бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
МЕНЕДЖМЕНТ
Некоторые возможности усиления концептуальной фазы определения проекта и создания новых областей применения проектного управления в целом

З.А. Кучкаров, С.П. Никаноров, В.В. Губанов, С.А. Филатов

1. Усиление концептуальной фазы определения проекта. Предлагаются методы и средства, позволяющие существенно дополнить концептуальную фазу определения проекта. В ней должна быть создана концептуальная (понятийная, логическая) модель, отражающая следующие аспекты:- предметный;- субъект-субъектный;- инвестиционный;- организационно-экономический.Качественно построенная концептуальная модель становится инструментарием для фирм, работающих в областях, где имеется интенсивный аспект (т.е. неповторяемость, уникальность проекта, или существенные объектные особенности, или особые конфигурации интересов, или применение новых схем инвестиций). 2. Создание новых областей применения Project Management Построение концептуальных моделей предметных областей эффективно при выходе Project Management на новый рынок – такой, на котором управление проектами ранее не применялось или его применение оказалось не эффективным.При освоении новых рынков Project Management может быть предложена следующая схема подготовки процесса управления проектами:- разработка интеллектуального «инвестиционного проекта», ориентированного на освоение фирмами или кооперацией фирм нового рынка применения Project Management;- концептуализация новой предметной области;- её стандартное представление;- переход к стандартному применению Project Management. Ниже приводится краткая характеристика каждого из предложенных этапов подготовки процесса управления проектами.а) Разработка интеллектуального «инвестиционного проекта», ориентированного на освоение фирмами или кооперацией фирм нового рынка применения Project Management.В настоящее время на российском рынке консалтинговых услуг сложилась следующая ситуация:- сокращение платежеспособного спроса на рынке в целом;- исчерпание или насыщение рынка специализированных услуг.Возникновение качественно новых потребностей и новых субъектов консультирования и трудности удовлетворения специализированными фирмами новых потребностей своих «старых» клиентов.

Аналитическим центром «Концепт» в 1996 году была предложена идея кооперации фирм, работающих на рынке консалтинговых услуг – «Консалтинговое партнерство».В рамках развернувшегося проекта «Консалтинговое партнерство» к началу 1997 года разработаны концепция и организационная схема кооперации:- в сложных ситуациях;- для создания целостного продукта;- для формирования новых рынков консалтинга (субъекта заказа).В рамках разработки проекта и проверки актуальности высказанных предположений было проведено обсуждение за Круглым столом «Проблемы и перспективы развития профессионального консалтинга в России» (Конференции в г. Софрино, 1 декабря 1996 г.).Характеристики «Консалтингового партнерства»:- Миссия Консалтингового Партнерства – становление, институциализация и подъем новых субъектов – потребителей консалтинговых услуг. «Социальный консалтинг» – новый тип и предмет деятельности.- Целостный взгляд на проблему клиента и схема создания целостного продукта, интеграция аналитических результатов и услуг специализированных видов консалтинга.- Эффект эмерджентности при продуманном кооперировании специализированных консультантов.- Эффект умножения («Spin-off»): консалтинг –> рост эффективности клиентов –> рост «консалтооблагаемой базы» –> более наукоемкий (интеллектуальный) консалтинг –> дополнительный рост эффективности клиентов...- Понятийное и методологическое взаимопонимание, терпимость и конструктивное взаимодействие разных фирм и школ.В развитии решения о консалтинговой кооперации в настоящее время прорабатываются вопросы:- Маркетинг услуг всего Консалтингового Партнерства (Кооперации).- Специализация и Кооперация членов Партнерства по объектам, проблемам, кризисам, аспектам организации и управления, видам консалтинга, идеям и подходам (позиционирование – выработка формулы каждой фирмы или отдельного консультанта).- Институциализация Консалтингового Партнерства, получение поддержки госорганов, региональных властей, крупных финансово-промышленных групп.- Образование и функционирование профессионального сообщества, формирующего и поддерживающего профессиональные ценности и установки – Кодекс консультантаПеречислим некоторые проблемы отношений Спроса и Предложения.На простые услуги (включающие одну функцию или один метод):- Неплатежи.- Спрос формируется не предложением – пассивная политика.На комплексные услуги (полифункциональные и полиметодные):- Отставание предложений от спроса – существует спрос, который не удовлетворяется предложением (например, системная интеграция).- Комплексирование и интегрирование спроса и дробление и специализация предложения.На сверхсложные услуги (заключающиеся в продвижении и развитии новой идеи функционирования и развития объекта):- Множество ситуаций и проблем, порожденных на самом деле надпроблемами (например, город одного предприятия или одной отрасли и т.п.).- Несоответствие предложения объективному спросу.Перечислим некоторые виды кооперации и соответствующие им цели:Методная кооперация- Создание метода;- Развитие метода;- Освоение метода;- Распространение метода.Проблемная кооперация- Формирование пакетов методов для решения проблемы.Деятельностная кооперация- Формирование разнообразия методов вида деятельности;- Формирование разнообразия проблем вида деятельности.Объектная кооперация- Формирование разнообразия видов услуг.Субъектная кооперация- Формирование каналов продвижения услуг на сектор рынка.Региональная кооперация – Ассоциации- Институализация вида деятельности;-

