Борис Дука, Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ", Санкт-Петербург Как Вы думаете, что
обеспечивает выживание для значительной части российского бизнеса? Передовой менеджмент? Уникальная
стратегия развития? Недавно я спросил одного директора, что обеспечивает ему преимущество
перед американским конкурентом. Директор ответил: "Во-первых, моя продукция всегда будет дешевле,
потому что существуют специфические российские преимущества (дешевые газ, рабочая сила,
нефть). Во-вторых, американцы тупые, а русские люди, как известно гораздо
умнее и уже научены создавать новые разработки в тяжелых условиях.
И вообще, не надо нас с американцами сравнивать. Мы слишком
разные. У моей компании оборот 50 миллионов долларов, а у
них 7 миллиардов". Да, с поправкой на определенную долю расизма, этот
Директор прав. Стоимость природного газа и электроэнергии в России в
5-7 раз меньше, чем в США. Зарплата рабочего меньше в
10-20 раз. И даже с учетом производительности труда, которая в
России ниже раз в пять, выигрыш в затратах все равно
получается солидный. Однако, насколько долговечны эти конкурентные преимущества нашей страны? Сколь
долго монополисты будут за свой счет повышать конкурентоспособность российских компаний?
К сожалению, приходится констатировать, что это время уже закончилось. Тарифы
растут и растут все быстрее. Чубайса естественно больше заботит модернизация
мощностей РАО "ЕЭС России", чем судьба далекого завода. РАО "Газпром"
объявило о планах ежегодно увеличивать стоимость природного газа для российских
потребителей на 30%. При таких темпах через пять лет стоимость
газа в России будет такой же, как в Западной Европе. Заработная
плата квалифицированного персонала будет расти. Возможно, так же быстро, как
и цена энергоресурсов. Это объясняется все возрастающей нехваткой квалифицированного персонала.
Не хватает не только топ-менеджеров, а просто нормальных рабочих. Рабочих,
которые не пьют, вовремя выполняют свою работу и не прячут
брак под станком. Еще один "ресурс" более низких затрат некоторых российских
компаний - небольшая доля амортизации в себестоимости, что объясняется явно
недостаточным воспроизводством основных средств. Мы считаем, есть предпосылки к тому, что
через два года производство продукции в США не будет дороже,
чем в России. В том числе это объясняется использованием многими
российскими компаниями неэффективных технологий и низкой производительности труда. А через
4-5 лет производить технологичную продукцию в России, возможно, будет уже
дороже, чем на Западе. Для сохранения и развития конкурентоспособности многим российским
компаниям надо значительно повысить уровень своих разработок, технологий. Какие изменения
в организации бизнеса необходимы для этого? 1. Концентрация В данной ситуации российским
диверсифицированным компания стоит подумать о сокращении количества бизнесов. Для достижения
мирового уровня конкурентоспособности компании должны осуществить огромные вложения в персонал,
перспективные разработки, продвижение. Полноценно развивать несколько бизнесов может оказаться не
под силу. Только ясно это может стать слишком поздно. 2. Интеграция Крупнейшие
российские компании в списке 500 крупнейших компаний мира находятся где-то
в районе четвертой сотни. Что уж говорить о средних по
российским меркам компаниям. Возможности вкладывать сопоставимые с западными компаниями ресурсы
в развитие бизнеса для средних российских компаний просто отсутствуют. Это является
предпосылкой для укрупнения российского бизнеса за счет слияний и поглощений.
Соответственно, будет снижаться концентрация собственников. Такие ситуации как сейчас, когда
один, или два человека владеют некоторыми крупнейшими российскими компаниями будут
встречаться все реже. В дальнейшем, в целях привлечения капитала, сохранения рынков,
развития конкурентоспособности российские компании будут вынуждены осуществлять допэмиссии акций, привлекать
международных инвесторов, выходить на глобальный рынок слияний. В конечном счете,
российский бизнес все в меньшей степени будет оставаться чисто российским.
Может быть в этом и есть его спасение. 3. Изменение мышления Некоторые
российские компании реального сектора обладают устаревшим мышлением. В их представлении
бизнес - это обязательно наличие функций закупки, разработки, производства, продажи.
Однако, единственным обязательным атрибутом для компании является торговая марка. Все
остальное можно или делать самим, или приобретать у сторонних компаний
по аутсорсингу (по русски "кооперация"). Критерии здесь - качество и
цена. Должно быть в порядке вещей заказать разработку продукта в
Италии, производство в Азии, а продвижение рекламному агентству в Нью-Йорке. Кроме
этого, аутсорсинг - это один из мощнейших рычагов повышения производительности
труда, т.е. выручки на работника. Самое простое для наших компаний -
оставить все как есть. Однако, боюсь, что в этом случае
через пять лет в России останется только добыча нефти и
выпечка хлеба. Грустно… Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ"
|