бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ПОЛИТИКА
АРТ будут жить

Систему Агентств по развитию территорий (АРТ) уже более двух лет выстраивает в нашем городе Комитет по управлению городским имуществом. Одно из первых агентств, созданное еще летом 2001 года, сегодня говорит, что никогда бы не ввязалось в этот процесс, зная, как тяжело будет работать с чиновниками. Между тем на рассмотрение в КУГИ направляются все новые концепции, и вице-губернатор, председатель комитета Валерий Назаров убежден, что все не так плохо, тем более что уже в ближайший месяц КУГИ предпримет «определенные шаги», чтобы сделать деятельность петербургских АРТ более плодотворной и функциональной.

– Валерий Львович, 1 февраля 2001 года было подписано распоряжение №117-р, регламентирующее деятельность новых АРТ и фактически упраздняющее деятельность десятков старых агентств. Не поменял ли тем самым КУГИ «шило на мыло»?

– Распоряжение, если вспомнить процесс его принятия, действительно выходило болезненно. Многие отраслевые комитеты Администрации Санкт-Петербурга с ним были не согласны, пеняя на неудачный опыт ранее созданных агентств. И действительно, ни одно агентство, кроме АРТ «Оккервиль», не обеспечило выполнение тех задач, которые на них возлагались. Но мы поставили задачей изменить идеологию всей системы Агентств по развитию территорий. Шли достаточно длительные переговоры и с Комитетом по строительству, и с Комитетом экономического развития, которые не очень-то были настроены менять идеологию. Возможно, нам так и не удалось бы согласовать распоряжение, если бы губернатор не провел совещание и не принял решения поручить заниматься системой АРТ нашему комитету, сохраняя базовый инвестиционно-строительный механизм (работа через ИТК) в ведении Комитета по строительству.

– Было понятно, и Вы об этом говорили, что агентствам нужно дать больше полномочий. Однако в документе эти тезисы не нашли должного отражения...

– Изначально мы не стремились расширить полномочия агентств, так как любое расширение принимаемого документа неизбежно привело бы к новым долгим согласованиям. Мы, конечно, знали, что в документе есть недоработки, но мы этого не озвучивали, так как любое глубокое расширение рассматриваемого документа было бы стопроцентной гарантией того, что распоряжение так и не было бы принято. Мы боролись за основную идею – присвоение статуса агента города юридическим лицам с высокой деловой репутацией. Остальное – расширение полномочий, совершенствование механизмов, распределение обязанностей – это вопрос времени, и мы этим уже занимаемся.

– Несмотря на очевидные недостатки и недоработки, идея получения статуса АРТ пользуется определенной популярностью. Причем создание некоторых агентств порой не кажется насущной необходимостью для развития ряда территорий.

– Действительно, сегодня начинается некоторая мутация идеи. Агентства пытаются создавать на территориях, которые ничем не обременены. Задача КУГИ изначально заключалась в том, чтобы именно обремененные территории (где есть правовые вопросы, отсутствует инженерная подготовка и т.д.) отдавались в управление агентствам. А сегодня, видя, как агентства берут площади в 50–100 га, многие строительные компании, еще вчера выступавшие против этой идеи, всерьез заинтересовались теми или иными зонами и начинают готовить концепции по развитию ничем не обремененных территорий.

Многие вправе задать мне вопрос: почему я одних поддерживаю, а других – нет. Но, напомню, цель-то была совсем другая. Наша цель – передать проблемные территории в руки частного капитала, который доказал конкретными делами свою компетентность и успешность. Главное, чтобы развитием территорий не занимались чиновники. Ведь в городе нет ни одной депрессионной зоны, с которой бы чиновники справились своими силами.

– Вы имеете в виду промышленные зоны в центральных и околоцентральных районах Санкт-Петербурга?

– И их тоже. Мы много говорим о выводе предприятий из центра города. И то, как это озвучивается в настоящее время – совершенная глупость! Во имя чего мы, чиновники, это делаем? Если во имя демонтажа оборудования, которое физически и морально устарело, – то грош нам цена. Если мы стараемся это оборудование закрепить где-то в другом месте, – потребуются астрономические суммы, а качество выпускаемой продукции будет прежним. Это же абсурд. Мы акцентируем внимание на выводе тех предприятий, которые уже неконкурентоспособны. Да еще собираемся профинансировать это из бюджета!!! У нас уже есть такой пример: дали бывшему молокозаводу деньги на вывод предприятия, они их потратили и ничего не делают. И это не единственный пример. Это дорога в никуда!!!

– А агентства могут решить эту проблему? Хотя бы отчасти?

– Я считаю, что вывод предприятий нам надо обеспечивать через развитие зон, прилегающих к Санкт-Петербургу. Пример с АРТ – территория на Ржевке, которую взяла Skanska. Это будет технопарк, который строится по новым технологиям, где обеспечена гибкость производства: предприятие может взять в аренду любую необходимую площадь, установить любое оборудование и выпускать конкурентоспособную продукцию.

– Иными словами, Вы предлагаете решать проблемы развития городских территорий через решение проблем бизнеса, разместившегося на этих территориях?