Лоббирование интересов;- Установление отношений с окружением;- Нормирование деятельности и ее результатов;- Маркетинг консалтинговых услуг.Проектная кооперация- Формирование разнообразия видов услуг.Конечной целью консалтинговой кооперации является решение проблем отношений Спроса и Предложения. А методом формирования кооперации – Инвестиционный Консалтинговый Проект.б) Концептуализация новой предметной области.Метод концептуального проектирования систем организационного управления предназначен для поддержки процесса выработки решений, выполняемого субъектом некоторой проблемосодержащей целостности.Метод основан на идее построения систем организационного управления как человеко-машинных воплощений определенных теоретико-системных схем – нормативно применяемых идеальных образов.Роль этих идеальных образов (конструктов) играют так называемые «классы систем»: системы абстрактных процессов, процессов с ролями элементов входов и выходов, открытые, растущие и развивающиеся системы, использующиеся для описания предметных областей, и целенаправленные системы для описания процессов выработки решений.Получив, например, задачу: спроектировать систему управления ресурсосбережением – концептуалист определяет предметную область, ее границы, а затем описывает ее в терминах, необходимых в данном случае конструктов. Таким образом, возникает системное представление интересующей области.

Затем он придает своим описаниям формально-математический вид, обеспечивающий точное и автоматизированное проектирование. Наконец, он получает, как следствие всех сделанных им предположений, описание процесса выработки решений. На основе этого описания, с учетом возможностей людей и техники, строится проект искомой системы организационного управления, включая машинные программы, банки данных, входные и выходные формы документов или их представлений на дисплее, правовые отношения, должностные инструкции, профессиограммы, график работы системы и многое другое, необходимое для функционирования, поддержания и развития создаваемой системы организационного управления.в) Стандартное представление предметной области.Рассмотрим результаты применения метода концептуального проектирования на примере разработки системы лекарственного обеспечения населения (ЛОН), разработанной в 1996 году.Общая проблема лекарственного обеспечения населенияВ настоящее время все участники поставлены перед необходимостью выживания. Для каждого субъекта образ идеальной ситуации и существующая ситуация свои – отсюда и разница имеющихся у них проблем и неизбежность борьбы. Все процессы, происходящие в системе, являются проявлением борьбы между различными интересами, и все общественные элементы являются ее участниками и поставлены перед необходимостью выживания в этой борьбе.В обобщенной постановке проблема отрасли может быть сформулирована в следующем виде: существующие формы деятельности неадекватны потребностям существующей социально-экономической среды, возможности существующей системы объективно не позволяют успешно и эффективно адаптироваться к происходящим изменениям. Это означает, что в данной области деятельности отсутствует основной субъект деятельности.Идеал лекарственного обеспечения населенияПоскольку деятельность системы направлена в конечном итоге на обеспечение населения, ее нормативный идеал может быть сформулирован следующим образом: точное, полное, своевременное и территориально распределенное удовлетворение текущих и внезапно возникающих у индивидуума потребностей в лекарственных препаратах.

Основные функции системы лекарственного обеспечения населенияС системотехнической (неэкономической) точки зрения можно выделить две основные функции системы лекарственного обеспечения населения: расчет требуемого количества медикаментов на основании статистики заболеваний потребителей и доставка медикаментов к месту их потребления.Основные задачи управления системой лекарственного обеспечения населенияБолее широкое определение объекта управления требует использования более обобщенных понятий. Например, в первой задаче система организационного управления оперирует лишь потоками лекарственных средств, во второй – уже сетями потоков, в третьей – организационно-экономическими формами этих сетей.Управление потоками лекарственных средств в зависимости от динамики регионального спроса на них при фиксированной товаропроводящей сети. Это «задача быстрого реагирования» на изменение спроса, которое может быть вызвано эпидемиями, сезонными заболеваниями, появлением на рынке новых лекарственных препаратов и другими факторами.Управление товаропроводящей сетью в зависимости от нагрузки на отдельные ее компоненты. Здесь наблюдаемыми являются такие характеристики, как загруженность складов, возможность хранения определенной номенклатуры лекарств на том или ином складе и другие. Управляющие воздействия – решения об укрупнении, специализации или создании новых аптек и складов. Организационно-экономическое управление лекарственным обеспечением. Это задача самого высокого уровня.

При ее решении создаются такие организационно-экономические формы (условия и ограничения деятельности) для субъектов, действующих в системе лекарственного обеспечения, чтобы они могли осуществлять деятельность, удовлетворяющую интересы «надсубъекта», осуществляющего управление, в данном случае государства. Здесь управляющими воздействиями могут служить экономические льготы и соответствующий законодательный режим для предприятий и организаций, действующих в системе лекарственного обеспечения населения.В рамках разработки были даны:- Функции и задачи государства;- Функции Фармацевтической Ассоциации;- Функции Федерального специализированного банка «ФармБанк»;- Функции региональных и местных структур государственного управления и самоуправления,а также декларированы принципы взаимодействия в рамках треугольника «Государство – ФармАссоциация – Уполномоченные компании».г) Переход к стандартному применению Project Management.Концептуальная схема предметной области задает строгие понятийные рамки выбора согласованных (непротиворечащих друг другу) целей и задач проектного управления. Если проект включает инвестиционный аспект, соответствующие понятийные рамки задает теория инвестиционных отношений.«Беспрепятственное» осуществление проект-менеджером своих функций становится возможным при согласованном конфигурировании интересов и возможностей всех субъектов, вовлеченных или затрагиваемых проектом. Конфигурирование может методически опираться на концептуальную схему (теорию) субъектности, которая приводится ниже.После гармонизации всех интересов субъектов встает задача выбора типов договоров, т.е. создания адекватной организационно-экономической формы.

Соответствующий инструментарий (см. представленные доклады «Управление проектами системной интеграции. Технологическая линия системной интеграции», «Проектный подход, границы его применимости и возможности их расширения», «Принципы разработки типовых контрактов для проектов (на примере договоров подряда на строительство и контрактов на системную интеграцию)») и автоматизированная Библиотека концептуальных моделей (АБМ) предметных областей, в том числе и тех, куда еще «не ступала нога» Project Management (или, по крайней мере, стоит не столь твердо), у нас имеется.Кратко остановимся на трех из имеющихся в АБМ концептуальных схемах.3. Теория субъектности (становления субъектности)Постулировано, что абстрактный субъект есть соединение носителя субъектности, некоторых интересов и возможностей. Возможности и интересы могут находиться в отношении соответствия. Субъектом назовем такой абстрактный субъект, возможности которого соответствуют его интересам, т.е. он может осуществлять свои интересы.Среди интересов субъекта можно выделить фундаментальные интересы и конъюнктурные или так называемые цели.

Соответствующие им возможности назовем возможностями целеполагания (т.е. «превращения», «оформления», «выражения» своих интересов в виде некоторого набора целей) и возможностями целедостижения.«Осуществление интересов» предполагает наличие у субъекта как минимум двух возможностей указанных выше типов. Их объединение и называется способностью, а совокупность фундаментальных интересов субъекта – сферой его интересов.Далее, введем представление о том, что возможности при одном и том же носителе субъектности могут ограничивать друг друга. Если никакая из возможностей субъекта не ограничивает других возможностей, назовем его гармоничным, если это верно только для сферы интересов – уравновешенным, а если только для целедостижения – сбалансированным.Рассмотрим сосуществование многих субъектов. Во-первых, возможности одних субъектов могут ограничивать возможности других субъектов, во-вторых, сферы их интересов могут пересекаться.Субъектность многоаспектна. Аспекты обуславливают друг друга. Постулируется, что отношение «быть условием для» имеет два фундаментальных вида. Первый схематизирует случай, когда приобретенные аспекты субъектности делают возможным приобретение некоторых других при сохранении первых. Второй вид говорит о случае, когда одни аспекты могут быть лишь обменены («конвертированы») в другие аспекты, а сами при этом утрачиваются.

Постулируется, что номенклатура аспектов субъектности (их количество и качественная определенность) являются инвариантом исследуемой области. Следовательно, наличие любых субъект-субъектных отношений означает распределение между субъектами инвариантной номенклатуры аспектов. Последовательное развертывание понятий позволило определить возможные сценарии становления и деградации субъектов.4. Теория инвестиционных отношенийРазные авторы дробят инвестиционный цикл на разные этапы, выделяют в нем различные части и уровни, по разному его ограничивают, вносят отраслевую специфику. Но все, даже такие продвинутые и доведенные до методик проектирования, как Руководство ЮНИДО, не учитывают всех необходимых аспектов.Прежде всего, инвестиция, с какой целью она не делается, направлена на создание некоторого функционирования, то есть системы, обеспечивающей выполнение некоторых функций. Если целью является получение прибыли путем удовлетворения некоторой потребности, то таким функционированием будет производство товара, удовлетворяющего потребность. Следовательно, первой составной частью теории (или концептуальной схемы) инвестиционных отношений является концептуальная схема предмета инвестиций.Функционирование требует определенных затрат и приносит определенный доход. Для точного определения всех затрат и доходов необходимо учесть все, от чего зависит функционирование, и все, что зависит от функционирования.

Таким образом, мы приходим к необходимости полного учета всех взаимосвязей. Но именно эта задача решается в системном анализе, где принята процессная точка зрения на мир – мир рассмотрен как совокупность взаимосвязанных процессов, каждый из которых требует для своего описания указания полного входа и полного выхода. В основу концептуальной схемы предмета инвестиций положена именно схема системного анализа.Функционирование, являющееся предметом инвестиций, не существует в текущем состоянии – иначе не было бы нужды в инвестиции – его необходимо создать. Имеется критическая точка в использовании функционирования, после которой его необходимо ликвидировать (или модернизировать, т.е. использовать для создания нового функционирования). Поэтому второй составной частью теории инвестиционных отношений является теория генемных и мортемных отношений, которая позволяет детально изучать структуру процессов создания и ликвидации функционирований, определять структуру и стадии инвестиционного акта, необходимые функции и роли субъектов – участников инвестиционного акта.

Схема, описывающая структуру инвестиционного акта, завершается определением понятия «инвестиционный акт». Отдельно строится схема, которая вводит понятия ролей субъектов в инвестиционном акте, целей инвестиций, связи инвестиционных актов. Эта схема позволяет получить детальную классификацию инвестиционных актов, что необходимо для выработки инвестиционной политики в регионе.В заключительной части концептуальной схемы содержится определение понятия «инвестиционная характеристика региона». С помощью этого понятия специфицируется задача обследования региона.С инвестиционной деятельностью сильно связаны два аспекта – экспертиза проектов и нормирование инвестиционной деятельности. Эти два аспекта важны при построении инфраструктуры инвестиционной деятельности в регионе, поэтому необходимо использование концептуальных схем, вводящих представление об экспертизе и нормировании.

Каждая частная концептуальная схема служит основанием для построения частной методики. Взаимосвязь концептуальных схем теории и методик показана на рис. 1.Помимо эмпирического, сложившегося разнообразия этапов инвестиционного цикла предложена его структуризация на строгих системных, логических принципах. Инвестиционный акт структуризуется (этапируется) вначале независимо по каждому основанию. Дальнейшая структуризация (этапирование) проводится путем комбинирования оснований. Число возможных оснований достаточно велико, а рассматриваются и применяются только некоторые ключевые, дающие укрупненную структуризацию инвестиционного акта. Структуризация дает номенклатуру функций, которые должны быть осуществлены в инвестиционном акте.Участник инвестиционного акта – субъект, который выполняет в нем определенную функцию. Совокупность однотипных функций инвестиционных актов назовем ролью, выполняемой в инвестиционном акте. Каждый участник преследует в инвестиционном акте свои собственные цели, имеет свои интересы. Как правило, интересы участников не совпадают.

Выделены последовательность действий участников единичного инвестиционного акта (ЕИА), параметры ЕИА, классификация ЕИА, виды совокупностей ЕИА, определение инвестиционной конъюнктуры.5. Теория организационно-экономических формВсе проектные, производственные, кооперационные, экономические и иные отношения субъектов инвестиционного акта существуют в виде организационно-правовых форм. Оргформы урегулируют многочисленные сложные ролевые отношения субъектов с несовпадающими интересами.Простейшей «оргформой» является расписка, которую заемщик дает кредитору. Более сложные отношения регулируются в Уставах организаций. Наиболее сложными являются проекты систем организационного управления для решения проблем в многоаспектных комплексных предметных областях.Полагается, что если интересы субъектов полностью совпадают, специальная оргформа не требуется. Иначе для пары не совпадающих (неполностью совпадающих) интересов создается оргформа. Назовем таковые чистыми оргформами. Набор чистых оргформ, покрывающих все попарные отношения субъектов инвестиционного акта, назовем комплексной оргформой. В комплексной оргформе согласованы все интересы всех субъектов в данном инвестиционном акте. Это может быть, например, Устав акционерного общества, система двусторонних договоров и т.п. Чем детальнее определены структура единичного инвестиционного акта, интересы и роли его субъектов, тем более адекватная оргформа может быть разработана. Успешно реализуются те инвестиционные акты, которые обеспечены комплексной оргформой.

Раскладывая подобные сложные отношения на составные части («концептуальный анализ»), мы научились затем «собирать» из элементарных или простейших оргформ нужную в конкретном случае комплексную оргформу («концептуальный синтез» или «концептуальное проектирование»).Конечно, в мировой и отечественной практике уже найдено и отработано достаточно много типовых оргформ. Однако оказалось, что они не эффективны в случаях, когда речь идет об инновационных проектах, об инвестициях в условиях инфляции и нестабильности, об участии в оргформе 7-8 субъектов с разным статусом, полномочиями, интересами и возможностями. В таких случаях осмысленно спроектировать необходимую новую и точную оргформу гораздо эффективнее, чем приспосабливать какую-либо известную, внося дополнения и изменения.Полезность регламентации информационно-документальных форм хорошо известна на примере методик подготовки бизнес-планов и технико-экономических обоснований (стандарты компании «Эрнст и Янг», ЮНИДО), без следования которым эффективность принятия решений по вопросам инвестирования оказывается крайне низкой. Регламентация организационных форм с использованием метода КП СОУ дополняет (но не заменяет) эти методики, позволяя снизить рискованность инвестиций за счет парирования конфликтных отношений между инвесторами, администрацией, населением, подрядчиками и другими субъектами инвестиционного акта. Концептуальный анализ оказывается полезным также тем, что позволяет предельно точно вскрыть существо инвестиционного проекта и субъектов, заинтересованных в его реализации. Это свойство наиболее полезно в современных условиях недостаточной культуры подготовки инвестиционных предложений в России.

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz