бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ПЕРСОНАЛ
Обзор зарплат: удобный инструмент управления персоналом

Анна Несмеева
Директор info
№ 11(28) 25 марта 2002г.

В последнее время среди управленцев крупных и средних компаний большую популярность завоевали аналитические обзоры заработных плат (Salary Survey) и компенсационных пакетов, предлагаемые сегодня крупнейшими рекрутинговыми агентствами России.

ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ пользу и возможный эффект от применения этих обзоров, необходимо прежде всего ответить на вопрос: что же такое Salary Survey?

  • Статистическая подборка среднего заработка по позициям с одинаковым названием, которую можно найти практически на любом крупном интернет-портале, посвященном работе?
  • Услуга, предлагаемая многими кадровыми агентствами в Москве или регионах?
  • Готовый продукт, продаваемый теми же агентствами и возникший из обобщенных данных по зарплатам, прошедшим через их руки?
  • Исследования рынка (в том числе рынка труда), которыми не ленятся заниматься и в консалтинговых компаниях Большой Пятерки?

Специалисты в области управления человеческими ресурсами, идущие в ногу со временем, оценивают Salary Survey в первую очередь как удобный и высокоточный инструмент управления персоналом.

Вот некоторые из возможных направлений, в работе над которыми директора по персоналу успешно используют "Обзоры зарплат":

  • зарплаты. Поскольку аналитические обзоры содержат ценную информацию о среднерыночной стоимости специалистов, эти данные уместно использовать при корректировке системы оплаты в собственной компании;
  • компенсации. Грамотно составленные обзоры содержат информацию и о компенсационных пакетах, предлагаемых на те или иные позиции. Ведь привлечь специалиста можно не только размером предполагаемого оклада;
  • оценка рыночного положения компании. Проводя сравнение существующих в обзоре данных, можно более независимо взглянуть на положение вашей компании среди конкурентов;
  • прогнозирование. Оценивая динамику предлагаемых окладов для специалистов различного уровня, руководителю будет проще спрогнозировать, какой именно персонал окажется в дефиците в ближайшее время, и провести переобучение сотрудников или найти новых.

К предлагаемым на рынке "Обзорам зарплат" следует относиться с определенной долей критичное. Многие из предлагаемых Salary Survey не предоставляют полной достоверной информации о ситуации на рынке труда и в первую очередь об уровне зарплат.

Хотя на сегодняшний день, в соответствии с государственным определением коммерческой тайны финансово-экономические показатели предприятия, такие как годовой баланс или размер заработной платы сотрудников, не могут являться коммерческой тайной предприятия, большинство компаний не стремятся афишировать эти данные.

Дело в том, что норма закона была принята в расчете именно на выход предприятий "из тени", особенно в области легализации доходов персонала. На это же был рассчитан и подоходный налог в 13%. Однако действительность внесла свои жесткие коррективы. Те компании, что платили своим сотрудникам "белую" зарплату, получили налоговое послабление. Но большинство фирм по-прежнему находятся в "серой" зоне, разделяя выплачиваемые сотрудникам средства на легальные "белые" и нелегальные "черные".

Поэтому многие компании не указывают реальный уровень предлагаемых ими доходов и компенсаций.

Еще одно препятствие для составления объективного обзора - боязнь компаний оказаться неконкурентоспособными на фоне соперничающих фирм.

А потому, читая предлагаемые публичные обзоры, вы нигде не найдете указания ни на одну конкретную компанию. Только анонимность может гарантировать участникам опроса некоторую степень защиты и от налоговой полиции, и от переманивания сотрудников.

Проанализировав состав предлагаемого к продаже "Обзора зарплат", внимательный читатель несомненно озаботится и рядом других вопросов:

  • каковы источники получения данных, приведенных в обзоре;
  • учитывается ли при расчете тип собственника компании;
  • каков региональный охват предприятий;
  • какие отрасли описаны в отчете;
  • насколько корректно сравнение различных позиций в разных компаниях?

Ответы на эти и многие другие вопросы вам должны дать работники той консалтинговой или рекрутинговой компании, в которую вы обратились в поисках данных на рынке труда.

КАК ГОТОВИТСЯ SAURY SURVEY?

На сегодняшний день на рынке существуют несколько типов "Обзоров зарплат", предлагаемых операторами рынка труда.

Первый и наиболее дешевый из них - простой статистический обзор, составленный на основании данных открытой прессы (размеры предлагаемых окладов по вакансиям) и данных из сети Интернет (предложения, опубликованные на работных сайтах). Подобный обзор ваша компания может получить практически на любом грамотно построенном интернет-ресурсе, посвященном работе. Сайт "Мир Профессионалов" (http://www.profy.ru) ежемесячно публикует статистику по вакансиям, опубликованным на сайте. Сайт агентства "Профессиональные Коммуникации" (http://www.profic.ru) предлагает обзор по зарплатам в Нижегородском регионе.

Составляют такие статистические обзоры и печатные издания. Например московский еженедельник"Работа Сегодня", принадлежащий компании 000 "Пронто", владельцу крупнейшего работного ресурсаhttp://www.job.ru, предлагает ежеквартальный обзор зарплат, составленный по итогам обработки данных по вакансиям, опубликованным газете. Стоимость статистических обзоров весьма невысока. Однако столь же невысока и польза, приносимая ими. Ведь полученная информация сводится к усредненным статистическим данным, не учитывающим ни размер фирмы, ни ее отраслевую принадлежность, ни компенсационные пакеты, существующие в компании.

Вторая разновидность Salary Survey - типовые обзоры, выпускаемые различными операторами рынка труда (агентствами) с определенной периодичностью - как правило, раз в полгода или в квартал. Они несут в себе несравненно больше исходной информации и оперируют уже несколькими источниками. В качестве инструмента исследования агентства используют следующие методы:

  • прямое интервьюирование (беседы с соискателями);
  • анализ рынка труда через СМИ;
  • анализ спроса и предложений компаний;
  • анализ данных об уровне заработных плат и организационных структурах, предоставленных предприятиями, участвующими в обзоре.

В обзорах зарплат, составляемых агентствами, в первую очередь принимают участие их клиенты, а также компании, заинтересованные в получении аналогичной информации о рынке труда. Обобщая собранные данные, сотрудники агентства составляют полностью анонимный и усредненный обзор по какому-то срезу рынка (отрасль, регион, определенная группа специальностей).

Хороший отчет должен помимо сумм зарплат содержать следующие данные:

  • размер, доходность, отраслевая принадлежность предприятия, его месторасположение (регион);
  • соотношение базовой и бонусной части зарплаты;
  • компенсационный пакет, предлагаемый компанией на эту позицию;
  • описание функциональных обязанностей сотрудника на данной позиции.

Если же вы хотите получить точные сведения о каком-либо отдельном секторе рынка, о положении дел в конкретных компаниях, востребованности отдельных специальностей, то стандартным обзором зарплат вам не обойтись.

Для получения более полных и достоверных данных вашей компании придется заказывать консультантам подготовку индивидуального отчета по интересующему вас сектору рынка с цифрами, фактами и названиями. Такова третья и наиболее дорогостоящая услуга на рынке "Обзоров зарплат". Разработка такого отчета напоминает шпионский роман: для получения необходимых данных агентства не гнушаются использовать полный арсенал хедхантеровских способов и средств извлечения информации. В ход идут приватные беседы с сотрудниками интересующих компаний, анализы вакансий данной фирмы за последний год и динамики предложений по интересующей специальности.

В общем, составление качественного обзора зарплат - целое искусство. И далеко не все агентства, предлагающие подобные услуги на рынке, им владеют.

Наиболее известные компании, предлагающие обзоры заработных плат:

  • "Анкор", региональная сеть. С 1995 г. АНКОР проводит регулярные исследования заработных плат в Москве и других городах. Участники этих обзоров - крупнейшие российские и международные компании, работающие на территории России и стран СНГ в различных сферах бизнеса. Обзор содержит:
    • общую информацию об участниках (тип компании, вид собственности, общее число российских работников, годовой объем продаж, сфера деятельности, вид продукта и др.);
    • данные о политике выплаты и индексации заработных плат;
    • размеры стимулирующих выплат, бонусов;
    • структуру дополнительных льгот и компенсаций;
    • анализ последних тенденций в области оплаты труда. Компания представляет основные статистические показатели: минимальные, максимальные, среднеарифметические, медианные и средневзвешенные значения, а при достаточном для обработки числе участников- также процентили (10%, 25%, 75% и 90%).
    АНКОР проводит исследования по конкретным секторам рынка, собирает данные по заработным платам в регионах и другую специализированную информацию в соответствии с запросом клиента. Отдельные отчеты составляют такие региональные отделения "Анкора", как "Анкор-Сибирь", "Анкор-Минск", "Анкор-Киев", существуют подобные отделения и в городах России. Стоимость полного общероссийского обзора - 500 долл. Последний, девятый выпуск с данными Московского региона - 250 долл.
    Тел.: 956-2808,937-3601, e-mail: spm111@yandex.ru;
  • BusinessWorld (Санкт-Петербург). Компания предлагает подробный обзор зарплат среди компаний Санкт-Петербурга: торгово-промышленных, торговых, производственных, FMCG-компаний с иностранным капиталом и совместных предприятий города, а также крупных российских предприятий. При составлении обзора BusinessWorld использует методы:
    • анализ спроса и предложений;
    • годовые анализы по рынку труда через СМИ;
    • метод прямого интервьюирования соискателей;
    • анализ данных об уровне заработных плат и организационных структурах, предоставленных вышеперечисленными категориями предприятий.
  • Позиции в "Обзоре" классифицированы в соответствии с принятой в торгово-производственных компаниях организационной структурой:
    • административный штат и поддерживающий персонал;
    • производственный персонал и персонал по обслуживанию производства, технические специалисты;
    • специалисты по продажам и обслуживанию клиентов;
    • специалисты по маркетингу;
    • специалисты по закупкам;
    • специалисты в области склада и логистики;
    • юристы;
    • специалисты в области персонала.
    Выпуск за декабрь 2001 г. - 250 долл. Получить обзор вы можете, связавшись с компанией по e-mail: spm111@yandex.ru;
  • "Контур-ТМ", Москва. Компания "Контур-ТМ", более известная на рынке своими тренинговыми и консалтинговыми программами, также предлагает услуги по составлению "Обзора зарплат". В нем представлена информация по 79 должностным позициям всех типовых структурных подразделений торгово-производственной компании и всем уровням работников (от линейного персонала до топ-менеджмента) по Московскому региону. В обзоре принимают участие российские компании, работающие в Московском регионе. Кроме того, при составлении обзора агентство использовало информацию из кадровых агентств г. Москвы, газет "Exclusive Personnel", "Работа для Вас", "Работа сегодня", job-сайтов в Интернете. Информация представлена по следующим категориям:
    • тип компании (сфера деятельности, отрасль, размер компании по количеству сотрудников);
    • реальная зарплата;
    • требования, предъявляемые к должностной позиции (пол, возраст, образование, опыт работы, знание иностранного языка);
    • основные должностные обязанности и навыки;
    • компенсационный пакет (премии, питание, страховка, автомобиль, мобильный телефон и иные льготы).
    Компания приглашает к сотрудничеству различных участников рынка труда, гарантируя всем принявшим участие в составлении нового обзора существенные скидки при приобретении текущего выпуска "Обзора зарплат". Дополнительная услуга "Контур-ТМ" - составление отраслевых обзоров зарплат по заказу компаний. Полная стоимость - 250 долл. Скидка 40% на покупку текущего выпуска обзора зарплат и 70%- на покупку следующего выпуска для компаний-участниц обзора. Тел.: 952-6850, 952-7412, 952-7782, e-mail: spm111@yandex.ru;
  • Агентство "Метеор-Персонал", Москва. Последний отчет, предлагаемый "Метеором", представляет информацию на 30 декабря 2001 г. и охватывает 138 позиций (зарплаты, бонусы и компенсации) по более чем 100 компаниям, работающим в России. Кроме того, обзор содержит сведения о должностных обязанностях, сводные таблицы и аналитические материалы. Агентство предлагает приобретать ежеквартальные обзоры зарплат в виде сквозной подписки на календарный год, а также ряд специальных отчетов с результатами проведенных компанией исследований отдельных секторов рынка по конкурентным группам. Среди них отчеты по таким отраслям, как:
    • страховой сектор;
    • банковский сектор - информационные технологии;
    • банковский сектор - администрация;
    • банковский сектор - подразделения пластиковых карт;
    • исследование по 26 структурным подразделениям банков;
    • производственные компании с мощностями, расположенными в Москве и Московской области;
    • компании-производители товаров повседневного спроса (рабочие специальности);
    • игорный и ресторанный бизнес;
    • официальные дилеры иностранных автомобильных корпораций в Москве;
    • гостиничный сектор (32 позиции по 23 ведущим московским отелям);
    • производственные компании пищевой промышленности;
    • строительные и девелоперские компании;
    • туристический сектор.
    Подписка на 2002 г. - 220 долл. (4 выпуска в год), первый выпуск - 70 долл. Отраслевые обзоры - 150-300 долл. Тел.: (095) 234-2890; 953-6259,e-mail: spm111@yandex.ru.

Услуги по подготовке Salary Survey оказывают также компании:

  • "БАМ- Консорт", Москва, 787^ 8561, spm111@yandex.ru;
  • "Контакт", Москва, 291-9125; 202-2110, spm111@yandex.ru, spm111@yandex.ru;
  • "Персонал Центр", Москва, тел.: 222-1592;
  • People You Need, Москва, 258-3401, spm111@yandex.ru, spm111@yandex.ru;
  • APL GROUP (Акцент Плюс), Москва, 181-3662, 181-2256, 181-2569, spm111@yandex.ru;
  • "Ефимов и партнеры", Москва, 265-5044, 265-5071, spm111@yandex.ru;
  • Кадровое Агентство "КВАРТА", Москва (специализация: информационные технологии, телекоммуникации, СМИ), 963-9344, 963-4077, spm111@yandex.ru;
  • Агентство "Амплуа-персонал" Москва, 253-5488, 253-0146, spm111@yandex.ru;
  • Карьера-Форум, Владивосток, (4232) 26-8720, spm111@yandex.ru;
  • "Кадровое агентство Ас", Волгоград, (8442) 96-5030, spm111@yandex.ru;
  • "Профессиональные Коммуникации", Нижний Новгород, (8312) SI-7868, spm111@yandex.ru.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДАННЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ?

Чтобы правильно и эффективно использовать данные, содержащиеся в аналитических обзорах, руководство компании должно четко сформулировать для себя принципы формирования политики оплаты труда своих работников. Эти принципы должны отвечать на следующие вопросы:

  • какой из критериев для вас приоритетен при определении конкурентов на рынке труда: отрасль, в которой работает компания; размер компании, с которой вы проводите сравнение; ее географическое положение;
  • какая часть заработка работников вашей компании сравнивается с рыночным индексом: только базовый должностной оклад или полная денежная компенсация? Какой статистический рыночный индекс берется в качестве регулярно отслеживаемого критерия конкурентоспособности зарплат вашей компании? Будет ли этот индекс меняться в зависимости от группы работ (должностей)? В настоящий момент обзоры зарплат предлагают следующие индексы исчисления: "рыночная средняя", "медиана", "три-кварталь";
  • каково будет положение середин (мидпойнтов) зарплатных шкал вашей компании относительно избранного рыночного статистического индекса;
  • какое положение относительно рынка вы будете стремиться сохранить для текущих зарплат (не мидпойнтов шкал) ваших работников?

Сформулировав ответы на поставленные вопросы, директор по персоналу будет выбирать аналитический обзор, во-первых, содержащий необходимую для расчетов информацию и, во-вторых, представленный наиболее удобным для него способом. Конечно, при выборе обзора нужно учитывать репутацию издателя предлагаемого вам продукта, обратить внимание на количество участников и термины, используемые в нем. Эта информация полностью или частично потребуется при толковании содержащихся в обзоре данных, к примеру дата сбора информации - для расчета коэффициента временного отклонения.

Соответствие должностей. Анализируя предлагаемый обзор, руководитель несомненно столкнется с проблемой сопоставления должностей, приведенных в обзоре, и позиций, существующих в его компании. Как правило, по обзорам проводят анализ так называемых "базовых должностей". Это ключевые позиции с множеством работников, с типичной для действующей структуры оплатой и представляющие все крупные функциональные группы/отделы в компании. Сравнение "базовых" должностей основывается на установлении их соответствия описаниям (название должности и перечень должностных обязанностей) в обзоре. Понятно, что сравнения должностей не сводятся к поискам соответствия их названий. Как правило, соответствие считается хорошим, если, как минимум, 70% должностных обязанностей, существующих в компании, совпадают с описанием в обзоре.

Позицию (должность) можно соотносить с несколькими группами статистических показателей в одном обзоре в зависимости от имеющихся данных. Например, некоторые обзоры показывают зарплатную статистику в нескольких "срезах" для одной и той же должности: отраслевом, величине дохода, географическом. Например, для позиции секретаря можно проводить сравнение в географическом срезе, в то время как для менеджерских позиций - в отраслевом срезе и по величине дохода компаний.

И наконец, при определении структуры оплаты по какой-либо позиции необходимо учитывать и предлагаемые для нее компенсации и льготы.

Сводные рыночные показатели позволяют довольно точно определить степень конкурентоспособности зарплат компании на рынке труда. Это поможет установить ориентиры для выработки внутренних компенсационных программ.

Полученную информацию следует использовать для анализа текущей ситуации и осуществления необходимых изменений.

Интерпретируя результаты исследования, руководитель несомненно получит различные индексы соответствия существующих в его компании зарплат и среднерыночных показателей.

Директору необходимо учитывать внутреннее содержание анализируемых позиций. Так, если индекс соответствия для начальной позиции в отделе продаж составляет 40% и зарплата ниже среднерыночной, но руководитель знает, что на этой должности сотрудники не задерживаются надолго, а с ростом квалификации переходят в основную группу продавцов-консультантов, зарплата которых с бонусами и льготами объективно соответствует ожиданиям рынка, то поводов для беспокойства нет. Однако если похожая ситуация существует в вашей компании на управленческих позициях, где временная задержка (пребывание на должности) сотрудника велика, то это уже основание для тревоги. Достаточно важным при расчете соответствий может стать и число работников компании, занимающих данную должность.

Учитывая все эти обстоятельства, следует решить, является ли приемлемым для вашей компании обнаруженное отклонение от рынка. В некоторых случаях объяснить такое расхождение не удается. Тогда целесообразно проверить источники содержащихся в обзоре данных и качество сравнения работ. Если после проведенной проверки отклонение от рынка остается большим, необходимо принять решение по приведению текущей системы и структуры оплаты в соответствие со среднерыночными показателями.

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz