бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ПОЛИТИКА
«Владимир Чижов: "Наша цель – безвизовое соглашение с Евросоюзом»


- Россия - европейское государство, хотя большая часть нашей территории находится в Азии. Принадлежность России к Европе - понятие не просто географическое, а историческое, цивилизационное. К сожалению, не всегда наши европейские соседи были склонны воспринимать Россию как государство европейское. Сейчас восприятие меняется, но от нас по-прежнему требуется кропотливая работа по формированию позитивного имиджа России.
В эпоху глобализации мир становится более взаимозависимым. Это не отодвигает на второй план двусторонние отношения, но повышает роль многосторонней дипломатии. Внешнеполитическим ведомствам приходится приспосабливаться к возросшему темпу, осваивать новые методы работы по согласованию многосторонних позиций.

- Ноябрь для России был насыщен событиями: важные договоренности достигнуты на саммите "Россия - Евросоюз" в Брюсселе, Совете Россия - НАТО на министерском уровне в Праге. Как идет их реализация?

- На днях я сопредседательствовал на заседании совместной российско-греческой рабочей группы по вопросам, связанным с председательством Греции в ЕС с 1 января 2003 года. Обсуждались перспективы взаимодействия России и Евросоюза в свете решений брюссельского саммита "Россия-ЕС". К середине будущего года Греция подготовит новую среднесрочную стратегию ЕС в отношении России, где будут учтены и наши предложения. Одним из главных приоритетов греческого председательства названа реализация договоренностей по Калининграду.

- Подвижки есть?

- Идут переговоры с литовской стороной по практическим аспектам организации транзита людей. Сейчас эти переговоры в Москве ведет замминистра иностранных дел Сергей Разов. Мы исходим из того, что до 1 июля для россиян сохранится нынешний безвизовый транзит, а потом будет введено два упрощенных транзитных документа. Для автомобильного транспорта - в виде квазивизы, дешевой и многократной, возможно, сроком до пяти лет. Детали Литвой и Россией еще оговариваются. ЕС взял на себя компенсацию дополнительных расходов литовской стороны.

При железнодорожных поездках процедура будет следующей: нужно заранее предъявить в кассе вокзала паспорт, до конца 2004 года - внутренний, с 1 января 2005 года - загранпаспорт, его данные кассир по электронной сети передаст в Литву, а там компьютер проверит, нет ли будущего пассажира в "стоп-листе". В поезде проводнику предъявляется паспорт, в пути или на границе заполняются карточки анкетного типа, бесплатные или за мизерную плату, которые сдаются на выезде из Литвы. Все договоренности зафиксирует межправительственное соглашение, переговоры по которому и идут. Для этого нам и нужен шестимесячный период.

- А что с проблемами грузового транзита, энергоснабжения?

- Это отдельные переговоры. Сегодня только 20% потребностей в электроэнергии Калининграда покрывается местной газовой ТЭЦ, а 80% поступает с Ленинградской АЭС транзитом через Литву. Как только Литва вступит в Евросоюз, ее электросети переведут на европейский стандарт. Тогда для перекачки электроэнергии придется либо ставить трансформаторы, либо строить второй газопровод для новой ТЭС в Калининградской области, либо искать иные решения.

- В перспективе идет речь о безвизовом режиме в ЕС для россиян. Значит, шенгенское соглашение не столь уж бескомпромиссно?

- Евросоюз имеет такие соглашения с 43 странами. Члены ЕС Великобритания и Ирландия в Шенгенскую группу не входят, а Норвегия и Исландия, нечлены ЕС, полностью присоединились к нему. Анклав в "шенгенском море" - Швейцария, имеющая соглашение с ЕС о безвизовом режиме. Мы ставим перед собой цель заключить аналогичное соглашение. Обычно оно подразумевает трехмесячное пребывание в стране без права работы. Эта идея президента Путина была с интересом воспринята и фактически поддержана ЕС как долгосрочная перспектива.

- Что для этого нужно сделать?

- ЕС предлагает заключить соглашение о реадмиссии (возвращение нелегальных иммигрантов в ту страну, откуда они прибыли. - Ред.). Но Россия рискует превратиться в лагерь депортированных из Европы, если заключит соглашение о реадмиссии с ЕС, не имея таких же соглашений с Китаем, Казахстаном, Индией, Вьетнамом, Афганистаном. Ведь времена, когда наши границы были на замке, остались в прошлом. Впрочем, с Литвой, надеюсь, мы такое соглашение подпишем - как часть калининградского пакета. А с ЕС начнем переговоры, искренние и серьезные, без невыполнимых условий и обещаний.

- Приглашение в НАТО государств Балтии вызвало разговоры о новых угрозах России...

- НАТО и его расширение не представляют непосредственную военную угрозу России. А трансформация Альянса открывает новые горизонты нашего взаимодействия.

- Но все же есть озабоченность "серой зоной" в Европе, не покрытой Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)?

- Можно сколько угодно говорить, что меры военной сдержанности и ограничения вооружений - устаревшие концепции, но ничего лучшего пока не придумано. Гипотетическая переброска на территорию стран Балтии тяжелых вооружений других стран НАТО пока не ограничивается ничем.

- Как снять эти озабоченности?

- Мы еще до Праги получили четкие политические заявления о намерении присоединиться к адаптированному ДОВСЕ четырех кандидатов в НАТО. Это страны Балтии и Словения, кстати, сделавшая это первой. Теперь нужно, чтобы Соглашение об адаптации ДОВСЕ скорее было ратифицировано.

- Что этому мешает?

- С нашей точки зрения, ничего. Партнеры же считают, что сначала надо разобраться с Молдавией и Грузией. Мол, какой смысл, мы ратифицируем, а Молдавия и Грузия - нет.

- Есть основания для таких заявлений?

- Формальные зацепки были до конца 2001 года: в связи с активной фазой антитеррористической операции на Северном Кавказе мы превышали фланговые ограничения. К концу 2001 года мы полностью вписались в эти квоты. Сейчас никаких нарушений по ДОВСЕ нет. Это я говорю со всей ответственностью.

- О чем же речь?

- О наших добровольных политических обязательствах, не имеющих юридической силы. Мы сами взялись вывести все наши войска и вооружения с территории Молдавии к 31 декабря 2002 года, а по результатам переговоров с Грузией закрыть там две из четырех военных баз и подписать соглашение о режиме функционирования остающихся двух. Базы в Гудауте и Вазиани закрыты и переданы грузинской стороне. Это зафиксировано Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В Гудауте частью территории пользуется миротворческий российский контингент, дислоцированный в Гальском районе, но российской военной базой она уже не является. Судьбу баз в Ахалкалаки и Батуми решат переговоры. Дело за Грузией.

- Что с Молдавией?

- Нет страны, желавшей бы решить эту проблему быстрее, чем Россия. Но для этого нам нужно свыше ста эшелонов. Там только солдат, охраняющих склады с военным имуществом, вывезенным из Восточной Европы, порядка полутора тысяч. С 1999 года, когда в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ, за полтора года удалось отправить из Приднестровья три эшелона. За последние недели - еще три. Каждый эшелон проверяется представителями ОБСЕ. Но формально в срок мы не укладываемся из-за препятствий, чинимых приднестровским руководством.

- Запад нас понимает?

- Взаимопонимание и взаимодействие есть. Даже создан добровольный донорский фонд.

Время новостей (Москва) , N224


     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz