бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
СТАТЬИ
Коммунальные страдания

Представьте себе ситуацию: женщина с дочерью-подростком делят коммунальную жилплощадь с отставным военным. Мужчина явно преисполнен благородных чувств - он помогает семье материально, не требуя ничего взамен. Только иногда шутит: "Вот вырастет ваша дочь, я ее замуж возьму". Девочка действительно вырастает, опека усиливается. Появляются претензии к возникающим на пороге молодым людям, наряд и макияж девушки оцениваются как "слишком вызывающие", контролируются время прихода домой с прогулок и т. д.

Когда девушка выходит замуж и молодой супруг переезжает к жене, в коммуналке начинается период холодной войны. "Настоящий полковник" и знать ничего не желает о своих соседях. Дело осложняется тем, что в семье появляется ребенок. Через некоторое время молодому мужу приходится уехать. "Крестовые походы" возобновляются, а с ними и упреки, и скандалы . А теперь вопрос: в чем причина такого поведения взрослого, серьезного мужчины, и, главное, как разрешить эту ситуацию?

"Самая-самая" проблема

Давайте начнем со статистики. В Петербурге числится 189.9 тысяч коммунальных квартир. Эта цифра составляет 13,2% от общего числа. А теперь задумайтесь, сколько людей ежедневно испытывают трудности во взаимоотношениях со своими коммунальными соседями? По данным Санкт-Петербургского Центра Разрешения Конфликтов, наибольшее число разногласий между гражданами приходится именно на коммунальные квартиры. Это неудивительно. Чужие люди вынуждены жить под одной крышей и вести совместное хозяйство. Кроме того, в любой спорной ситуации каждый считает себя правым, потому что "я здесь 8 лет прожил, а ты - только 7 с половиной, и только я в этом доме занимаюсь уборкой, ремонтом и т. д." А узелок взаимной вражды завязывается все крепче.

Лучший друг коммунальщика

Межрегиональное Общественное Движение "Конфликтологический Форум" было создано в рамках Российско-Американской Программы по Конфликтологии в 1990 году. Санкт-Петербургский Центр Разрешения Конфликтов - это практическая база движения. На сегодняшний день в городе работают 5 агентств, которые занимаются консультированием населения: два в Кировском районе, два - в Невском и одно - в Адмиралтейском. Посетители обращаются с самыми различными проблемами - на работе, в семье, в общении с чиновниками и т. д. Одним из самых "горячих" вопросов остается вопрос взаимоотношений с соседями в коммунальных квартирах.

Поле боя - коммуналка

Как говорят конфликтологи, сложность заключается в том, что люди чаще всего неверно истолковывают саму проблему, то есть ищут ее не в том месте. Это становится вполне понятно, если представить, как часто мы отказываемся признавать собственные промахи. В коммунальных скандалах не бывает правых и виноватых. Конечно, кто-то первым затеял скандал, но и остальные жильцы в долгу не остались. А в результате ситуация накаляется до предела, и соседи ненавидят друг друга так, что единственным выходом может быть только размен. Конфликт, доведенный до этой стадии, - не такая уж редкость.

Однако бывает и так, что люди даже и слышать друг о друге не хотят, но предложение о переезде игнорируют. Конечно, нетрудно понять такую позицию, если речь идет о 80-летней старушке, которая всю жизнь прожила в одной квартире. Но есть и другой вариант. Его можно условно сформулировать так: "Пусть мне будет плохо, но и вам тоже". Специалист сможет помочь и в этой ситуации. "Разрушителю" будет предложено оценить собственные мотивы поведения, взглянуть на них с другой стороны. Результатом такого общения может стать изменение цели агрессивного соседа на более "мирную".

Что от нас зависит

Самым важным условием является заинтересованность клиента в разрешении конфликта, а не в утверждении своей точки зрения. Если он страдает от постоянных стычек на кухне и хочет это прекратить, то нельзя прибегать к силовым методам и взаимному унижению. А теперь представим себе идеальную ситуацию. Две враждующие стороны пришли к заключению, что им надо решать проблему, с которой сами они уже не справятся.

Если появляется такое желание, клиентам предлагается технология медиации. Условно говоря, это - переговоры враждующих сторон в присутствии третьей, медиатора. По утверждению конфликтолога, если клиенты проявили желание пообщаться, то в 85 из 100 случаев результат окажется положительным.

Стоит отметить еще один важный аспект в работе с коммуналками. В случае, когда проблемы возникают с соседом, страдающим алкоголизмом либо наркоманией, помощь конфликтолога будет бесполезна. Этими вопросами занимаются специалисты других структур. Но вот, если у вас неприятности с деспотичным соседом, который настойчиво пытается "изменить вашу жизнь к лучшему", то с этой проблемой лучше не затягивать. Может, он тоже, как тот "полковник", решил, что пришло время для женитьбы?

Не то, несколько лет спустя, дело зайдет так далеко, что поможет вам только разъезд, как это произошло в описанном случае.

bulletin.spb.ru 2000

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz