
нашей стране от аналогичных процессов в Европе является то, что
российские производители предпочитают формировать значительные вертикально и горизонтально интегрированные конгломераты. Термин
"поглощение" не определен в российском законодательстве, но под ним понимается
сделка, в результате которой одна компания имеет возможность контролировать действия
другой или приобретает ее активы. "Слияние" предполагает передачу требований и
обязательств нескольких компаний другой. Первая волна слияний и поглощений в России
происходила в условиях правового вакуума, в отсутствие опыта экспансии рынка
и какой бы то ни было практики в этом вопросе.
Даже сейчас ряд вопросов (корпоративное управление, защита прав миноритарных акционеров
и т.п.) определены неадекватно, если определены вообще. Отсутствует государственное регулирование
процессов слияния и поглощения. Особенности слияния и поглощения в России объясняются
условиями, в которых наши компании приватизировались и управляются. Например, в
США акционерный капитал распылен между множеством акционеров, ни один из
которых не обладает блокирующим пакетом. В России крупными компаниями управляют,
как правило, группы, обладающие большинством голосов (50% плюс 1 акция
с правом голоса), которые очень часто действуют через сеть подчиненных
им прочих акционеров. Российские компании предпочитают диверсифицироваться через поглощение, а
не слияние (сияние акцептуется 75% голосов акционеров). Централизированные во времена
плановой экономики, после либерализации предприятия во многом разрушили свои старые
хозяйственные и технологические связи. Кроме того, в современной России вопрос
слияний в правовом плане очень сложен, процедура оформления занимает более
года. Кроме того, российская сталелитейная промышленность в технологическом плане намного отстает
от своих зарубежных коллег. С 1991 по 1998 гг. инвестиции
в основные фонды сократились в 3 раза. Сегодня 88,5% доменных,
50% конвертерных печей и 86% прокатных станов работают сверх срока
полезного использования. На российских металлургических предприятиях низка производительность труда. В
90-х гг. общий объем производства снижался более высокими темпами, нежели
численность промышленного персонала во избежание социальных волнений (многие металлургические предприятия
являются градообразующими). Сейчас численность рабочей силы на российских сталелитейных предприятиях
- в сравнении с зарубежными - все еще высока. Северсталь
- лидер российской черной металлургии. В условиях ухудшающейся конъюнктуры компания
ориентируется на сокращение производства. Северсталь постоянно модернизирует и обновляет свои
производственные фонды. Постоянно сокращается производство в мартеновских печах, увеличивается доля
стали, разлитой на МНРС. Увеличивается доля поставок на внутренний рынок,
где основные потребители - авто- и металлургические заводы (ВАЗ -
мы покрываем 2/3 потребностей покупателя, ГАЗ - 90%, УАЗ -
100%, Выксунский МЗ - более 90%, Челябинский ТЗ - 2/3,
ЧСПЗ). Существует, по крайней мере, 2 причины успешных поставок на внутренний
рынок: во-первых, качество проката "Северсталь" удовлетворяет потребности отечественных автозаводов, во-вторых,
ряд наших крупных потребителей входит в группу компаний "Северсталь" (ЧСПЗ
увеличил поставки на приобретенные УАЗ и ЗМЗ). Все это -
результат выбранного топ-менеджментом пути реализации стратегии диверсифиации. Приобретение ОАО "УАЗ"
"Северсталью" для многих стало неожиданностью (7,6 млн. долларов займов; долги
по поставкам сырья и материалов, по заработной плате и отчислениям
в бюджет - 137 млн. долларов). Эта покупка стала одним
из пунктов реализации стратегии диверсификации в продукт с высоким уровнем
добавленной стоимости (х/к прокат для автомобилестроения). Кроме того, российская автомобильная
промышленность, по оценкам специалистов, имеет достаточно высокую привлекательность. К 2005
году прогнозируется увеличение производства автомобилей до 45-46 млн. штук (почти
в 2 раза). Эта информация подтверждается Департаментом автомобильного транспорта Министерства
транспорта РФ. Однако доля автомобилей в России составляет лишь 3,5%
мирового количества, на 1000 россиян приходится лишь 170 автомобилей (что
в 2,5 - 4 раза меньше, чем в развитых странах).
Ежегодно в Россию импортируется порядка 700000 подержанных автомобилей. Тем самым
Россия не только стимулирует мировое автомобилестроение, но и поддерживает свой
статус "автомобильной свалки". В связи с этим Министерство транспорта, совместно
с Министерством экономического развития и торговли и Министерством промышленности, науки
и технологии принимают ряд мер в целях поддержания и развития
автомобильной промышленности России. УАЗ - четвертый по размерам производитель в России.
Он специализируется на производстве полноприводных автомобилей, мини-вэнов и легких грузовиков.
Поэтому "Северсталь" планирует стать достаточно серьезным игроком на этом рынке. Однако
такой компании, как УАЗ, для реструктуризации производства и увеличения конкурентоспособности
требуется порядка 100 млн. долларов инвестиций. "Северсталь" достаточно много работает
с УАЗом: сформирован новый бизнес-план и инвестиционные программы. "Северсталь" открыла
стабилизационную кредитную линию УАЗу. Сформирован координационный комитет по совместному решению
технических, оперативных и финансовых вопросов. Таким образом, "Северсталь" в приобретении УАЗа
руководствовалась стратегией диверсификации, выбрав метод поглощения. Причем, согласно матрице Ансоффа,
в данном случае "Северсталь" начинает производить новый продукт (автомобили) на
новом рынке (автомобильный рынок). Т.е. осуществляется вертикальная интеграция. Можно выделить следующие
причины приобретения УАЗа: финансовая стратегия - несовпадение фаз циклических колебаний в
автомобильной и сталелитейной промышленности позволит снизить потери от изменения рыночной
конъюнктуры стратегия входа на рынок - автомобильный рынок в России
достаточно привлекателен стратегия вертикальной интеграции - возможность контролировать затраты на
всех этапах; укрепление связей с поставщиками потенциальные активы Эти причины
породили первую фазу поглощения УАЗа - финансовый контроль и контроль
за проведением реструктуризации предприятия. Осуществляется функциональная интеграция в целях проникновения
"Северстали" на новый рынок. В последствии ожидается полная интеграция обеих
компаний для достижения эффекта экономии масштабом деятельности. Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ"
|