Недавно на русский язык был переведен бестселлер по управлению -
книга американца Джима Коллинза "От хорошего к великому". В книге
опубликованы результаты исследования управления в 11 компаниях, доходность по акциям
которых на протяжении 15 лет подряд была ниже или на
уровне среднего по рынку, а затем на протяжении 15 лет
превышали среднюю по рынку не менее, чем в три раза.
Автор описывает, как управляются эти компании и какой философии придерживаются
их руководители. Идеи этой книги натолкнули нас на вопрос: а
создаются ли в России великие компании? Мы попытались найти ответ
на него, используя свой опыт консультационной практики и результаты исследования
управления "Менеджмент роста", которое мы провели в 2001 году в
успешных промышленных российских компаниях. На протяжении последних лет руководители успешных
компаний решали две ключевые управленческие задачи. Первая задача - создание
эффективной системы оперативного управления - налаживание каналов сбыта, создание внутренней
системы мотивации, внедрение процедур регулярного менеджмента, разделение функций менеджера и
собственника и т.д. - в большинстве успешных компаний, в основном,
решена. Что касается второй задачи - определения долгосрочной стратегии и
модели роста, то здесь дело обстоит иначе. На наш взгляд,
крупные российские корпорации пока находятся в стадии поиска своего места
в этом мире и не сформулировали долгосрочную стратегию. Коллинз в
качестве одной из отличительных черт компаний, сумевших совершить переход от
хорошего к великому, выделил "умение смотреть суровым фактам в лицо". В
чем же заключаются эти суровые факты для крупных российских компаний?
На наш взгляд, их два. Первый состоит в том, что
в самое ближайшее время всем из них придется столкнуться с
жесткой конкуренцией со стороны транснациональных компаний. Второй факт - почти
все российские корпорации в десятки раз меньше своих глобальных конкурентов.
Для руководителей крупных российских компаний эти факты очевидны. Но умение
смотреть суровым фактам в лицо подразумевает умение правильно их интерпретировать
и делать выводы важные для стратегии своей компании. Значение и
следствия из этих фактов для компании зависит, в первую очередь,
от того, как видят руководители будущее компании, ее долгосрочные цели.
Все компании, сумевшие осуществить переход "от хорошего к великому", формулируя
долгосрочные цели и стратегию, задавались вопросом: "Что мы можем делать
лучше всех в мире?". В российских корпорациях такой вопрос практически
не ставится. Большинство компаний формулируют задачи в рамках лидерства на
национальном рынке. Иногда формулировка несколько меняется и звучит "На каком
рынке мы можем войти в тройку или пятерку мировых лидеров?"
- но, не более того. Мы полагаем, что успешно удерживать
лидерство на национальном рынке в долгосрочной перспективе возможно только в
том случае, если наши компании будут делать что-то лучше глобальных
компаний. С другой стороны, если компания научится делать что-то лучше
них здесь, то, вероятнее всего, она сможет успешно с ними
конкурировать на их территории - за пределами российского рынка. Отсюда
следует, что вопрос "Что мы можем делать лучше всех в
мире?" вполне правомерен и для российских корпораций, которые хотят стать
великими. Более того, на наш взгляд, такой вопрос не только
можно, но и нужно задавать, ведь основное конкурентное преимущество наших
компаний - низкая цена - быстро исчезает и времени на
то, чтобы сделать выбор остается все меньше. Постановка задачи "научиться
делать лучше всех в мире" может существенно изменить понимание и
интерпретацию "суровых фактов". Крупные корпорации в России сильно и несвязанно
диверсифицированы. Чтобы сделать хотя бы один из бизнесов глобально конкурентоспособным,
необходимы огромные инвестиционные и управленческие ресурсы, сопоставимые с ресурсами транснациональных
компаний. Но российские корпорации в десятки раз меньше своих конкурентов.
Следовательно, инвестиционных ресурсов у них тоже в десятки раз меньше.
При этом катастрофически недостающие инвестиционные ресурсы распределяются между 3-4, а
иногда и десятью несвязанными бизнесами. Отсюда следует, что наибольшие перспективы
в глобальной конкуренции у наиболее сфокусированных корпораций, придерживающихся "нишевых" стратегий.
Пытаясь выстроить логику развития бизнеса, руководители российских компаний размышляют над
тем, что в своей консультационной практике мы называем бизнес-моделью компании.
Термин бизнес-модель довольно часто употребляется в последнее время и имеет
множество трактований. В нашем понимании бизнес-модель - это сочетание ряда
параметров, описывающих принципиальную схему построения бизнеса компании. Основные параметры, описывающие
бизнес-модель - цели компании, продуктово-рыночный портфель, система управления, схема взаимодействия
с контрагентами и принципы организации производства. Принципиально важным в бизнес-модели
являются не столько параметры сами по себе, сколько их взаимная
увязка. Именно жесткая взаимосвязанность компонент друг с другом задает достаточно
четкую логику всему бизнесу компании. Вызов глобальной конкуренции существенно меняет не
только продуктово-рыночную стратегию, но и все остальные элементы бизнес-модели. Осмелимся
предположить, что большинству крупных промышленных корпораций предстоит жесткая технологическая реструктуризация,
которая - вопреки устоявшейся традиции говорить о реструктуризации - по
сути, до сих пор не начиналась. Сосредоточить достаточное количество ресурсов
на развитии ключевых умений удастся только случае коренной модернизации производства
и оптимизации его структуры, в первую очередь, вспомогательных и заготовительных
цехов. В заключение хотелось бы сказать, что вопрос о создании
великих компаний в России остается открытым. На наш взгляд, потенциал
и ресурсы у компаний для этого есть. Вопрос здесь упирается
не только в долгосрочную конкурентоспособность, но и в амбиции компаний,
волю и желание их руководителей создать "лучшие в мире, а
не только в России, компании". Надеемся, российским корпорациям удастся совершить
"переход от хорошего к великому". Для этого, на наш взгляд,
важно следующее: Захотеть стать великой компанией Ответить на вопрос: "Что мы можем
делать лучше всех в мире" Трезво оценить свои стратегические позиции
и выделить наиболее и наименее перспективные бизнесы Сфокусировать все ресурсы
и усилия только на перспективных бизнесах Найти гармоничную бизнес-модель -
привести в соответствие друг с другом все ее элементы Александр Печерский,
исполнительный директор Исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ" Тезисы выступления на конференции "Организация управления
в крупной корпорации". 17 мая 2002 г., Москва. Организатор: отдел
конференций журнала "Эксперт".
|