– Наши задача основывалась именно на объединении двух участников: агента и города. Агент – это опыт в бизнесе, это юридический опыт, это успешно реализованные проекты. Город – это административные рычаги для оказания помощи агенту. Но для того чтобы осуществить застройку какой-либо территории, – нужны правила застройки. Например, нашему первому АРТ – компании «Бекар» – для того, чтобы утвердить техническое задание, потребовалось больше года. Налицо нежелание органов власти идти на содействие нашим агентам в развитии территорий. Они считают: это их бизнес – пусть они сами решают свои проблемы. Совсем не правильный подход! АРТ не участвует в строительстве на своей территории, оно даже не имеет права инвестировать. Агент снимает обременения, упаковывает документы и привлекает инвесторов. И за это город должен ему платить.

– Но непонимание, что такое АРТ, наблюдается не только со стороны чиновников, но и со стороны бизнеса?

– Конечно, многие, не понимая, для чего нужно агентство, забросали нас концепциями. У нас уже их десяток, и они касаются нового строительства, в том числе на территориях, которые становятся привлекательными благодаря завершению строительства Юго-Западных очистных сооружений. Зачем? Эти территории мы и так «нарежем» на лоты и без труда продадим с торгов. Там ведь нет никаких проблем и обременений.

А у отраслевых комитетов действительно отсутствует понимание, что агент призван выполнять наши функции – функции, с которыми не справилась городская администрация. Это нормально, и я считаю, что скоро наступит время, когда АРТ с разработанными концепциями будут приниматься чиновниками адекватно.

– Многие проблемы АРТ упираются в отсутствие правил застройки, т.е. в отсутствие генплана. Что Вы думаете по этому поводу? Есть ли перспективы?

– Действительно, недопонимание перспектив развития той или иной территории будет сдерживать развитие агентств. Мы должны предложить агентству стратегию развития территории. А это – проблема КГА и Комитета экономического развития. Ведь к декабрю у нас должна быть готова концепция генплана, а я буквально на днях общался с представителями КГА: у них нет даже приблизительного понимания, как должны развиваться некоторые территории, которые сейчас находятся в центре внимания городской администрации (например, Бадаевские склады). Но и КГА можно понять. Этот комитет не сможет сделать генплан без хорошей аналитики, которую должен представить Комитет экономического развития. Именно эта структура городской администрации должна предложить нам не концепцию по выводу предприятий, а объяснить, во имя чего мы их выводим, как мы видим дальнейшее развитие города, куда нам двигаться.
Взять хотя бы территорию Апраксина двора. Сохраним мы там малоэтажную застройку – и что получится? Доходность бизнеса на такой дорогой земле будет минимальной. Надо говорить с КГИОП и какие-то объекты просто сносить, но для этого нужны серьезные экономические проработки – стратегическое видение развития этой территории. И город здесь должен быть зачинщиком, а не скидывать эти вопросы на агентство.

– А город готов взять на себя эти функции?

– Идея, которая была сформулирована в распоряжении №117-р, закладывалась с перспективой на изменение. Идея системы АРТ должна была закрепиться, и она, как мне кажется, закрепилась. И сейчас мы пойдем дальше. Например, любые распоряжения по новым АРТ, которые впредь подпишет губернатор, будут обязывать город за счет своих средств формировать правила застройки. Ведь именно город заинтересован в развитии территории, и агентство не должно этим заниматься. Агентство занимается проблемами с собственниками, обременениями, смотрит на эту территорию, как на товар, который можно хорошо упаковать и выгодно продать. Причем, чем выгоднее – тем выше доход города, тем выше будет агентское вознаграждение. Суть схемы проста! И тем самым город компенсирует все свои затраты. В том числе затраты на необходимое развитие инфраструктуры на этой территории.

– Когда руководители АРТ говорят, что с городом трудно работать, они имеют в виду КУГИ или же другие подразделения городской администрации?

– Все, что зависит от КУГИ – мы делаем. Но мы не можем обеспечить прохождение всего пакета документов. Есть отраслевой принцип. При утверждении концепции, я считаю, необходим выпуск распоряжения, в котором бы четко прописывались сроки и ответственные за формирование правил застройки. Если этого не будет, то получается, что городской агент становится в общую очередь с частными инвесторами. Разве это правильно?

В самое ближайшее время в распоряжение №117-р будет внесено соответствующее изменение. Губернатор эти идеи уже поддержал. А в целом, говоря о первых итогах работы обновленной системы АРТ, самое главное, что мы добились востребованности этих агентств. В частности, мы получили эффективный инструмент, чтобы переориентировать строительный комплекс на реконструкцию центральной части города и решение проблем петербургского и федерального недостроя. Уверен, это не за горами.

– В заключение один маленький вопрос. Многие городские компании, в том числе и представители АРТ, часто жалуются на бюрократизм в КУГИ. Вы часто себя называете «системным человеком». По-вашему, бюрократия и система – это одно и то же?

– Да! А как иначе? Когда я возглавлял ГБР, меня тоже называли бюрократом, но сегодня говорят спасибо: я создал систему, позволяющую защитить права частного собственника. В КУГИ – то же самое. Любую систему можно упростить и сделать формальностью, но завтра участники рынка, увязнув в судебных спорах, придут ко мне и спросят: «Валерий Львович, а зачем Вы здесь сидите?»

Беседовал Дмитрий Боголюбов
OOO "Издательство Строй-Пресс"


     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz