бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
СТАТЬИ
Законодатели уточняют порядок лицензирования

В Ассоциации риэлтеров Санкт-Петербурга прошло обсуждение проекта нового «Положения о лицензировании риэлтерской деятельности». Наиболее вероятно, что оно будет законодательно утверждено уже до конца 2000 года. Пока что законодательный акт федерального значения вызывает множество вопросов у профессионалов петербургского рынка недвижимости. Свои замечания по проекту они направляют в Москву.

Больше риэлтеров - хороших и разных

Определение риэлтерской деятельности - это основа основ профессиональной деятельности на рынке недвижимости. Оно и прописано в первых строках «Положения». Судя по нему, «под риэлтерской деятельностью понимается осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельность, направленная на заключение от имени и за счет заинтересованного лица, либо от своего имени, но за счет и в интересах заинтересованного лица, сделок с недвижимым имуществом и правами на него, в том числе выполнение работ (услуг) по организации совершения сделок (информационное обеспечение, оформление документов, оказание консультационных, юридических и иных услуг)». Таким образом, риэлтерами неожиданно для себя становятся практически все те, кто так или иначе соприкасается с миром недвижимости. Если СМИ освещает проблемы рынка недвижимости, то оно оказывает информационное обеспечение, то есть является риэлтером. Читает профессор лекцию о недвижимости - риэлтер. Работает психолог с риэлтерами, оказывает им консультационные услуги и тут же сам превращается в риэлтера. Риэлтерами оказываются нотариусы, оформляющие документы, юристы, сопровождающие сделку и т. д. Доводя ситуацию до логического абсурда, можно утверждать, что государственные регистраторы - тоже риэлтеры.

Пока что напрашивается лишь одно здравое объяснение этого неожиданного расширения мира недвижимости: каждый риэлтер обязан иметь лицензию. Она может заканчиваться, приостанавливаться, аннулироваться. При этом каждый раз в казну государства капают дополнительные деньги.

Как веревочка не вьется

В статье 27 проекта Положения впервые четко формулируются лицензионные требования и условия, необходимые для осуществления риэлтерской деятельности. Как считает вице-президент АРСПб Павел Штепан, в этом перечне появились положительные нововведения. В частности, предусмотрена аттестация руководителей и сотрудников, непосредственно участвующих в осуществлении риэлтерской деятельности. Предусмотрен и профессиональный ценз: руководитель фирмы должен иметь опыт работы по совершению операций с недвижимостью не менее 2 лет. Есть и некорректные формулировки. К примеру, требование «представлять заказчику все сведения об объекте недвижимости, являющемся предметом выполняемых работ, и правах на него, которые известны или должны быть известны лицензиату». Сочетание слов «все сведения» с двусмысленным оборотом «известны или должны быть известны» делает риэлтеров ответчиками за любые непредвиденные обстоятельства.

В некоторых случаях явно чувствуется теоретический подход составителей документа и их оторванность от практики. Пункт «з» той же статьи гласит, что риэлтеры обязаны «оказывать риэлтерские услуги только после заключения с заказчиком письменного договора на оказание соответствующего вида работ». Учитывая, что неотъемлемый механизм цивилизованных рынков - эксклюзивный договор, пока в российской действительности не популярен, указанная норма вводит негативное ограничение предпринимательской деятельности риэлтеров. Кроме того, данный пункт фактически является расширенным толкованием Гражданского кодекса РФ, по которому при определенных условиях предусмотрены сделки без договора.

У семи нянек

Контролировать золотую риэлтерскую жилу, пусть сегодня и несколько обедневшую, чиновники жаждут. В итоге статья 32 гласит: «Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции». В части 2 статьи 46 эта идея чиновничьего управления находит конкретный механизм: «В случае, если решение о приостановлении действия лицензии было принято на основании заявления государственных надзорных и контрольных органов, иных органов государственной власти, документом, подтверждающим устранение обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, является заключение органа, направившего заявление». По мнению Павла Штепана, если эти тезисы сохранить, они откроют путь чиновникам к невиданному доселе вымогательству. Ответственные за пожарную безопасность будут требовать установки дорогостоящей пожарной сигнализации или грозить приостановкой лицензии. «Санитары» - выявлять несоответствие эпидемиологическим нормам.

bulletin.spb.ru

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz