бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ИНВЕСТИЦИИ
Инвесторам никто не пишет.

Воронежские промышленники задумались о своем будущем.

В августе 1998 года областные промышленные предприятия собрались в длинный эшелон, медленно катящийся под откос. Локомотив областной власти не в состоянии в одиночку тянуть этот поезд, вот и приходится машинистам подбрасывать уголь в паровозную топку - искать инвесторов. Некоторые регионы уже давно и успешно идут по инвестиционным рельсам, урывая копейку-другую всюду, где только можно. А Воронежская область в рейтинге инвестиционной привлекательности занимает пока лишь 31-е место по России. Оно и понятно: вряд ли инвестор почтит вниманием регион с неоправданно высокими тарифами на энергоносители и дремучей правовой базой. Вот и приходится нынешнему губернатору корпеть над тем, чего от администрации ожидали еще несколько лет назад.
На днях в обладминистрации прошло заседание Совета промышленников, где проблемы инвестиций в областную промышленность были на первых ролях.
По мнению вице-губернатора по промышленности Вячеслава Клейменова, инвестиционный климат лучше всего характеризует динамика развития производства. Промышленная статистика на фоне, мягко говоря, бледных производственных результатов, выглядит несколько странно: в 1999 году выпущено продукции на 23, 8 млрд. рублей, а в 2000-м - на 36, 3 млрд. рублей. Стоит только задуматься над участью заводов - без пяти минут банкротов (а таких у нас хватает), и эти цифры сразу приобретают мифический оттенок. Впрочем, Вячеслав Клейменов не отрицает, что 37 процентов промышленных предприятий сегодня работают в убыток, проедают собственность акционеров. Прирост же происходит на морально и материально изношенном оборудовании при острой нехватке оборотных средств.
В общем инвестиции нужны заводам, как рыбам - вода. В 2000 году их поступило на сумму 1, 385 млрд. рублей. Это и собственные средства предприятий, и помощь бюджетов всех уровней, и кредиты банков. Тощий областной бюджет тоже помогает, но по-своему: реальных денег не дает, а соглашается на налоговые льготы по инвестиционным проектам. Может также рассрочить задолженности предприятий, чтобы временно свободные средства промышленники пускали <на дело>. Помимо всех бед создается впечатление, что коммерческим банкам до региональной промышленности дела нет. Поэтому обнищавшим предприятиям ничего не остается, как идти на поклон к Сбербанку. А он кредитует не кого попало, а только предприятия, имеющие строгую и продуманную стратегию развития. Вот и приходится промышленникам садиться за написание бизнес-планов, да только не у всех получается... Вячеслав Клейменов привел несколько впечатляющих <инвестиционных> примеров: оказывается, многие предприятия Воронежа и области уже нашли инвестиции и под звуки фанфар создают новые рабочие места, повышают зарплаты сотрудникам. А эти <мелочи> ведут к расширению налогооблагаемой базы. Так, видимо, в преддверии 8 Марта, больше других запомнился <подвиг> Борисоглебской трикотажной фабрики. Инвестиционный проект по внедрению в производство женских колготок <съел> 13 млн. рублей (10 млн. дал Сбербанк). Были набраны 43 специалиста, которые и занялись вплотную колготками, что для провинциального Борисоглебска оказалось маленькой кадровой революцией.
Вице-губернатор по промышленности заявил, что толчок к росту объемов инвестиций уже дан: приняты законы <Об инвестиционной деятельности на территории Воронежской области>, <О порядке предоставления налоговых льгот по инвестиционным проектам> и другие. Однако денежные мешки в область не торопятся: ряд причин сдерживают инвестиционный рост. В области еще предстоит расчистить инвестиционное поле: едва ли серьезный капиталист посмотрит в сторону того же завода им. Коминтерна, пока казна будет трясти с него многомиллионные долги.
Особой похвалы удостоилось стремление промышленников обзавестись федеральным рублем. В 2000 году предприятия участвовали в 13 федеральных программах и реально претендовали на 527 млн. рублей, запланированных в федеральном бюджете. А получили они только 327 млн. Вице-губернатор по экономическому развитию Игорь Шепелевич так прокомментировал эту <недоимку>: <Правительство хочет видеть, куда движутся промышленники. Нам нужна федеральная помощь, но для этого мы должны представить программу собственных действий - за красивые глаза денег никто не дает. Программа эта должна объединять отдельные стратегии развития, разработанные на каждом предприятии. Я разговаривал с Германом Грефом, и он однозначно заявил: <Федеральные дотации - это не бездонное озеро, участие федерального бюджета будет только в социальных программах. Вопросы кредитования и поиска инвестиционных источников мы обязаны решать самостоятельно>. Между прочим, в нынешнем году при должном стремлении в область можно будет привлечь 412 млн. федеральных рублей.
Еще более жесткую позицию занял председатель воронежского Сбербанка Александр Соловьев. <Банки ждут ваших инвестиционных проектов. Но потяните еще 5-6 месяцев, и все банковские ресурсы уйдут в реальный сектор экономики. Ведь главные инвестиционные критерии -рентабельность производства и оборачиваемость вложенных средств ->доступны> далеко не каждому. Кадры надо срочно переориентировать на разработку грамотных промышленных проектов, иначе инвестиционный ручеек, что течет в область, скоро совсем иссохнет. Что касается Сбербанка, то мы в этом случае ведем себя очень осторожно - кредитуя завод им.Коминтерна, мы застраховали себя от рисков, выработав совместно с его руководством меры по защите вложенных средств>, - сказал Александр Кириллович воронежским промышленникам.
Губернатор Владимир Кулаков дал понять, что администрация и словом, и делом поддерживает инвестиционную политику, но и предприятия не должны сидеть сложа руки: <Сегодня мы создаем благоприятные инвестиционные условия: пару месяцев нормальной работы - и мы примем все необходимые законы. Но очищать негосударственные предприятия от долгов область не будет. Мы готовы поддержать предприятия, предоставить льготы, но и вы ведите честную игру: платите налоги, сохраняйте законодательно установленное минимальное количество рабочих мест и средний уровень зарплаты, не препятствуйте акционированию ваших предприятий>.
По окончании выступления губернатора инвестиционные слушания завершились. Однако некоторые проблемы так и остались незатронутыми. К наиболее актуальным можно причислить и такую: любой полноценный промышленный проект предполагает не только <вливание> средств в оборудование и зарплату, но и подготовку кадров и разработку НИОКР. Тем не менее инвесторы склонны тратиться на предприятия, отдача от которых <поступит> в короткие сроки.
Так кто же позаботится об областной науке и образовании? На этот вопрос, специально для <ВВ>, ответил руководитель воронежского Сбербанка Александр Соловьев.
- По-хорошему в России надо было начинать с инвестиций в человека. Подобные <нужды> должны решаться на уровне государства, поскольку банковские кредиты выделяются только под самоокупаемые проекты. Большая часть предприятий области не может финансово обеспечить свою деятельность, не говоря о <мероприятиях>, окупающихся за 5-10 лет. Поэтому если не удается привлечь внутренних кредиторов, то единственный выход - искать внешних инвесторов.
Вторым пунктом, впрочем, гораздо менее злободневным, промышленники обсуждали перспективы создания регионального Общественного Совета. Контуры Совета четко обрисовал Владимир Кулаков: <Целью совета является усовершенствование механизма управления областью, создание платформы для конструктивного диалога между властью и профессиональной элитой, властью и обществом в целом. Аналогичных структур в России нет, поэтому мы пользуемся поддержкой администрации президента и его полпреда в федеральном округе>. Александр Соловьев добавил, что Совет охватит различные ветви власти и слои населения и будет состоять из четырех палат. Гражданская палата соберет под свои знамена представителей реального производства и бизнеса. В общественную палату войдут <делегаты> от политических партий и движений -они будут <разрабатывать социальный заказ>. Законодательная палата будет состоять сплошь из депутатов, они займутся законодательным закреплением интересов избирателей. Наконец, исполнительной палате, совместно с тремя другими палатами, предстоит реализация предлагаемых проектов, в том числе <по восстановлению экономического потенциала области>.
Координация и управление работой Совета будет возложено на общественный Президиум. Также члены Совета промышленников обратили внимание на Торгово-промышленную палату. Но ожесточенной дискуссии здесь не получилось. Фактически в регионе сейчас действуют две ТПП, что противоречит уставу российской Торгово-промышленной палаты. Проблема эта уже давно беспокоит область, и промышленники всерьез вознамерились положить ей конец, поручив Игорю Шепелевичу до 1 апреля зарегистрировать единую Торгово-промышленную палату.

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz