бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
СТАТЬИ
Кто будет первым. Первая ласточка.

Мощный потенциал пенсионной системы разжигает азарт игроков пенсионного рынка

В ноябре 2002 г. начал работать первый в России иностранный пенсионный фонд - НПФ ING, основанный европейской финансовой группой ING. Проявление интереса к российскому пенсионному рынку со стороны Запада подстегивает неблагоприятная ситуация в мировой пенсионной индустрии, активы которой в 2001 г. снизились на 12%. Не исключено, что в ближайшее время и другие иностранные пенсионные фонды в поисках "свежей крови" могут прийти на отечественный рынок.

До сих пор иностранные аналитики прощупывали рынок в поисках потенциальных клиентов. В Европе пенсионные фонды ING входят в число лидеров рынка. Того же группа ждет и от своего российского НПФ. Он уже ведет переговоры о сотрудничестве не только с российскими представительствами иностранных компаний, которые являются его потенциальными клиентами "по умолчанию", но и с крупнейшими российскими холдингами. И это несмотря на то, что у многих из них есть свои, достаточно крупные, НПФ. Едва появившись на рынке, новый игрок уже заявил о намерении развивать филиальную сеть.

Напрашивается вывод: иностранцы видят в новой пенсионной российской системе настолько мощный потенциал, что за стремление статъ лидером готовы заплатить весьма дорогую цену. Понятно, что ING - это лишь первая ласточка.

Банки также давно присматриваются к пенсионным деньгам. Причем ими уже предпринимались попытки участия в выплатах пенсий и в накопительном пенсионном страховании. Однако пока безуспешно. Теперь же у банков есть шанс. Пакет законов по пенсионной реформе предусматривает, что средства пенсионных накоплений будут инвестироваться по договорам доверительного управления компаниями, имеющими единую лицензию на управление инвестфондами, ПИФами и НПФ. И если банки получат такую лицензию, они смогут участвовать в конкурсах на инвестирование пенсионных средств.

Повышение статуса

Подписывать лицензии новым НПФ теперь будет лично министр труда и социального развития РФ, а не инспекция НПФ при Минтруде, как это было до сих пор.

В ноябре 2002 г. на рынке негосударственных пенсионных фондов появилось шесть новых игроков. Их лицензии подписаны лично министром труда и социального развития РФ Александром Починком. Это "НПФ Торгово-промышленной палаты" (Москва), "Негосударственный еврейский пенсионный фонд" (Москва), НПФ "Инвестиционно-сберегательный ПФ" (Москва), НПФ "Объединенные регионы" (Петербург), НПФ "Партнер" (Калининград), НПФ "Скандинавия" (Петербург).

Ожидается, что с 2004 г. пенсионный рынок существенно расширится и по объему, и по числу участников. В инфраструктуру обязательного пенсионного страхования войдут Пенсионный фонд России, управляющие компании, НПФ, спецдепозитарии, банки.

Приход же иностранцев, равно как и усиленное внимание федеральной власти, свидетельствует о том, что все участники грядущих изменений хотят застолбить свое присутствие на рынке, на который вскоре будет ежегодно поступать 6-8 млрд. долл. Причем не просто присутствие, а лидерство.

Риск неоправдан

Пока же будущие участники инфраструктуры обязательного пенсионного страхования высказывают замечания по пакету законов о пенсионной реформе и, в частности, к Закону "О негосударственных пенсионных фондах". Так, Павел Теплухин, президент УК "Тройка Диалог", считает, что основные моменты данного законопроекта не способствуют защите прав и интересов субъектов, в том числе и будущих пенсионеров. Кроме того, законопроект не содержит четких норм, дистанцирующих учет и отчетность пенсионных средств по обязательному пенсионному обеспечению и добровольному пенсионному страхованию. Это относится как к требованиям к НПФ, так и к спецдепозитарному хранению активов. То есть возникают противоречия и, прежде всего, с требованиями закона об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, содержащими жесткие требования к участникам инвестиционного процесса. По мнению П. Теплухина, отсутствие надлежащего разделения в учете и контроле различных видов пенсионного обеспечения может привести к нежелательным последствиям и негативно сказаться на развитии системы пенсионного обеспечения. Ведь инвестиции накопительной части обязательного пенсионного обеспечения будут подвергаться дополнительным неоправданным рискам.

В законопроекте отсутствуют также четкие ограничения для самостоятельного инвестирования НПФ средств пенсионных накоплений. Причем законопроект не устанавливает требований к наличию опыта инвестирования и квалификационных требований к НПФ, осуществляющих самостоятельное инвестирование. Отсюда возникает необходимость установления жестких требований, причем не менее жестких, чем в Законе об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Законопроект же пока не предусматривает ответственности за некачественное инвестирование или инвестирование с нарушением этого Закона.

Законопроект значительно ущемляет права субъектов инвестирования, в том числе управляющих компаний в части вознаграждения и компенсации расходов по сравнению с Законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Управляющие не заинтересованы в получении высокого дохода от инвестирования, так как их вознаграждение не зависит от такого прироста. Это неизбежно приводит к снижению эффективности инвестирования пенсионных накоплений через НПФ по сравнению, например, с прямым инвестированием ПФР через управляющие компании. П. Теплухин считает необходимым привести нормы законопроекта в соответствие с Законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Евгений Жуков
Журнал «Экономика России: ХХI век» № 10

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz